Найти тему
Киносезон

«Союз спасения. Время гнева»: серьезное кино о печальной странице нашей истории

Оглавление

Впечатлениями о сериале делится мой читатель и соавтор Сергей 🔽

«Восьмисерийный сериал о восстании декабристов, своего рода расширенная версия фильма "Союз спасения" (в нем использованы некоторые материалы фильма, но большая часть отснята вновь), при этом лучше смотреть именно сериал.

Режиссеры - Никита Высоцкий и Илья Лебедев, это второй их совместный проект (до этого был очень удачный сериал "Безопасность"), Высоцкий также является автором сценария.

Что сказать - с одной стороны, сериал далеко не идеален. Но, с другой стороны, у него немало очевидных достоинств.

1. Это не костюмированный псевдоисторический комикс - это серьезное кино о печальной странице нашей истории

Последовательность и суть событий в целом воспроизводятся достаточно близко к тому, что имеет документальное подтверждение, а каких-то вариаций на тему в любом художественном произведении едва ли можно избежать. Неточности, включая совсем не обязательные, в чем-то случайные, в чем-то обусловленные авторским замыслом, безусловно, присутствуют, и с самого начала (например, Сергей Муравьев-Апостол в 1814 году в Париже не мог быть поручиком лейб-гвардии Семеновского полка, так как был армейским капитаном в гренадерском корпусе, а в Семеновский полк, в чине поручика, перевелся только год спустя; Артамон Муравьев в подавлении восстания Черниговского полка, которое возглавил его троюродный брат, не участвовал, так как сам был уже арестован; штабс-капитан Соловьев не отказывался идти с восставшим полком и не уводил своих солдат; князь Трубецкой непосредственно накануне и во время восстания уже не занимал должность дежурного офицера Главного штаба, а был дежурным штаб-офицером 4 пехотного корпуса; есть ошибки в обращении офицеров к старшим по званию и т.д.). Но в содержательном плане на сериал это никак не влияет.

Все фотографии автору предоставил онлайн-кинотеатр KION
Все фотографии автору предоставил онлайн-кинотеатр KION

2. Дух событий (и это, возможно, главное) передан очень точно

Никаких идеологических перекосов я не заметил. Если кто-то захочет видеть только честных и справедливых борцов за свободу, а кто-то - не менее честных и справедливых хранителей монархии, их ожидания вполне оправдаются.

Виталий Кищенко (Александр I)
Виталий Кищенко (Александр I)

Аудитория более умеренных взглядов увидит просто две стороны, на каждой люди со своими взглядами, в чем-то полярными, в чем-то компромиссными, в чьих мотивах смешались лучшие побуждения и худшие заблуждения, как было, есть, наверное, и будет всегда; и в тех, и в других есть что-то хорошее и правильное, что-то плохое и неправильное, при этом, что особенно печально, с обеих сторон - те самые "очаровательные франты минувших лет", "вчера - малютки-мальчики, сегодня - офицера", "молодые генералы своих судеб", о которых написано в цветаевском стихотворении "Генералам 1812 года", - не все, конечно, генералами, но большинство декабристов и лоялистов тогда сражалось под одним знаменем против общего врага. Собственно, и вывода в чью-то пользу как такового нет - когда в самом конце Муравьев-Апостол на допросе говорит Николаю I "и у вас, и у нас цели правые, а способы преступные", тот ничего не отвечает.

Последующая казнь пятерых - просто исторический факт; никто при этом не кричит торжествующе ни "Все едино самодержавие падет!", ни "Так будет с каждым, кто изменит государю!", и какие-либо завершающие титры, начинающиеся со слов "Жертва декабристов была не напрасной…" или "Мятеж был подавлен, империя устояла…", отсутствуют. Я считаю, что это правильно (хотя, с учетом конкретных обстоятельств этого дела, я не нейтрален), поскольку все давно уже случилось так, как случилось, у каждого действительно была своя правда (и своя неправда), за свои грехи, видимо, каждый ответил. Просто очень жаль, что такое вообще произошло.

Сергей Перегудов (Артамон Захарович Муравьёв)
Сергей Перегудов (Артамон Захарович Муравьёв)

3. Актерский состав впечатляет

Более 4 десятков только известных имен - перечислять всех возможности нет, но о некоторых нельзя не сказать.

Исполнители главных ролей. Декабристы:

Леонид Бичевин (капитан Семеновского полка, затем подполковник Черниговского полка Сергей Муравьев-Апостол), Павел Прилучный (полковник Вятского полка Павел Пестель), Максим Матвеев (полковник князь Сергей Трубецкой), Антон Шагин (правитель канцелярии Российско-Американской компании, поэт Кондратий Рылеев), Иван Янковский (подпрапорщик Семеновского полка, затем подпоручик Полтавского полка Михаил Бестужев-Рюмин; кстати, его дед, Олег Янковский, играл Рылеева в советском фильме "Звезда пленительного счастья"). На мой взгляд, их персонажи в целом соответствуют представлению, которое можно составить об этих личностях после знакомства с разными источниками.

Иван Янковский (Михаил Павлович Бестужев-Рюмин)
Иван Янковский (Михаил Павлович Бестужев-Рюмин)

Пестель - умный, скрытный, безжалостный, но не бесчестный, готовый переступить через любого ради достижения цели, даже через себя (ведь даже в случае их гибели они прослывут мучениками и героями, знамя которых подхватят другие - и когда-нибудь победят); не там и не в том сословии родился - чуть пораньше во Франции его имя упоминали бы рядом с именами наиболее рьяных якобинцев.

Павел Прилучный (Павел Иванович Пестель)
Павел Прилучный (Павел Иванович Пестель)

Под стать ему Рылеев - амбициозный отставной подпоручик и сочинитель, мечтающий изменить историю и оставить в ней свое имя.

Антон Шагин (Кондратий Федорович Рылеев)
Антон Шагин (Кондратий Федорович Рылеев)

Трубецкой - выходец из старого дворянства, порядочный, решительный, если дело касается близких, но не уверенный ни в себе, ни в успехе, когда доходит до возможности взять власть в стране.

Максим Матвеев (Сергей Трубецкой)
Максим Матвеев (Сергей Трубецкой)

Бестужев-Рюмин - бесшабашный, импульсивный, горячо и наивно верящий в мечту и в друзей, но не задумывающийся о нюансах, вполне по годам (ему было 24).

Иван Янковский (Михаил Павлович Бестужев-Рюмин)
Иван Янковский (Михаил Павлович Бестужев-Рюмин)

Особняком стоит Муравьев-Апостол, чья линия является основной в сериале (ему даже придумали невесту), человек искренний и благородный, который долгое время пытается избежать жертв, но в итоге все-таки решается на заведомый обман солдат своего полка и ведет их против верных Николаю частей - для того, чтобы в последний момент запоздало понять то, что ему и прежде было очевидно, - "ради мечты умирать можно, убивать нельзя".

Леонид Бичевин (Сергей Иванович Муравьёв-Апостол)
Леонид Бичевин (Сергей Иванович Муравьёв-Апостол)

Императорская фамилия:

Виталий Кищенко (император Александр I) и Иван Колесников (великий князь Николай Павлович, затем император Николай I). Первый - умудренный жизнью правитель, победитель Наполеона, сознающий, что сумел сделать гораздо меньше для изменения страны к лучшему, чем когда-то желал, но уже не находящий в себе сил это исправить; второй - молодой человек, который не мечтал о троне, но из преданности старшему брату-монарху исполняет его волю, а затем, оказавшись в непростом положении, вынужден принимать непростые решения сообразно тому, как он понимает свою ответственность и свой долг.

Иван Колесников (Николай Павлович)
Иван Колесников (Николай Павлович)

Лица, которые многих раздражают:

Александр Домогаров (санкт-петербургский военный губернатор, генерал граф Михаил Милорадович, просто великолепен, образ храброго солдата, интригана-царедворца, рачительного градоначальника и поклонника искусства в одном лице, который всю жизнь верно служил Отечеству, а в конце рискнул, как говорят герои одного известного фэнтэзийного цикла, "сыграть в престолы" и погиб, пытаясь предотвратить внезапную катастрофу, безоговорочно удался); Сергей Безруков (начальник Главного штаба князь Петр Волконский, умен, хитер и безукоризненно аристократичен); Софья Эрнст (невеста Муравьева-Апостола Анна, очень мила и естественна, да-да).

Софья Эрнст (Анна Бельская)
Софья Эрнст (Анна Бельская)

Ни о ком не скажу ни единого плохого слова. Отдельно упомяну Максима Аверина, который уже лет 15 раздражает меня лично, вообще ничего с ним не смотрю, но в роли члена Государственного совета графа Михаила Сперанского он совсем не похож на себя привычного, очень уместен и убедителен, и, пожалуй, теперь я изменю свое отношение к нему.

Максим Аверин (Михаил Михайлович Сперанский)
Максим Аверин (Михаил Михайлович Сперанский)

Среди тех, кому достались роли второго плана, небольшие и даже эпизодические:

Виталий Коваленко (великий князь Константин Павлович, очень эмоционально окрашенный образ - брат нынешнего императора и сын предыдущего, не забывший ни гвардии, ни России убийства собственного отца); Ксения Кутепова (императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I); Алексей Гуськов (генерал князь Щербатов, киевский военный губернатор); Роман Мадянов (управляющий Собственной Его Императорского Величества канцелярии граф Аракчеев; похоже, слово "аракчеевщина" слишком хорошо запомнилось всем заставшим советский период, персонаж получился слегка казенно-держимордно-упрощенным, но, без сомнения, колоритным); Даниил Воробьев (декабрист, отставной офицер и чиновник Гавриил Батеньков, очередное успешное проявление разноплановости актера); Игорь Петренко (разжалованный в рядовые майор Баранов, образ собирательный); Владислав Ветров (командир Черниговского полка подполковник Гебель); Сергей Колтаков (последняя его роль - сенатор граф Мордвинов, государственник либеральных взглядов, всеми силами пытающийся предотвратить смуту и кровь); Юрий Чурсин (генерал Чернышев, которому поручено расследовать заговор в армии); Александр Устюгов (командир лейб-гвардии Конного полка генерал Орлов; удивительное дело - я его видел в разных проектах помимо "Ментовских войн", например, "Петербург. Любовь. До востребования", "Алиби", "Метод Михайлова", "Киллер", "Рикошет", и везде он примерно одинаковый, не похожий на Шилова, несколько зажатый, нет той легкости, живости, яркости, и здесь было тоже самое, до того момента, когда Орлов после гибели Милорадовича сделал свой выбор; когда он отдает приказ трубить сбор, а затем приходит арестовать Трубецкого, в его глазах появляется блеск, прямо как у Шилова); Сергей Перегудов (декабрист, командир Ахтырского гусарского полка полковник Артамон Муравьев); Павел Баршак (декабрист, штабс-капитан Черниговского полка Соловьев); Дмитрий Лысенков (декабрист, поручик лейб-гвардии Финляндского полка Оболенский); Дмитрий Паламарчук (командир батальона лейб-гвардии Преображенского полка Микулин). Сам Высоцкий очень неплохо сыграл генерала барона Дибича, ставшего начальником Главного штаба после Волконского.

Павел Баршак (Вениамин Николаевич Соловьёв)
Павел Баршак (Вениамин Николаевич Соловьёв)

Пожалуй, "Союз спасения. Время гнева" в этом смысле можно сравнить с другим фильмом о той же эпохе - "Ватерлоо", в котором многие актеры с именем не сочли зазорным сняться в маленьких ролях в картине, посвященной знаковому историческому событию.

Большинство актеров старше своих персонажей, кто-то на 8, 10 и более лет (ближе всех по возрасту Прилучный - ему около 34 лет, Пестелю - 32), но нынешние поколения выглядят моложе, да и с гримом все в порядке, поэтому диссонанса не наблюдается.

Все эти сериальные образы мне понравились и запомнились, полагаю, отныне их исторические прототипы будут ассоциироваться у меня именно с ними (декабриста кавалергарда Ивана Анненкова в сериале нет, за ним сохранится образ, созданный в "Звезде пленительного счастья" Игорем Костолевским).

4. Зрелищность

Виды, просторы, экстерьеры, интерьеры - снимали в Санкт-Петербурге, что-то в Твери, под Москвой, Малороссию - в Ростове-на-Дону. Операторская работа, цвет, эффекты, реквизит - все на уровне. Мундиры, костюмы, платья на всех сидят так, как будто они их носят с малых лет.

Артем Ткаченко (Алексей Карлович Амфельт)
Артем Ткаченко (Алексей Карлович Амфельт)

5. Саундтрек

Почти в десятку, особенно две сквозные темы, которые идут в начале и в конце каждой серии, первая - тревожная, вторая - вселяющая надежду (отдельная благодарность за то, что кому-то пришла в голову на редкость удачная мысль использовать мелодию бутусовских "Прогулок по воде" в обработке, тем более что и слова в этой песне (хоть они в сериале и не звучат) весьма подходящие - крест, солдаты, черный ворон… ну и опять же - Муравьев-Апостол, даром что не Андрей).

6. Динамичность и интересность сюжета

Событий много (как и действующих лиц), действие происходит в разные временные отрезки, охватывая более 10 лет (1814-1826 годы), тем не менее воспринимается это достаточно ровно, заметных провалов нет, интрига последовательно и неизбежно нарастает, и сериал держит в напряжении до конца (даже тех, кто со школы помнит, чем все закончится).

Несколько выбивается из общего ряда 4-я серия, точнее, ее не совсем удачная и затянувшаяся часть, в которой князь Щербатов организует постановку "Гамлета" с участием кое-кого из героев, - я этого не оценил.

Очень хороши 5-я серия - предкульминационная (одна из лучших сцен - когда вызванный для взятия под арест Пестель останавливается перед строем своих солдат, а генерал Чернышов (ранее на предупреждение, что его могут убить, ответивший "если убьют, стало быть, есть заговор") невозмутимо наблюдает из окна и ждет, что предпримет полковник - просто поздоровается с подчиненными и сдастся или призовет к мятежу - и тогда...); 6-я - восстание на Сенатской площади (здорово получилось передать накаленность ситуации, когда судьбы и империи, и множества конкретных людей поставлены на карту, и в любой миг какая-то случайность может решить, кому "gloria victoribus", а кому - "vae victis"); 8-я - восстание Черниговского полка и казнь.

Финал (я бы даже сказал, на удивление) трогательно-тонкий: когда во время казни у троих обрывается веревка, задыхающегося Муравьева-Апостола посещает видение - как и в начале сериала, победной весной 1814 года в Париже к строю семеновцев подъезжает Александр I, только на этот раз рядом с Муравьевым-Апостолом его будущие соратники-декабристы, и император на предложение выпить шампанского с офицерами не смотрит сурово, а с улыбкой отвечает "Виктория!"... и ты снова думаешь – черт, ну почему так, так же не должно было быть…

Достоинства перевешивают настолько, что о недостатках говорить даже желания нет. Авторам - мое уважение (за все, а в первую очередь за пункт 2). Сериал однозначно записываю в актив нашему кинематографу. Тем, кому в принципе подобные сюжеты небезразличны, рекомендую к ознакомлению.

Короче говоря, зрелище воистину драматичное, местами трагичное, то есть из тех, что совершенно не для меня; тем не менее из зрительного зала я вышел (закрыл на экране окно с роликом 8-й серии) с чувством не очень легкой грусти, но нисколько не жалея о потраченном времени.

В качестве постскриптума - жену князя Трубецкого Екатерину играет Марина Коняшкина, одна из первых понравившихся мне актрис новых поколений после моего возвращения в мир кино. С тех пор я в ней не разочаровался, и, с учетом всего вышесказанного, готов даже посмотреть сериал про жен декабристов - от тех же авторов, с теми же (частично) героями и актерами».

Марина Коняшкина (Екатерина Ивановна Трубецкая (Лаваль))
Марина Коняшкина (Екатерина Ивановна Трубецкая (Лаваль))

Я очень благодарна Сергею за интересный, подробный отзыв о сериале и за возникшее у меня после прочтения желание посмотреть его еще раз.