Впечатлениями о сериале делится мой читатель и соавтор Сергей 🔽
«Восьмисерийный сериал о восстании декабристов, своего рода расширенная версия фильма "Союз спасения" (в нем использованы некоторые материалы фильма, но большая часть отснята вновь), при этом лучше смотреть именно сериал.
Режиссеры - Никита Высоцкий и Илья Лебедев, это второй их совместный проект (до этого был очень удачный сериал "Безопасность"), Высоцкий также является автором сценария.
Что сказать - с одной стороны, сериал далеко не идеален. Но, с другой стороны, у него немало очевидных достоинств.
1. Это не костюмированный псевдоисторический комикс - это серьезное кино о печальной странице нашей истории
Последовательность и суть событий в целом воспроизводятся достаточно близко к тому, что имеет документальное подтверждение, а каких-то вариаций на тему в любом художественном произведении едва ли можно избежать. Неточности, включая совсем не обязательные, в чем-то случайные, в чем-то обусловленные авторским замыслом, безусловно, присутствуют, и с самого начала (например, Сергей Муравьев-Апостол в 1814 году в Париже не мог быть поручиком лейб-гвардии Семеновского полка, так как был армейским капитаном в гренадерском корпусе, а в Семеновский полк, в чине поручика, перевелся только год спустя; Артамон Муравьев в подавлении восстания Черниговского полка, которое возглавил его троюродный брат, не участвовал, так как сам был уже арестован; штабс-капитан Соловьев не отказывался идти с восставшим полком и не уводил своих солдат; князь Трубецкой непосредственно накануне и во время восстания уже не занимал должность дежурного офицера Главного штаба, а был дежурным штаб-офицером 4 пехотного корпуса; есть ошибки в обращении офицеров к старшим по званию и т.д.). Но в содержательном плане на сериал это никак не влияет.
2. Дух событий (и это, возможно, главное) передан очень точно
Никаких идеологических перекосов я не заметил. Если кто-то захочет видеть только честных и справедливых борцов за свободу, а кто-то - не менее честных и справедливых хранителей монархии, их ожидания вполне оправдаются.
Аудитория более умеренных взглядов увидит просто две стороны, на каждой люди со своими взглядами, в чем-то полярными, в чем-то компромиссными, в чьих мотивах смешались лучшие побуждения и худшие заблуждения, как было, есть, наверное, и будет всегда; и в тех, и в других есть что-то хорошее и правильное, что-то плохое и неправильное, при этом, что особенно печально, с обеих сторон - те самые "очаровательные франты минувших лет", "вчера - малютки-мальчики, сегодня - офицера", "молодые генералы своих судеб", о которых написано в цветаевском стихотворении "Генералам 1812 года", - не все, конечно, генералами, но большинство декабристов и лоялистов тогда сражалось под одним знаменем против общего врага. Собственно, и вывода в чью-то пользу как такового нет - когда в самом конце Муравьев-Апостол на допросе говорит Николаю I "и у вас, и у нас цели правые, а способы преступные", тот ничего не отвечает.
Последующая казнь пятерых - просто исторический факт; никто при этом не кричит торжествующе ни "Все едино самодержавие падет!", ни "Так будет с каждым, кто изменит государю!", и какие-либо завершающие титры, начинающиеся со слов "Жертва декабристов была не напрасной…" или "Мятеж был подавлен, империя устояла…", отсутствуют. Я считаю, что это правильно (хотя, с учетом конкретных обстоятельств этого дела, я не нейтрален), поскольку все давно уже случилось так, как случилось, у каждого действительно была своя правда (и своя неправда), за свои грехи, видимо, каждый ответил. Просто очень жаль, что такое вообще произошло.
3. Актерский состав впечатляет
Более 4 десятков только известных имен - перечислять всех возможности нет, но о некоторых нельзя не сказать.
Исполнители главных ролей. Декабристы:
Леонид Бичевин (капитан Семеновского полка, затем подполковник Черниговского полка Сергей Муравьев-Апостол), Павел Прилучный (полковник Вятского полка Павел Пестель), Максим Матвеев (полковник князь Сергей Трубецкой), Антон Шагин (правитель канцелярии Российско-Американской компании, поэт Кондратий Рылеев), Иван Янковский (подпрапорщик Семеновского полка, затем подпоручик Полтавского полка Михаил Бестужев-Рюмин; кстати, его дед, Олег Янковский, играл Рылеева в советском фильме "Звезда пленительного счастья"). На мой взгляд, их персонажи в целом соответствуют представлению, которое можно составить об этих личностях после знакомства с разными источниками.
Пестель - умный, скрытный, безжалостный, но не бесчестный, готовый переступить через любого ради достижения цели, даже через себя (ведь даже в случае их гибели они прослывут мучениками и героями, знамя которых подхватят другие - и когда-нибудь победят); не там и не в том сословии родился - чуть пораньше во Франции его имя упоминали бы рядом с именами наиболее рьяных якобинцев.
Под стать ему Рылеев - амбициозный отставной подпоручик и сочинитель, мечтающий изменить историю и оставить в ней свое имя.
Трубецкой - выходец из старого дворянства, порядочный, решительный, если дело касается близких, но не уверенный ни в себе, ни в успехе, когда доходит до возможности взять власть в стране.
Бестужев-Рюмин - бесшабашный, импульсивный, горячо и наивно верящий в мечту и в друзей, но не задумывающийся о нюансах, вполне по годам (ему было 24).
Особняком стоит Муравьев-Апостол, чья линия является основной в сериале (ему даже придумали невесту), человек искренний и благородный, который долгое время пытается избежать жертв, но в итоге все-таки решается на заведомый обман солдат своего полка и ведет их против верных Николаю частей - для того, чтобы в последний момент запоздало понять то, что ему и прежде было очевидно, - "ради мечты умирать можно, убивать нельзя".
Императорская фамилия:
Виталий Кищенко (император Александр I) и Иван Колесников (великий князь Николай Павлович, затем император Николай I). Первый - умудренный жизнью правитель, победитель Наполеона, сознающий, что сумел сделать гораздо меньше для изменения страны к лучшему, чем когда-то желал, но уже не находящий в себе сил это исправить; второй - молодой человек, который не мечтал о троне, но из преданности старшему брату-монарху исполняет его волю, а затем, оказавшись в непростом положении, вынужден принимать непростые решения сообразно тому, как он понимает свою ответственность и свой долг.
Лица, которые многих раздражают:
Александр Домогаров (санкт-петербургский военный губернатор, генерал граф Михаил Милорадович, просто великолепен, образ храброго солдата, интригана-царедворца, рачительного градоначальника и поклонника искусства в одном лице, который всю жизнь верно служил Отечеству, а в конце рискнул, как говорят герои одного известного фэнтэзийного цикла, "сыграть в престолы" и погиб, пытаясь предотвратить внезапную катастрофу, безоговорочно удался); Сергей Безруков (начальник Главного штаба князь Петр Волконский, умен, хитер и безукоризненно аристократичен); Софья Эрнст (невеста Муравьева-Апостола Анна, очень мила и естественна, да-да).
Ни о ком не скажу ни единого плохого слова. Отдельно упомяну Максима Аверина, который уже лет 15 раздражает меня лично, вообще ничего с ним не смотрю, но в роли члена Государственного совета графа Михаила Сперанского он совсем не похож на себя привычного, очень уместен и убедителен, и, пожалуй, теперь я изменю свое отношение к нему.
Среди тех, кому достались роли второго плана, небольшие и даже эпизодические:
Виталий Коваленко (великий князь Константин Павлович, очень эмоционально окрашенный образ - брат нынешнего императора и сын предыдущего, не забывший ни гвардии, ни России убийства собственного отца); Ксения Кутепова (императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I); Алексей Гуськов (генерал князь Щербатов, киевский военный губернатор); Роман Мадянов (управляющий Собственной Его Императорского Величества канцелярии граф Аракчеев; похоже, слово "аракчеевщина" слишком хорошо запомнилось всем заставшим советский период, персонаж получился слегка казенно-держимордно-упрощенным, но, без сомнения, колоритным); Даниил Воробьев (декабрист, отставной офицер и чиновник Гавриил Батеньков, очередное успешное проявление разноплановости актера); Игорь Петренко (разжалованный в рядовые майор Баранов, образ собирательный); Владислав Ветров (командир Черниговского полка подполковник Гебель); Сергей Колтаков (последняя его роль - сенатор граф Мордвинов, государственник либеральных взглядов, всеми силами пытающийся предотвратить смуту и кровь); Юрий Чурсин (генерал Чернышев, которому поручено расследовать заговор в армии); Александр Устюгов (командир лейб-гвардии Конного полка генерал Орлов; удивительное дело - я его видел в разных проектах помимо "Ментовских войн", например, "Петербург. Любовь. До востребования", "Алиби", "Метод Михайлова", "Киллер", "Рикошет", и везде он примерно одинаковый, не похожий на Шилова, несколько зажатый, нет той легкости, живости, яркости, и здесь было тоже самое, до того момента, когда Орлов после гибели Милорадовича сделал свой выбор; когда он отдает приказ трубить сбор, а затем приходит арестовать Трубецкого, в его глазах появляется блеск, прямо как у Шилова); Сергей Перегудов (декабрист, командир Ахтырского гусарского полка полковник Артамон Муравьев); Павел Баршак (декабрист, штабс-капитан Черниговского полка Соловьев); Дмитрий Лысенков (декабрист, поручик лейб-гвардии Финляндского полка Оболенский); Дмитрий Паламарчук (командир батальона лейб-гвардии Преображенского полка Микулин). Сам Высоцкий очень неплохо сыграл генерала барона Дибича, ставшего начальником Главного штаба после Волконского.
Пожалуй, "Союз спасения. Время гнева" в этом смысле можно сравнить с другим фильмом о той же эпохе - "Ватерлоо", в котором многие актеры с именем не сочли зазорным сняться в маленьких ролях в картине, посвященной знаковому историческому событию.
Большинство актеров старше своих персонажей, кто-то на 8, 10 и более лет (ближе всех по возрасту Прилучный - ему около 34 лет, Пестелю - 32), но нынешние поколения выглядят моложе, да и с гримом все в порядке, поэтому диссонанса не наблюдается.
Все эти сериальные образы мне понравились и запомнились, полагаю, отныне их исторические прототипы будут ассоциироваться у меня именно с ними (декабриста кавалергарда Ивана Анненкова в сериале нет, за ним сохранится образ, созданный в "Звезде пленительного счастья" Игорем Костолевским).
4. Зрелищность
Виды, просторы, экстерьеры, интерьеры - снимали в Санкт-Петербурге, что-то в Твери, под Москвой, Малороссию - в Ростове-на-Дону. Операторская работа, цвет, эффекты, реквизит - все на уровне. Мундиры, костюмы, платья на всех сидят так, как будто они их носят с малых лет.
5. Саундтрек
Почти в десятку, особенно две сквозные темы, которые идут в начале и в конце каждой серии, первая - тревожная, вторая - вселяющая надежду (отдельная благодарность за то, что кому-то пришла в голову на редкость удачная мысль использовать мелодию бутусовских "Прогулок по воде" в обработке, тем более что и слова в этой песне (хоть они в сериале и не звучат) весьма подходящие - крест, солдаты, черный ворон… ну и опять же - Муравьев-Апостол, даром что не Андрей).
6. Динамичность и интересность сюжета
Событий много (как и действующих лиц), действие происходит в разные временные отрезки, охватывая более 10 лет (1814-1826 годы), тем не менее воспринимается это достаточно ровно, заметных провалов нет, интрига последовательно и неизбежно нарастает, и сериал держит в напряжении до конца (даже тех, кто со школы помнит, чем все закончится).
Несколько выбивается из общего ряда 4-я серия, точнее, ее не совсем удачная и затянувшаяся часть, в которой князь Щербатов организует постановку "Гамлета" с участием кое-кого из героев, - я этого не оценил.
Очень хороши 5-я серия - предкульминационная (одна из лучших сцен - когда вызванный для взятия под арест Пестель останавливается перед строем своих солдат, а генерал Чернышов (ранее на предупреждение, что его могут убить, ответивший "если убьют, стало быть, есть заговор") невозмутимо наблюдает из окна и ждет, что предпримет полковник - просто поздоровается с подчиненными и сдастся или призовет к мятежу - и тогда...); 6-я - восстание на Сенатской площади (здорово получилось передать накаленность ситуации, когда судьбы и империи, и множества конкретных людей поставлены на карту, и в любой миг какая-то случайность может решить, кому "gloria victoribus", а кому - "vae victis"); 8-я - восстание Черниговского полка и казнь.
Финал (я бы даже сказал, на удивление) трогательно-тонкий: когда во время казни у троих обрывается веревка, задыхающегося Муравьева-Апостола посещает видение - как и в начале сериала, победной весной 1814 года в Париже к строю семеновцев подъезжает Александр I, только на этот раз рядом с Муравьевым-Апостолом его будущие соратники-декабристы, и император на предложение выпить шампанского с офицерами не смотрит сурово, а с улыбкой отвечает "Виктория!"... и ты снова думаешь – черт, ну почему так, так же не должно было быть…
Достоинства перевешивают настолько, что о недостатках говорить даже желания нет. Авторам - мое уважение (за все, а в первую очередь за пункт 2). Сериал однозначно записываю в актив нашему кинематографу. Тем, кому в принципе подобные сюжеты небезразличны, рекомендую к ознакомлению.
Короче говоря, зрелище воистину драматичное, местами трагичное, то есть из тех, что совершенно не для меня; тем не менее из зрительного зала я вышел (закрыл на экране окно с роликом 8-й серии) с чувством не очень легкой грусти, но нисколько не жалея о потраченном времени.
В качестве постскриптума - жену князя Трубецкого Екатерину играет Марина Коняшкина, одна из первых понравившихся мне актрис новых поколений после моего возвращения в мир кино. С тех пор я в ней не разочаровался, и, с учетом всего вышесказанного, готов даже посмотреть сериал про жен декабристов - от тех же авторов, с теми же (частично) героями и актерами».
Я очень благодарна Сергею за интересный, подробный отзыв о сериале и за возникшее у меня после прочтения желание посмотреть его еще раз.