Для страны, увлеченной Пушкиным уже 200 лет, на телеэкран 17 февраля 2025г. вышел интересный сериал “Натали и Александр” Владимира Щеголькова. В новой работе “о нашем всем” жизнь поэта и его жены рассматривается под углом зрения их взаимоотношений и охватывает период 1828-1836г. В первых сериях уже становится ясно, что царь Николай I будет играть в семейных коллизиях важную, если даже не роковую роль.
Очевидные выдумки
Насколько близок к жизни поэта животворящий сценарий, просвещенный зритель может уж судить по таким очевидно выдуманным эпизодам как первое сватовство Александра к Наталье в пьяном виде, демонстрация им обнаженной пятой точки в царскосельском Лицее, знакомство со старой графиней, открывшей Пушкину, подобно “пиковой даме” секрет трех карт, отчаянный заход в клетку с медведем ради вознаграждения, ограбление в лесу разбойниками, главарь которых похож на будущего героя Дубровского…
Все эти художественные вставки усиливают развлекательный характер сериала и повышают вместе с тем интерес к пушкинистике, вооружённой биноклями и тепловизорами.
Откуда приехал Пушкин в Москву, дуэль и царь
Разберем наиболее интригующие детали нового сериала для тех читателей, кого волнует жизнь А.С. и кто отличает художества от художественности для самообразования. Уже первые кадры о дуэли Пушкине в 1828 году в Михайловском ввергли лично меня в недоумение. Во-первых, согласно фундаментальной биографии Пушкина А.И.Гессена Пушкин не жил в 1828г. в Михайловском, тем более в ссылке. Во-вторых, все три его дуэли в 1828г. были отменены. В сериале творчески переработана так и несостоявшаяся дуэль 1822г. со штабс-капитаном Рутковским. Пушкин не поверил в то, что бывают градины весом в 3 фунта и высмеял отставного офицера. Один сказал подлец, другой - мальчишка. Пошли вроде стреляться, но не утерпели и сцепились врукопашную, и поэт вроде как выхватил нож. В итоге его скрутили и отвели домой - под караул.
Что ж, в 1 серии поэт стреляется ради забавы с неким Сарычевым из-за спора о размере градин. Сарычев сразу не согласился, что бывают градины размером в перепелиное яйцо (3-4 см).
В-третьих, в момент дуэли ссыльному Пушкину приходит вызов в Москву, где он встречается с царем Николаем и получает вызволение из ссылки с запретом бывать в Петербурге и личного цензора в лице царя. Но позвольте, - в Москву Пушкина к себе на прием новый царь Николай I вызвал в 1826г. и тогда же (8.09.1826) освободил из ссылки с дозволением жить в Москве, став личным цензором. В Петербург литератор, получив на то и тут позволение, вновь приехал в мае 1827г., а не в с 1830 как утверждается во второй серии.
В 1828 году поэт жил в Петербурге, откуда выехал в ночь на 20 окт. ст. ст. 1828г. не в Михайловское, как иногда пишут, а в Малинники Старицкого уезда Тверской губернии, в гости к Прасковье Осиповой-Вульф. Пушкин: “Хоть малиной не корми, да в Малинники возьми.” Почему же он не поехал в своё имение Михайловское? Думаю, что после смерти Арины Родионовны 31 июля 1828г., переехавшей в Петербург, эмоциональные связи с отчиной ослабели. Творческому человеку нужны были родственные души, да и по дороге в Первопрестольную это. Из Малинников поэт поехал в Москву, где на балу в доме Кологривовых после рождественского поста встретил Наталью Гончарову.
Наталья - невеста на выданье, женихи
Очевидные несоответствия “политической” биографии Александра Сергеевича с ЖЗЛ в сериале маскируются подробным знакомством с семьей Гончаровых и двумя потенциальными женихами дочки Натальи – Алексеем Давыдовым и Платоном Мещерским. Появление последних на экране в новинку, хотя это реальные персонажи. Так, в конце января 1830г. Пушкин писал об одном из них (из Петербурга) Петру Вяземскому: “Правда ли, что моя Гончарова выходит за архивного Мещерского? Что делает Ушакова, моя же? Я собираюсь в Москву — как бы не разъехаться.” Платон Мещерский служил при московском архив Коллегии иностранных дел, отсюда прилагательное архивный.
В кино время к январю 1830 года пролетает незаметно, вместе с ним мелькает поездка Пушкина на Кавказ после того, как его первое сватовство весной 1829г. к Гончаровой было отвергнуто. 1 мая 1829 Федор Толстой ("Американец" , в сериале его нет) пришел в дом Н.И.Гончаровой и от имени Пушкин попросил руки дочери. Наталья Ивановна ответила, что дочь слишком молода, надо подождать.
Получив ответ, Пушкин тут же выехал на Кавказ и далее в Арзрум, где шла русско-турецкая война. Думаю теперь - после просмотра сериала, что стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла” посвящено новой пассии Наталье, а не старой - Марии Раевской. ”И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.” Вернувшись в 20 числах сентября в Москву, после 17-летия (27 авг.) Натальи, наш герой встречает холодный прием у Гончаровых. 12 октября 1829г. он уезжает в полюбившиеся Малинники, а оттуда в Петербург.
Начальный эпизод 2-й серии, в котором в светской игре Александр и Наталья изображают Отелло и Дездемону, выдуман. Он создан по мотивам успешного участия Натальи в живых картинах на балу в январе 1830 в роли сестры карфагенской царицы Дидоны – Анны. Пушкина не было тогда в Москве. В это время приступом Наталью брал как раз Мещерский. Видимо, он приглянулся её матери. Но что-то не сложилось... Фантазии здесь уместны.
Подготовка к браку Пушкина
12 марта 1830г. Александр возвратился в Москву, 6 апреля по настоянию дочери Наталья Ивановна дала согласие на брак, а 6/18 мая 1830г. состоялась помолвка. Между этими событиями разыгрывается драматическая борьба между старшей Гончаровой и женихом. Как вы помните, во 2 серии Наталья Ивановна, прочитав эротическую Гаврилиаду Пушкина, требует подтверждения его благонадежности от самого императора для согласия на брак.
Здесь есть нюанс. На самом деле мать уже дала согласие (но с условиями) на брак дочери - ещё до того, как Пушкину была отдана Кистеневка и получено “царское” благословение, но для помолвки требовалось разрешить её сомнения относительно материального и политического положения будущего зятя. Получив известие о согласии Гончаровой на брак дочери, отец Пушкина отдает ему деревню. А сам Пушкин пишет тайное письмо шефу жандармов Бенкендорфу 16 апреля 1830г. В письме есть такие строчки: “Г-жа Гончарова боится отдать дочь за человека, который имел бы несчастье быть на дурном счету у Государя… Счастье мое зависит от одного благосклонного слова того, к кому я и так уже питаю искреннюю и безграничную преданность и благодарность”.
28 апреля 1830 Бенкендорф отправляет ответ царя, в котором подтверждается благонадежность А.С., дается разрешения на издание Бориса Годунова и разрешение показывать это письмо “всем, кому найдёте нужным”. Вот первый абзац из него – “Милостивый государь, Я имел счастие представить Государю письмо от 16-го сего месяца, которое Вам угодно было написать мне. Его Императорское Величество с благосклонным удовлетворением принял известие о предстоящей Вашей женитьбе и при этом изволил выразить надежду, что Вы хорошо испытали себя перед тем, как предпринять этот шаг и в своем сердце и характере нашли качества, необходимые для того, чтобы составить счастье женщины, особенно женщины столь достойной и привлекательной, как м-ль Гончарова. Что же касается Вашего личного положения, в которое Вы поставлены правительством, я могу лишь повторить то, что говорил Вам много раз; я нахожу, что оно всецело соответствует Вашим интересам; в нем не может быть ничего ложного и сомнительного, если только Вы сами не сделаете его таким….”
Эпидемия холеры как препон к счастью
23 июня 1830г. Н.М. Языков пишет брату в Петербург: “Пушкин ускакал в Питер печатать Годунова. Свадьба его будет в сентябре.” C царем было всё улажено, но в сериале решили пойти другим путём и протянули “мытарства” Александра и Натали по поводу императорской рекомендации до осени 1830г., то есть эпидемии холеры. Да к тому же еще и подключили к этой рекомендации Натали. Тем самым пропустили, кстати, возможный сюжет событий с её отвергнутым женихом. Итак, 31 августа 1830г. Пушкин уезжает в Болдино, чтобы принять там от отца деревню Кистенево, отданную ему отцом по случаю женитьбы. А в сентябре 1830 в Москве началась холера, она и задержала возвращение поэта в Москву на три месяца. Между тем в письме Н.М.Языкова из Москвы 22 октября 1830г. весьма странно сообщается: “Свадьба Пушкина не состоялась: его Мадона выходит за князя Давыдова”. Две недели спустя Языков опровергает этот слух как неверный. В то же время слухи ходили о том, что Пушкин не поладил с невестой или же с её матерью. Возвращаемся к женихам. В кино нам показывают, по сути, слепок с несчастного Василия Давыдова (1809-1858), ухажера Натальи, который, по слухам, заливался слезами на церемонии её бракосочетания. Правда, этот Давыдов не был князем, как назвал его в письме Языков, но служил в Сенате и писал стихи. Возможно, осенью 1830 Давыдов пробовал как-то приударить за Натальей, пользуясь отсутствием Пушкина. С ножом на неё, как в кино, на неё он, всё же) не бросался.
Во время холеры Гончаровы оставались в Москве и прятались дома. Всё же почта работала вопреки утверждению в сериале, что работает только кладбище. 4 ноября 1830 Пушкин пишет Наталье: ”Как вам не стыдно было оставаться на Никитской во время эпидемии? Так мог поступать ваш сосед Адриян, который обделывает выгодные дела. Но Наталья Ивановна, но вы! — право, я вас не понимаю.” Через все препоны Пушкин рвется в Москву, к невесте, но во Владимирской губернии смотритель карантина, узнав, что путник направился в Москву по личной, а не по казенной надобности, разворачивает его, потребовав свидетельства, что тот едет не из зачумлённого места. 18 ноября пишет Наталье (по-французски): “Прощай, мой ангел. Веди себя хорошо, не выходи замуж за месье Давыдова и прости мой дурной юмор”. В сериале же Пушкина разворачивают на въезде в Москву, да и едет он не совсем к невесте, а к Бенкендорфу, который, оказывается, коварно задерживает просьбу Пушкина о рекомендации. Ничего Бенкендорф не задерживал (см. выше) и Наталье не было нужды думать о тайном венчании и писать прошение к императору, хотя это показано во 2 серии.
Венчание
Венчание происходило 18 февраля 1831г. в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. В сериале нас избавили череды дурных примет, случившихся тогда - падения на пол Евангелия и креста, падение на пол обручального кольца, которое жених надевал на палец невесте. Гаснет только свеча в руке Пушкина, который почему-то стоит слева от невесты. Казалось бы, что погасшая свеча только примета, сопровождающая событие музыка не предвещает, кажется, ничего..
Продолжение следует
Очерк включен в подборку Исторические сериалы и Деятели искусств блога Друг Истории.
Признателен за лайки и подписку, а также донаты (подмога) на развитие канала) Душин Олег ©, Друг Истории №327, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канал Друг Истории