Автор этого замечательного отзыва - мой читатель, друг Сергей (спасибо!)
«Как нетрудно догадаться, это Гончарова и Пушкин.
Пушкина играет Александр Зарядин, Натали - Ксения Трейстер, обратно перефразируя песню "Машины времени", ни того, ни другую я не видел ни разу. Ей во время съемок было примерно 22, ему к 35-ти, то есть близко к реальному возрасту прототипов (на момент свадьбы соответственно 18 и 31, на момент знакомства на пару лет меньше, а в 1837-м - 24 и 37).
Трейстер-Натали кого-то шокирует, ах, это не красавица Гончарова, но не знаю, честно говоря, насколько критики сопоставляют придуманный ими образ с портретами и описаниями современников (в частности, насколько этот образ имеет сходство с Мадонной, с которой ее сравнивал не только поэтичный супруг); разве что сериальная Натали ниже Пушкина, но, при всей моей любви к точности, мне кажется, это далеко не то же самое, что показать, к примеру, двухметрового Бонапарта, рост в данном случае не столь актуален. Поначалу она выглядит совсем юной, после рождения первого ребенка - более взрослой; в целом, опять-таки за исключением роста, подходит под такие описания:
"…очень молодая и очень красивая особа, тонкая, стройная, высокая – лицо Мадонны, чрезвычайно бледное, с кротким, застенчивым и меланхолическим выражением, – глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные, взгляд не то чтобы косящий, но неопределенный, – тонкие черты, красивые черные волосы…"
"…она понравилась всем и своим обращением, и своей наружностью, в которой находят что-то трогательное".
Очень молодая особа, чья красота ассоциируется с кротостью и трогательностью, собственно, что не так?
Внешность героя, на мой взгляд, также вполне соответствует одному из описаний, оставленных не знакомой с Пушкиным барышней:
"…по виду ему было более 30 лет. Он носил баки. Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы – вообще неправильные черты. Но что у него было великолепно – это темно-серые с синеватым отливом глаза – большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее, и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное. Когда он смеялся, блестели его белые зубы. Манеры у него были светские, но слишком подвижные. Он хорошо говорит: ах, сколько было ума и жизни в его неискусственной речи! А какой он веселый, любезный, прелесть! Этот дурняшка мог нравиться…"
Такой мог, ни убавить, ни прибавить:
Пушкин в сериале - обычный человек со своими достоинствами и недостатками, очень живой, который ведет себя так (пьет лишку, чудит за карточным столом, обнимается с медведем, провоцирует ссоры, устраивает дебоши, стреляет по картинам, дерется с Булгариным, изводит любимую "женку" и себя ревностью и вздорными упреками (чем дальше, тем больше и хуже), и это не все), что знаменитое "…Ай да сукин сын!" в его адрес мог бы произнести не только он сам, но и многие другие, причем с полярными оттенками. Натали - быстро взрослеющая влюбленная девочка, чьи мечты разбиваются не столько о быт, сколько о характер и образ жизни далекого от идеальности мужа, и она пытается сохранить любовь, семью и себя, не всегда, как и супруг, принимая правильные решения (не случайно в названии ее имя стоит на первом месте).
Всего 12 серий, которые пролетают довольно быстро - начиная с самой первой, пропитанной атмосферой Джейн Остин и Ричарда Шеридана (дальше будет серьезнее - Бальзак, Стендаль и что-то из русской классики; такое изысканное рагу или, в контексте времени и места, скорее ушное). Интерьеры-экстерьеры эпохи соответствуют реалиям и ожиданиям, музыкальное сопровождение классически изысканно, анимационная заставка очень симпатична:
В целом удачный подбор актеров, среди которых много не слишком известных или совсем незнакомых, в том числе молодых. Пушкин и Натали, на мой взгляд, превосходны; помимо них, очень хороши старшие Гончаровы: мать (Полина Кутепова), отец (Ростислав Бершауэр), дед (Сергей Гармаш). К остальным тоже претензий нет, удачных образов немало, в качестве примеров - при всей неприятности персонажа Мария Нессельроде, статс-дама, серый кардинал в юбке (Александра Ребенок),
и Лев Пушкин, младший брат Александра (Ян Гахарманов).
Естественно, присутствуют вольные интерпретации, допущения, перенос акцентов, в общем, авторское видение (то самое "видение художника"). Какие-то линии довольно сильно упрощены, например: поэт и власть, герои и высшее общество. Последнее, исключая царственную чету и еще пару человек, представлено сплошь завистниками и интриганами.
Привычно однобоко показан главный начальник Третьего отделения и шеф Отдельного корпуса жандармов Александр Бенкендорф (деятели от культур с федеральных каналов никак не выйдут за узкие рамки шаблонных представлений о подобных личностях: Аракчеев, Бенкендорф, Победоносцев etc. - обязательно ограниченные церберы-ретрограды, озабоченные лишь тем, как бы запретить, не допустить и так далее) - здесь он с министром иностранных дел Карлом Нессельроде составляет немецкоязычный союз против поборника вольнодумия и русской речи, являющего угрозу устоям государства, всячески пытаясь сделать его жизнь невыносимой. В действительности отношения между Бенкендорфом и Пушкиным, при всех разногласиях, носили вполне уважительный деловой характер (как писал Пушкин Вяземскому: "…в сущности это честный и достойный человек, слишком беспечный для того, чтобы быть злопамятным, и слишком благородный, чтобы стараться повредить тебе…"); от написания "Истории Петра" Пушкина не отстраняли, препятствий в работе над ней не чинили; "Повести Белкина" не запрещались; история внесения исправлений в "Анчар" намного более прозаична и менее драматична, и так далее.
Напротив, скомкана линия Гончарова-деда, который предстает едва ли не добрым гением своего семейства, а Натали - виновницей его смерти.
Обыгран ряд слухов (или мягче - версий), не имеющих подтверждения (в частности, об отношениях Натали с Николаем I). Какие-то эпизоды очевидно вымышлены, некоторые пушкинские сюжеты (тройка-семерка-туз, дворянин-разбойник) вкраплены в повествование как эпизоды жизни самого поэта.
По словам режиссера, одной из целей авторов было "спровоцировать зрителей взять книги и самим проверить, а так ли все лихо было на самом деле"; полагаю, во многом они своего добились, другое дело, вызывают смутные сомнения масштабы, в которых подобная цель, судя по всему, давно уже ставится при создании историко-биографических фильмов и сериалов. Иногда возникает мысль, что напрасно создатели сериала не пошли по пути авторов "Плевако" и не назвали героя Сергеем Александровичем (оставив Александра Сергеевича на будущее для Есенина). Но на протяжении 10 серий ничего вопиющего, на фоне того, что уже было сказано и написано разной степени серьезности и добросовестности исследователями на тему "вокруг Пушкина", я не заметил.
Впрочем, минимум один ляпсус-шедевр присутствует, а именно - в титрах, когда очередь доходит до музыкальных произведений, вслед за полонезом из оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин" следует: "Войсез оф спринг. Оп. 410", автор и исполнитель - Джоанн Страусс, - и после непродолжительной паузы, на всякий случай произведя нехитрые уточнения, вы понимаете, что имеется в виду Johann Strauss, сиречь Иоганн Штраус, с вальсом "Весенние голоса". В полуторавековой давности провинциальной газете и то едва ли такое увидишь. Ну хоть "Чайковский" написали не через "ф", и ладно.
В общем, первые 10 серий как кино о Пушкине - более, чем спорно (имея в виду буквальный смысл этого слова - есть, о чем спорить, а не бесспорно плохо, как его понимают некоторые), как кино о некоем условном Пушкине, жившем в России первой половины XIX века, - очень даже ничего, почти замечательно: вполне достоверная история того, как могли бы складываться брак известного литератора, человека далеко не самого спокойного, уравновешенного, мудрого и рассудительного, с юной женой, их отношения с близкими и окружающими, их бытие вообще в непростых обстоятельствах; интересно, динамично, легко, естественно, местами трогательно, местами забавно (например, когда Натали задумывает прием в честь царских особ, а коварные дамы в присутствии императрицы предлагают устроить там китайскую чайную церемонию, и Натали приходит домой и обреченно говорит слуге - с утра обегай город, узнай про Китай, К-и-т-а-й, страна такая; узнай, как у них варят чай и есть ли у нас китайцы; и в день приема звучат китайские напевы, и старший китаец обращается к их величествам со словами: "Из далекова Китая мы пливезти вам вкусный цая") и, разумеется, познавательно (как водится, по ходу дела пришлось слегка углубиться в разные книги и кое-что уточнить; в частности, помимо фактов, имеющих непосредственное отношение к главным героям, возникли вопросы: использовалось ли уже слово "автограф" (да); действительно ли Николай I в конце 1820-х – начале 1830-х еще не носил усов (по крайней мере осенью 1830-го (А.И. Герцен свидетель) он был безус, и до 8 июня 1832 года ношение усов генералам и офицерам гвардейских полков (шефом двух из них состоял Николай I) было воспрещено; впервые в сериале император появляется при усах в 7-й серии, уже осенью 1832 года, и эта деталь примерно столь же мила, как то, что Милорадович в сериале "Союз спасения. Время гнева" отдает честь левой рукой; ну и можно ли было в то время найти в Санкт-Петербурге китайцев, ответ покамест не найден).
Пожалуй, единственное, что до 11-й серии омрачает просмотр, - периодически посещающая мысль, что у этой истории, как известно, печальный финал. Это второй такой опыт после упомянутого "Союза спасения…", тоже, кстати от "Первого канала" (любопытная связь между ними еще и в том, что хронологически действие в "Натали и Александре" разворачивается вскоре после событий, описанных в "Союзе спасения…", и в 1-й же серии "Натали и Александра" император весьма символично задает Пушкину вопрос о его отношении к восстанию декабристов).
В 11-й серии возникает нехорошее предчувствие - бесконечные метания героя от "ангел мой, люблю, прости меня, я тебя недостоин" к "ты, недостойная, меня предала и растоптала мои чувства" и обратно (при том что зритель уже настроился на то, что между ними наконец воцарятся согласие и любовь, которые будут разрушены злополучной дуэлью) весьма утомляют и вводят в уныние.
И предчувствие не обманывает - большая часть 12-й серии настолько кошмарна, что просто нет слов. Пушкина берут под стражу по сфабрикованному обвинению в крамольном сговоре с Чаадаевым, и даже не столько из желания его уничтожить, сколько ради того, чтобы уложить Натали в постель императора (который, собственно, чувства проявляет, но сопряженных с насилием жертв ни от кого не требует), а потом использовать ее влияние как фаворитки в своих интересах, - бред из категории "страсти и интриги при дворе османского султана", не выдерживающий критики независимо от того, о каком Пушкине речь, реальном или условном.
Учитывая, что Пушкин в заточении хотя вину свою и отрицает, но примеряет на себя образ несгибаемого Овода, уже ожидаешь, что и дуэли не будет - тюремщики просто выведут его на расстрел, и он падет с криком "долой самодержавие" и строками из стихотворения "К Чаадаеву" (от "Товарищ, верь…" до "…И на обломках самовластья напишут наши имена") на устах. Хочется взять всю переписку Пушкина, Натали, их окружения вместе с другими документальными свидетельствами эпохи и исхлестать ими каждого сценариста, приговаривая: "Кто тебя надоумил, подлец ты этакий? В Сибирь захотел?"
В итоге все завершается более-менее чинно: его величество проявляет мудрость и благородство, Пушкины воссоединяются и обретают долгожданное счастье… весьма скоротечное, ибо в самом финале рядом с ними появляется Дантес - как предвестник грядущей беды. Но осадок, к сожалению, остается не только из-за явления Дантеса.
Режиссер - Владимир Щегольков, ранее я видел его сериалы "Везет", "Нежность-2" и "Цербер" (кстати, в "Цербере" тоже есть Бенкендорф (более глубокий), Николай I (примерно такой же) и Пушкин (более забавный)) - в таком порядке, примерно соответствующем порядку убывания оценки. Если бы не 12-я серия, я бы сказал, что "Натали и Александр" - это лучшее из его творчества, а так даже не знаю, что и сказать.
Первые 10 серий могу порекомендовать тем, кому небезынтересны Пушкин, Натали и их время, при этом нет незыблемых идеализированных (или, наоборот, демонизированных) представлений о главных героях.
Если кого-то интересует история Пушкина и Натали, пожалуй, самый спокойный и объективный взгляд представлен в книге И. Ободовской и М. Дементьева: http://pushkin-lit.ru/pushkin/bio/obodovskaya-dementev-natali/index.htm
Если шире - на этом же ресурсе огромное количество материалов, его рекомендую без оговорок».
А здесь - восторг автора канала после первых серий ⬇
В нашей подборке уже 313 отзывов о кино и сериалах! Присоединяйтесь!