Найти в Дзене
SV Bulgakova

Происхождение и история 1001 ночи.

Оглавление

«Тысяча и одна ночь» (араб. كِتَابُ أَلْفِ لَيْلَةٍ وَلَيْلَةٌ, перс. هزار و یک شب) — один из древнейших и наиболее известных сборников сказок арабской и персидской литературы. Этот уникальный памятник культуры представляет собой собрание отдельных историй, связанных общей рамкой повествования о персидском царе Шахрияре и его жене Шахерезаде.

Первая полная печатная версия сборника увидела свет в 1835 году в Каире на арабском языке. Однако его корни уходят гораздо глубже, и происхождение сказок до сих пор является предметом споров.

Основная канва повествования

Сюжетная рамка сборника строится вокруг царя Шахрияра, который после измены жены решает казнить каждую новую супругу наутро после свадьбы. Когда очередь доходит до мудрой Шахерезады, она прибегает к хитрости: каждую ночь рассказывает царю завораживающую историю, прерывая её на самом интересном месте. Желая узнать продолжение, царь откладывает её казнь снова и снова — так продолжается тысячу и одну ночь.

Этот приём позволил включить в сборник множество разных историй, придавая ему многослойную структуру и богатство культурных влияний.

-2

Гипотезы о происхождении

Существует несколько теорий о том, как появился сборник:

Индийско-персидская гипотеза (Хаммер-Пургшталь)

Австрийский историк Йозеф фон Хаммер-Пургшталь полагал, что сборник восходит к древнеперсидскому тексту «Хезар Афсане» («Тысяча сказок»). Согласно этой версии, сказки были переведены на арабский язык и дополнялись новыми историями в эпоху Аббасидов.

Арабская гипотеза (де Саси)

Французский востоковед Сильвестр де Саси отвергал индийское происхождение сборника, считая его исключительно арабским. Он указывал на характерные для арабской культуры мотивы, а также простонародный язык, близкий к сирийскому диалекту.

Египетская гипотеза (Лейн)

Эдвард Лейн, английский этнограф, предполагал, что окончательная версия сборника была создана в Египте в XV—XVI веках. Он указывал на соответствие описанных топографических реалий позднему мамлюкскому периоду.

-3

Современные исследователи склоняются к тому, что сборник является результатом многовекового объединения персидских, индийских и арабских сказочных традиций.

Основные группы сказок

Сюжеты «Тысячи и одной ночи» делятся на три основные группы:

1. Авантюрные сказки

Эти истории наполнены любовными интригами, магией и путешествиями. Самый известный пример — сказка «Аладдин и волшебная лампа».

2. Плутовские сказки

В этих сказках главные герои — хитрые плуты, обманывающие богачей и власть имущих. Пример: «Али Зибак и Далила-хитрица».

3. Героические сказки

Они восходят к древнеперсидским эпосам и рассказывают о великих подвигах царей и воинов. Например, «Повесть о царе Омаре ибн-ан-Нумане».

-4

Влияние на культуру

Сказки «Тысячи и одной ночи» оказали огромное влияние на мировую культуру. На их основе созданы фильмы, театральные постановки и литературные произведения. Они продолжают вдохновлять писателей и режиссёров по всему миру.

Заключение

Сборник «Тысяча и одна ночь» — это не просто собрание сказок, а настоящий культурный феномен, вобравший в себя традиции и дух Востока. Несмотря на многовековые дискуссии о его происхождении, он остаётся одной из самых читаемых и любимых книг в мире.