Ну что, дорогие читатели, держитесь крепче за ручку ближайшего кресла, потому что мы сейчас погрузимся ещё глубже в эпопею с высокоскоростной магистралью (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург. Этот проект уже давно стал чем-то вроде легенды, мифического существа, о котором много говорят, но никто его не видел. А теперь новости: у нас, оказывается, появился ЛОГОТИП! Да-да, вы всё правильно поняли. Не стройплощадка, не рабочий участок, не действующая ветка, а именно логотип. Очередная веха в истории бессмысленных начинаний!
Логотип как вершина прогресса
Компания «ВСМ Две столицы» гордо подала заявку на регистрацию товарного знака этого «великого» проекта. Логотип — это то, без чего, конечно же, невозможно построить железную дорогу! Ну, согласитесь, как можно вообще начинать строительство, если у проекта нет логотипа? Ни экскаваторы, ни рабочие не смогут двигаться без этой важнейшей детали!
Логотип, если вы ещё не видели, — это что-то среднее между обтекаемым поездом и картинкой случайного авиаперевозчика из 90-х. Очевидным образом видно, что дизайну уделили столько же внимания, сколько реальным расчётам рентабельности проекта. Ну, то есть, скорее всего, ноль. Судя по всему, подход был таким: "Сделайте что-то быстро, красиво, но чтобы никто не догадался, что это за проект и насколько он далёк от реальности".
Давайте будем честными: к моменту, когда вся эта затея провалится (а мы ведь догадывваемся, как бывает иногда с мегапроектами в России), у нас останется хотя бы один ценный артефакт – этот лого, который можно будет продавать на сувенирной продукции вместе с футболками «Я был на ВСМ, которой нет».
400 км/ч – мечты, мечты...
Теперь поговорим о самом поезде, который, если верить очередной порции фантазий, будет разгоняться до 400 км/ч и вмещать 454 пассажира. При этом он должен быть произведён на «Уральских локомотивах». Конечно, звучит великолепно, но вот загвоздка: пока что этот мегапоезд существует исключительно в воображении маркетологов ВСМ и людей, которым нужно показывать красивые отчёты.
Вы можете себе представить, какие эмоции испытывают все, кто хоть раз ездил в российских поездах, увидев эти заявления? Представьте себе, как люди мчатся по маршруту Москва – Санкт-Петербург не в привычном «Сапсане» за 250 км/ч, а в суперэкспрессе на 400 км/ч. Но мы ведь знаем, как на самом деле работают подобные обещания...
Просмотрите историю транспортных мегапроектов – и вы увидите, что большинство из них вообще не были реализованы. А те, что дожили до исполнения, обошлись в тройном бюджете и вышли далеко не такими, какими их рисовали на первых красивых презентациях.
Цена вопроса: 2,349 триллиона рублей
Вот теперь держите карманы шире, потому что эта цифра – самое весёлое во всей истории. 2,349 триллиона рублей. Это почти как построить отдельное новое государство! Представьте, что мы могли бы сделать на эти деньги: построить нормальные дороги, вложиться в медицину, реформировать образование, помочь регионам… А, нет. Логотип важнее.
И кто за это заплатит? Правильно! В первую очередь Москва, а дальше – регионы и, конечно же, великий и могучий бюджет Российской Федерации, то бишь мы с вами.
Но главная проблема даже не в этом – а в том, что окупаемость такого проекта под большим вопросом. Чтобы ВСМ не превратился в гигантского прожорливого динозавра, который будет поглощать деньги без конца, пассажиропоток должен быть безумно высоким. А теперь внимание – стоимость билета на фантастическую «стрелу по рельсам» составит около 10 000 рублей.
Вопрос: будут ли люди массово ездить на таком поезде по такой цене? Ведь сейчас даже «Сапсан» за 5-6 тыс. рублей не всегда заполняется полностью, а тут ещё дороже.
1 апреля 2028: не шутка ли это?
Сказочные строители ВСМ объявили, что первые поезда должны пойти 1 апреля 2028 года. Простите, но это ведь шутка, да? Нам обещают, что всё заработает ровно к Дню смеха, и это вызывает подозрения.
Если задуматься, то к 2028 году мы можем столкнуться с любой неожиданностью – борьба с пришельцами, вселенский кризис мировой экономики, новые вызовы китайских летучих мышей, но кто-то всё равно обещает, что магистраль к этой дате поедет.
Московский вокзал: а вы точно подумали о входе?
Забавный момент: по плану ВСМ в Петербурге должна прийти на Московский вокзал, но есть ПРОБЛЕМА – место, где это собираются сделать, мягко говоря, не готово к таким нагрузкам.
Придётся прорыть тоннель, застроить часть города, переделать метро (!), а это всё — новые деньги, дополнительные проекты, бесконечные тендеры, в которые уже сейчас можно вставлять любую сумму с надписью «форс-мажор».
То есть «строительство ВСМ» – это не просто железная дорога, а ещё и дополнительный хаос в городе.
Макеты есть, чего не скажешь о реальности
РЖД, конечно, поддерживает интригу и даже показала макет будущего поезда. Ну, макет – это, конечно, здорово. Главное – не перепутать его с настоящим поездом, потому что на фоне всех задержек и проблем есть шанс, что эта моделька на выставке в 2030 году будет единственным «действующим» поездом ВСМ.
По плану первый настоящий состав должны сделать к 2026 году. Но мы же с вами уже привыкли, да? Скорее всего, нас ждёт перенос сроков, проблемы с подрядчиками, увеличение бюджета x2, x3...
Стоит ли вообще верить во всё это?
С учётом всей предыстории ВСМ, складывается манящая картинка. У нас есть:
✅ Красивые рендеры будущего поезда
✅ Проект с заведомо завышенной стоимостью
✅ Назначенная дата запуска, напоминающая первоапрельский розыгрыш
✅ Логотип! (вау, какое достижение)
✅ Теоретическая финансовая модель, в которую никто не верит
А вот реального строительства – нет.
Так что, как говорится, остаётся лишь наблюдать за этим цирком, смотреть презентации, ждать новых дизайнерских открытий и рассчитывать, что в крайнем случае из этой затеи хоть кто-то выйдет с прибылью… кроме пассажиров.
А вы что думаете? К 2080 откроют? Поделитесь мнением в комментариях!
Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк ❤
А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌
Здесь каждый день очень много интересного!