Финал сериала “Натали и Александр” отвечает канонам классического кино. Добро побеждает зло, герои счастливы. Вся страна с напряжением ждала целую неделю, уступит ли Наталья Пушкина любовным страстям царя Николая I, пойдет ли на измену мужа ради его “блага”. И Александр Пушкин в итоге спасен, царь ведёт себя благородно, как джентльмен, а происки врагов, иностранцев Бенкендорфа и Нессельроде рухнули. Пусть в 11 серии появляется Дантес, ещё одно “тайное оружие” врагов против Поэта, это уж не так важно. Дантес в таком ракурсе лишь классический намёк на тему “зло в этом мире неистребимо”. Он не мешает триумфу чувства над разумом, который требуется зрителю от мелодраматического художественного кино. Восторг меня как зрителя сполна искупает все треволнения за судьбы героев в предыдущих сериях.
Продолжение, ранее см. Сериал “Натали и Александр”. Женитьба Пушкина, барышня и царь. Правда, интрига и неправда на экране
Холодный ум Натали Гончаровой и дедушка Афанасий
Какова главная придумка сериала? На мой взгляд, в нем заметно переписана “политическая” биография Пушкина – в 12 серии до полного вневременного бреда об аресте Пушкина в связи с перепиской с Чаадаевым - для того, чтобы дать больше места на экране его жене, Наталье Николаевне, развить её положительный кинообраз. Существенным подспорьем для сюжета является, очень кстати, слава Пушкиной как первой шахматистки Петербурга, что выдает в ней незаурядный ум. А как без ума можно уживаться с Гением?
Однако поднимем больше известного о Наталье Николаевне и сравним с предлагаемым в кино.
Уверенные в своей героине, создатели сериала даже не побоялись обвинить умную женщину в смерти дедушки Афанасия Николаевича Гончарова 10/22 сентября 1832г., а также в объявлении недееспособным её больного отца Николая Афанасьевича (1787-1861). Последняя манипуляция производится ради передачи наследства по майорату старшему брату Дмитрию. Между тем из письма сестер Гончаровых (19 мая 1832) известно, что семейное решение о наследовании всего имущества внуком, а не сыном, было принято ещё до смерти Афанасия Гончаровым. Официальным признанием отца больным занимался сын Дмитрий уж после смерти деда.
Вся семья была заодно. Слухи о том, что дед Афанасий Гончаров получил разрешение на продажу Полотняного завода, встревожили его потомков летом 1832г. В письме от 11 августа 1832г. Екатерина Гончарова просит брата Митеньку разузнать, что происходит по этому делу – “вот уж неприятное дело, у нас только и есть сколько-нибудь верный кусок хлеба – Завод, и потом, как жаль продавать такую фабрику, как у Дедушки хватило духу сбыть её с рук”. Как известно, скоро дед получает решительный отказ в продаже завода и скоропостижно умирает от огорчения. Если уж отказ в продаже завода и вызван обращением Натальи наверх (как в сериале), то обвинять её одну в смерти дедушки, а тем более в последующем объявлении отца сумасшедшим, очень не справедливо. Между прочим, для расплаты с унаследованными долгами (около 1,5 млн руб.) Гончаровым пришлось заложить все свои имения и недвижимость, кроме Полотняного завода. Последний по правилам майората не мог быть отдан в залог.
Тема Николая и Натали как ведущая
Разумеется, это всё частности на фоне той основной темы, которую поднял сериал, - был ли или не был роман между царем Николаем I и Натальей Пушкиной. Если развить этот вопрос в сторону большего реализма в смысле морали, - кого должны были показывать на экране - кокетку или саму скромность? На этот счет, опираясь на известное из воспоминаний и писем героев и современников, можно утверждать следующее: 1) Николаю очень понравилась м-ль Н.Гончарова; 2) Император искал встреч уже с м-м Н.Пушкиной; 3) Наталья кокетничала с царем; 4) Пушкин знал это и доверял жене, которая ему всё рассказывала; 5) Наталья, по мнению Пушкина, отказала царю. Эту линию драматически-художественно и развил сериал, украсив неизвестными науке подробностями).
Вот два ярких документальных свидетельства об отношении Николая и Натальи. Первое записано Бартеневым со слов друга Пушкина Нащокина – “Сам Пушкин говорил Нащокину, что <царь>, как офицеришка, ухаживает за его женою; нарочно по утрам по нескольку раз проезжает мимо ее окон, а ввечеру, на балах, спрашивает, отчего у нее всегда шторы опущены. — Сам Пушкин сообщал Нащокину свою совершенную уверенность в чистом поведении Натальи Николаевны”.
Встреча Николая с Натали
Второе свидетельство требует пояснения. Николай увидел впервые Гончарову в марте 1830г., скорее всего, на балу. Николай 7-12 марта находился в Москве. Девушка произвела явно впечатление на царя. В ответе Пушкину на его обращение к царю за рекомендациями по поводу женитьбы 28 апреля 1830г. Бенкендорф передает мнение царя о его высоком брачном выборе "женщины столь достойной и привлекательной, как м-ль Гончарова". По стопам того же впечатления не позднее 29 июля 1830г. Пушкин пишет невесте из Петербурга: (Н.К.Загряжская, тетушка Натальи) “повторила мне комплименты государя на ваш счет”. Вроде бы ничего необычного в этой симпатии, и едва ли она возникла лишь по "наслышке".
А какова первоначальная реакция Натальи на высокое внимание? Вот письмо Натальи Пушкиной деду Афанасию 13 июля 1831г. из Царского села, оно выдает реакцию скромной особы на царя: “Я не могу спокойно прогуливаться по саду, - так как узнала от одной из фрейлин, что их величества желали узнать час, в который я гуляю, чтобы меня встретить. Поэтому я и выбираю самые уединенные места.”
Очевидно, слава о жене Поэта №1 уже достигла и императрицы, раз царственные супруги хотят встретиться с ней и оценить тет-а-тет без Пушкина. Поэт сам подогревал этот интерес, никому не показывая жену. Что ж, правда или нет, в сериале Наталья совершенно случайно встречает царя на прогулке в Царском селе. (Двор приехал сюда 9 июля 1831г., скрываясь от холеры). Чуть позже она уже по воле Пушкина подходит к царским особам на прогулке, катается с царем на лодке. Про лодку - это художественная задумка.
Главное, что настоящая встреча двух пар произошла и, скорее всего, это было между 20 и 25 июля. Впервые о разговоре с царем Пушкин сообщает в письме Нащокину 21 июля 1831г. “Нынче осенью займусь литературой, а зимой зароюсь в Архивы, куда вход дозволен мне Царем. Царь со мной очень милостив и любезен.” 22 июля он уточняет в письме к Плетневу: “— Кстати, скажу тебе новость (но да останется это, по многим причинам, между нами). Царь взял меня в службу — но не в канцелярскую, или придворную, или военную — нет он дал мне жалование, открыл мне архивы, с тем, чтоб я рылся там, и ничего не делал. Это очень мило с Его стороны, неправда ли? Он сказал [по-французски]: “Поскольку он [Пушкин] женат и не богат, надо заставить работать его котелок”. Ей Богу, он очень со мною мил.”
Про то, что при этих переговорах, возможно, была и Наталья, сообщает в письме мама Пушкина, проживающая неподалеку, дочери утром 26 июля: “В качестве новости скажу тебе, что Император и Императрица встретили Натали и Александра; они остановились с ними поговорить, и Императрица сказала Натали, что очень рада с нею познакомиться и тысячу других вещей, очень милых и очень любезных. Вот она и вынуждена появиться при Дворе, совсем против своей воли.” Итак, между 20 и 25 июля состоялись одна или две встречи Пушкина с царем в Царском селе. На одной из них была и Натали.
Натали при дворе
В сериале императрица, как похоже и в жизни, составляет протекцию Натали для создания её портрета Александром Брюлловым, который рисовал и высшую особу. Придворный архитектор Александр Брюллов зимой 1831/32гг. пишет портрет Натали. И Пушкин нисколько, судя по письмам, не ревнует жену к нему.
Ко двору Наталья быстро привыкает. Она здесь желанна. 11 октября 1833г. Пушкин пишет жене из Болдино: “…жди меня в конце ноября. Не мешай мне, не страшай меня, будь здорова, смотри за детьми, не кокетничай с ц[арем], ни с женихом княжны Любы.” Вроде бы ничего необычного. Всё в рамках приличий.
Между тем надвигается “беда”, грозящая взрывом эмоций. 1 января 1834г. Пушкин пишет в своем дневнике: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове [дворце]. Так я же сделаюсь русским Dangeau»”. Данжо (1638-1720) - это французский придворный, бытописец жизни короля. И Данжо же - муж красивой женщины. Намек Пушкина двойственен. Его, взбешенного, всё-таки полуубедили, что у государя не было задней мысли.
Логично полагать, что став придворным и пустив жену ещё больше потому в свет, поэт становится более чувствителен к сплетням. К тому же в мае 1834г. он узнает, что его письма к жене вскрывают в полиции. Тайна личной жизни для него неприкосновенна, а Наталья то активна в свете. 11 июня 1834 он пишет жене по поводу ее хлопот по устройству сестер фрейлинами. “Охота тебе думать о помещении сестер во дворец. Во-первых, вероятно, откажут; а во-вторых, коли и возьмут, то подумай, что за скверные толки пойдут по свинскому П. Б.Ты слишком хороша, мой ангел, чтоб пускаться в просительницы.”
Появление Дантеса
Не в императоре, как принято считать, таилась угроза семейному счастью поэта. Как-то незамеченными проходят строчки в письма Пушкина 12 мая 1834г. ”Какая ты дура, мой ангел! конечно я не стану беспокоиться оттого, что ты три дня пропустишь без письма, так точно как я не стану ревновать, если ты три раза сряду провальсируешь с кавалер-гардом. Из этого еще не следует, что я равнодушен и не ревнив.” Кавалергарды ходили на балах вокруг Натальи не в единственном числе, но был среди них, оказался тот, кто вошел в Историю России, – Дантес. И может уже тогда его заметил при жене Поэт. Этого француза приняли на русскую службу, в Кавалергардский полк приказом от 8 февр.1834г. Путь в светское общество иностранцу был открыт.
Как утверждал пушкинист Н.А.Раевский, с Натальей Николаевной Жорж познакомился не позднее осени 1834г. В сериале постарались обойтись деликатно с этим событием, чтобы не портить задуманной картины взаимоотношений Пушкиной с царём, не превращать классический любовный треугольник в ассиметричный квадрат. В сериале Дантес появляется в размытые сюжетом 1834-1836гг..
"Тихой" сапой пробирается в окружение Пушкиной Дантес. Рассказы Вяземских, собранные Бартеневым, дают такую картину: “Кн. Вяземская предупреждала Пушкину относительно последствий ее обращения с Гекерном (т.е.Дантесом). «Я люблю вас, как своих дочерей; подумайте, чем это может кончиться!» — «Мне с ним весело. Он мне просто нравится. Будет то же, что было два года сряду (т.е. в 1834-36гг- О.Д.)». Пушкин сам виноват был: он открыто ухаживал сначала за Смирновою, потом за Свистуновою (ур. гр. Соллогуб) [В сериале за Идалией Полетика - О.Д.]. Жена сначала страшно ревновала, потом стала равнодушна и привыкла к неверностям мужа. Сама она оставалась ему верна, и все обходилось легко и ветрено”.
Ещё почитаем от Вяземских: ”Влюбленная в Гекерна высокая, рослая старшая сестра Екатерина Николаевна Гончарова (фрейлина, вышла замуж за Дантеса в 1837г) нарочно устраивала свидания Натальи Николаевны с Гекерном, чтобы только повидать предмет своей тайной страсти”. Имя Дантеса (с 1836 Геккерна), как участника кружка вокруг сестер Гончаровых, появляется в одном из их писем 1 декабря 1835г.
Кажется, в сериале даже правы, страсть Дантеса стала заметна только в 1836г. И в последнем известном письме Пушкина жене от 6 мая 1836г. о французе ничего вроде как не говорится, одеяло тянет на себя (по привычке?) царь. ”И про тебя, душа моя, идут кой-какие толки, которые не вполне доходят до меня, потому что мужья всегда последние в городе узнают про жен своих, однако ж видно, что ты кого-то (т.е. намек на царя - О.Д.) довела до такого отчаяния своим кокетством и жестокостию, что он завел себе в утешение гарем из театральных воспитанниц. Не хорошо, мой ангел: скромность есть лучшее украшение Вашего пола.”
Как вы видели на экране, из признания поражения царя на любовном фронте с Натали и переключения его внимания на других дам в сериале сделали конфетку. Однако по тексту письма А.С. (выше) видно, что Пушкина, пусть ради и невинного развлечения, кокетничала не только с царем. Киноистория с царем в сериале выглядит как громоотвод действительных событий.
Продолжение следует
Очерк включен в подборку Исторические сериалы и Деятели искусств блога Друг Истории.
Признателен за лайки и подписку, а также донаты (подмога) на развитие канала) Душин Олег ©, Друг Истории №329, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канал Друг Истории