Найти в Дзене

Как мы в МХТ сходили на новый спектакль по пьесе Н.Эрдмана «Самоубийца»

Этот спектакль идёт в МХТ с сентября 2024. Он новый и поэтому привлекает внимание. Полно уже рецензий и откликов. Разные они. А вот и мое мнение, дорогие подписчики! Впечатление начинает всегда у меня накапливаться с самого Камергерского переулка. Там еще не убрали почему-то ёлки-палки, поэтому красота. Шарики блестят, ёлочки переливаются, подсветка красивая. Сразу как-то настроение создается такое приподнятое. Как и для каждого зрителя – мне надо пробежаться по всему театру. Тем более, что в МХТ особая аура. Я ее про себя называю светло-зелёной. Из-за цвета стен что ли? Портреты актеров и режиссёров, ушедших и работающих. Фото из спектаклей. Отдельная часть эпох Станиславского и Ефремова. Все интересно. Носы у бюстов Станиславского и Немировича-Данченко вытерты до позолоты. Тоже нос потерла на удачу! Теперь пускают в антракте и в музей МХАТа. Его как-то, мне кажется, немного модернизировали, изменили витрины, стало больше воздуха. А уж экспонаты там – закачаешься! Личные вещи Булгаков
Оглавление

Этот спектакль идёт в МХТ с сентября 2024.

Он новый и поэтому привлекает внимание. Полно уже рецензий и откликов. Разные они.

А вот и мое мнение, дорогие подписчики!

Впечатление начинает всегда у меня накапливаться с самого Камергерского переулка. Там еще не убрали почему-то ёлки-палки, поэтому красота. Шарики блестят, ёлочки переливаются, подсветка красивая. Сразу как-то настроение создается такое приподнятое.

Убранство Камергерского переулка с видом на МХТ
Убранство Камергерского переулка с видом на МХТ

Как и для каждого зрителя – мне надо пробежаться по всему театру. Тем более, что в МХТ особая аура. Я ее про себя называю светло-зелёной. Из-за цвета стен что ли?

Портреты актеров и режиссёров, ушедших и работающих. Фото из спектаклей. Отдельная часть эпох Станиславского и Ефремова. Все интересно.

Носы у бюстов Станиславского и Немировича-Данченко вытерты до позолоты. Тоже нос потерла на удачу!

Бюст К.С. Станиславского с отполированным кончиком носа
Бюст К.С. Станиславского с отполированным кончиком носа

Теперь пускают в антракте и в музей МХАТа. Его как-то, мне кажется, немного модернизировали, изменили витрины, стало больше воздуха.

А уж экспонаты там – закачаешься!

Личные вещи Булгакова (его очки, например, и любименькие сине-красные карандаши), кресло Станиславского, рукопись «На дне», афиши и костюмы, макеты тех спектаклей, про которые я прочитала уйму всего.

Для меня все эти фамилии, как музыка!

Качалов, Москвин, Кторов, Яншин, Тарасова… И другие - Богатырев и Табаков, Вертинская и Невинный, Евстигнеев и Смоктуновский…

Вот честно, в зал идти после третьего звонка не спешила, все б ходила и ходила в музее.

Теперь про спектакль

Зал, кстати, полный. Практически аншлаг.

Зрительный зал перед началом спектакля
Зрительный зал перед началом спектакля

Пьесу Эрдмана «Самоубийца» (1928) я знаю, что называется, близко к тексту. И этот текст такой махрово-хороший, что никакими вывертами не испортить. Можно просто читать и зрители уже среагируют.

Перед нами – история некоего Подсекальникова, бездельника с высоким самомнением, живущего за счёт жены и, пользуясь историческим моментом (СССР, конец 1920-х), лишнего о себе думающего.

Выходит так, что время его буквально загоняет в гроб, чем желают попользоваться разные люди.

Кто-то хочет воскликнуть, что это измученная интеллигенция убивает себя, кто-то считает, что умереть надо за поруганную веру. Есть дамочки (это прямо лучшее: «Он хотел моего тела!»), что просят в предсмертной записке упомянуть их.

Но жить Подсекальникову, а также есть ливерную колбасу по ночам, хочется, как выясняется, больше. Поэтому часть действия идёт практически вместе с гробом, где лежит живехонький Подсекальников. «Черная комедия», как ее любят определять.

Все это сопровождает живой оркестрик духовых инструментов.

Артисты убедительны

Кто запомнился? Игорь Волков в главной роли, Александр Семчев в роли «трагической интеллигенции», Игорь Золотовицкий в роли деятельного соседа Подсекальниковых.

Очень мне понравилась Владислава Сухорукова в роли смешной и эротичной Клеопатры Максимовны (это та, что про тело…). Запомнился Илья Козырев в роли Глухонемого.

Зрелищно все, любопытно.

Интересная постановка.

Немного мне осталось непонятными странноватые декорации. И то, что жена и теща Подсекальникова бегали почти в неглиже и с растрепанными безумно волосами. Тут я чего-то не ухватила посыла.

Вообще, действие (режиссёр Николай Рощин) начинается с вынесенного на экран письма Станиславского Сталину, и сразу становится ясным подтекст. Добавьте к этому мрачный гудящий звук, гулаговские декорации, гроб на колесиках…

Ну и то, что многое вынесено на экраны (привет Константину Богомолову), добавляет пессимизма. На экране-то гроб таскают по самому театру…

При желании можно сопоставить время пьесы и наши дни. Судя по аплодисментам, желающие («Мы всю свою жизнь шепотом проживем») в зале были.

Чего-то мне, честно скажу, не хватило в спектакле. Хорошее действо, но не тот случай, когда из Театра иду домой «не в ту сторону». Или монолог Подсекальникова на фоне крематория, что он хочет жить, так коробит? Не знаю. Знаю, кто хочет таких подтекстов, останется крайне довольным.

Вот такие сегодня впечатления о премьерном спектакле моего любимого Театра. Что скажете, дорогие подписчики?

Еще спектакли:

Из проекта "Лица Новодевичьего"