Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Это создание художника»

Последняя повесть Тургенева, напечатанная при жизни писателя, - «Клара Милич». Первоначально Иван Сергеевич озаглавил её «После смерти», но затем согласился на предложение редактора «Вестника Европы» изменить название. Современники приводили слова Тургенева, что М.М.Стасюлевич «нашёл это заглавие слишком "lugubre" ["мрачным"] и изменил — назвал рассказ именем этой женщины (Клара Милич)», хотя сам автор и считал, что первоначальное заглавие более соответствовало его замыслу — показать «посмертную влюбленность».

Сам Тургенев указывал, что в основе его произведения лежит жизненная история, он писал Ж.А.Полонской: «Мысль этой повести явилась мне после того, как Вы мне рассказали об Аленицыне (кстати, что он — жив? и посещает Вас?) и Кадминой».

Итак, имена названы. Он - Владимир Дмитриевич Аленицын - магистр зоологии, статистик и картограф, автор ряда научных трудов (а также текста и музыки «Гимна на коронование Е. И. В. государя императора Александра III»). Тургенев встречался с ним у Полонских. Портрета Аленицына я не смогла найти; в ряде статей о нём помещено изображение пожилого господина, но его же можно увидеть с указанием, что это портрет Айзека Зингера…

Она - Евлалия Павловна Кадмина, личность легендарная. Вот её изображений сохранилось множество, и написано очень много (если не каждый день, то каждую неделю непременно Дзен подбрасывает мне материалы о ней), поэтому я ограничусь лишь самым главным, связанным с тургеневской повестью.

Талантливая певица, окончившая с серебряной медалью Московскую консерваторию, она с успехом пела на сценах Большого и Мариинского театров, совершенствовала мастерство в Италии (правда, судя по всему, не столько усовершенствовалась там, сколько испортила голос, перейдя на несвойственные ему партии), выступала и на сцене драматических театров. 4 ноября 1881 года она покончила с собой, приняв яд во время спектакля «Василиса Мелентьева», где исполняла заглавную роль. Ей было всего двадцать восемь лет. Очень любопытно отозвался на её смерть П.И.Чайковский (весной 1873 года в Большом театре поставили «весеннюю сказку» А.Н.Островского «Снегурочка» с его музыкой, и Кадмина была первой исполнительницей партии Леля; ей композитор посвятил романс «Страшная минута», написанный на собственный текст): «Скажу вам, что это известие меня страшно огорчило, ибо жаль талантливой, красивой, молодой женщины, но удивлён я не был. Я хорошо знал эту странную, беспокойную, болезненно самолюбивую натуру, и мне всегда казалось, что она добром не кончит».

Кадмина, её талант, её необычная смерть привлекали многих писателей – в частности, именно она стала прообразом Лидии Гольской, героини первого напечатанного рассказа А.И.Куприна «Последний дебют».

Тургенев писал той же Полонской: «Я, помнится, видел раз эту Кадмину на сцене (когда она была ещё оперной певицей; у ней было очень выразительное лицо)». Однако лично Иван Сергеевич не был знаком с «сумасшедшей Евлалией» - так она один раз подписалась, и это не было случайностью: очень многие вспоминали о её «несносном характере», из-за которого она нигде и ни с кем не могла ужиться.

Как рассказывают, Аленицын, увидев однажды Кадмину, влюбился в неё, а после смерти артистки любовь его приняла форму психоза (а кое-кто вообще пишет, что влюбился только после её смерти). Но история, рассказанная в повести, целиком вымышлена Тургеневым. Кадмина, видимо, не знала даже о существовании Аленицына; Аратов в повести «молодой человек, лет двадцати пяти», Аленицыну же было уже тридцать семь, и прожил он довольно долго (1846 – 1910гг.). А повесть Тургенева не принял. Полонская рассказывала в письме Тургеневу: «Аленицын пробежал Ваш рассказ, узнал Кадмину и остался недоволен — нашёл, что Вы её не поняли и не могли понять и что, кроме его, никто не только не поймёт, но и не вправе её понять, сам же он пишет драму "Актриса", где он её выставил будто так, как следует,.. досадует на меня, — зачем я Вам писала о Кадминой, так как Кадмина его собственность»

Чего Тургенев «не понял», мы толком не знаем. Кстати, судя по письмам писателя, рассказывала ему о Кадминой не только Полонская, - история её гибели вызвала огромный интерес у многих. И Тургенев просто использовал в своём произведении некоторые факты (он был не первым и отнюдь не последним). Не будучи знаком с Кадминой, он, взяв от неё какие-то черты, создаёт свой, не похожий на реальную женщину образ, как сам объяснял в одном из писем: «История Кадминой (лично с которой, т. е. с Кадминой, я знаком не был) послужила мне только толчком к написанию моей повести. Биография Клары (Милич) мною вымышлена, а также и отношения её к Аратову — типу, сохранившемуся в моей памяти ещё со времен молодости».

Что ж, давайте сравним. Портрет как будто довольно точен. Вот реальная Кадмина:

-2

А вот описание героини повести: «Это была девушка лет девятнадцати, высокая, несколько широкоплечая, но хорошо сложенная. Лицо смуглое, не то еврейского, не то цыганского типа [матерью Кадминой была цыганка], глаза небольшие, чёрные, под густыми, почти сросшимися бровями, нос прямой, слегка вздёрнутый, тонкие губы с красивым, но резким выгибом, громадная черная коса, тяжёлая даже на вид, низкий неподвижный, точно каменный, лоб, крошечные уши... всё лицо задумчивое, почти суровое. Натура страстная, своевольная — и едва ли добрая, едва ли очень умная, но даровитая — сказывалась во всём». Но вчитайтесь: «девушка лет девятнадцати», жить ей остаётся несколько месяцев. Кадмина, как я уже писала, была на десять лет старше.

Кроме того, Клара (а если точнее, Катерина Миловидова) – начинающая артистка, ещё даже не определившая своего призвания – «Мы ещё не знаем хорошенько: Рашель она или Виардо?.. потому что она и поёт превосходно, и декламирует, и играет...» Никакого систематического образования, подготовки к сцене у неё нет. Кадмина же в консерватории училась у крупнейших мастеров своего времени.

Никак не подходят к «сумасшедшей Евлалии» и слова сестры Клары о ней: «Моя нетронутая, неприступная Катя»... Не буду повторять всего, что написано о Кадминой, но она и замужем успела побывать, и причины её самоубийства… Впрочем, о них везде много сказано! Наверное, лучше всего написал один из первых рецензентов повести: «Конечно, Клара — далеко не точный портрет Кадминой, изображённый реалистом, старающимся сделать верную копию действительности; это создание художника, проникающего в сердце, умеющего читать в душе».

Современники приняли повесть восторженно, её хвалил даже И.А.Гончаров, не весьма уважающий Тургенева. А Н.С.Лесков, по воспоминаниям его сына, «в течение 2–3 месяцев никому не давал проходу и со всеми говорил только о новой тургеневской повести», а ответ, что повесть не читали, «вызывал в нём чувство, смешанное из сострадания к вашему невежеству и глубокого недоумения».

И прежде чем перейти к анализу самой повести – ещё один любопытный факт.

Среди сохраняющихся у меня дома старых фотографий артистов я нашла одну с указанием, что это «г-жа Кошилъ» (я прочла именно так) в опере «Клара Милич», шедшей в театре Зимина. Сейчас, собирая материалы, я выяснила, что опера действительно была (о ней пишут как о незаслуженно забытой, вероятно, сказалось время её появления – первая постановка состоялась 11 ноября 1916 года). Автор её – А.Д.Кастальский. А на предлагаемой вам фотографии – первая исполнительница партии Клары.

-3

Имя её, как оказалось, я прочла неправильно. Это Н.П.Кошиц, достаточно хорошо известная певица. Ей посвящали свои произведения С.В.Рахманинов, Н.К.Метнер, С.С.Прокофьев. После революции она жила и выступала в Америке, а в 1950-ые годы снималась в Голливуде. Известной певицей и киноартисткой была и её дочь.

«Бывают странные сближения»…

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале

"Оглавление" по циклу здесь

"Путеводитель" по тургеневскому циклу здесь

Навигатор по всему каналу здесь