В России вновь придумали «гениальную» реформу, которая должна улучшить систему образования, но на деле, скорее всего, просто замаскирует ее фундаментальные проблемы. Теперь школьники, которые провалили ОГЭ и не набрали даже минимальный балл для поступления в 10-й класс, получат не просто второй шанс, а прямо-таки привилегированную возможность пройти в колледж на бюджетное место.
Проще говоря: если ты сдал экзамен плохо – вот тебе бонус! Почему? Потому что система работала настолько «прекрасно», что теперь приходится придумывать дополнительные механизмы, чтобы хоть как-то распределить школьников.
Суть нового "эксперимента"
В рамках свежего законопроекта №820310-8 было предложено запустить пилотный проект, который изначально охватит пять регионов, включая Москву и Санкт-Петербург, а к 2025 году расширится до 12 субъектов. Среди счастливчиков окажутся Кемеровская, Саратовская, Липецкая, Нижегородская области, Камчатский и Краснодарский края, а также Ямало-Ненецкий автономный округ.
Суть нововведения проста: если ты завалил ОГЭ, учеба в 10–11 классах тебе уже не светит, но не беда — государство великодушно поможет тебе попасть в колледж на бюджетное место. Причем даже на более выгодных условиях, чем тем, кто все-таки смог сдать экзамены, но решил не продолжать своё мучение в средней школе.
Новая поправка ко второму чтению законопроекта предполагает, что ученики, не набравшие минимальных баллов на ОГЭ, получат льготное зачисление в колледжи. Таким образом, государство само говорит: «Ну, если ваша подготовка не дотягивает до уровня нынешней школы, то, может, в колледже вам будет проще?»
Почему ОГЭ и ЕГЭ – это худший формат экзаменов?
Вообще, давайте честно: ОГЭ и ЕГЭ – это не формат проверки знаний, а квест по угадыванию правильных ответов и запоминанию шаблонных решений. В идеальном мире выпускные экзамены должны тестировать понимание материала, сформированные навыки и логическое мышление, но в России давно всё не так.
Современные российские итоговые экзамены – суровая лотерея, в которой школьник не должен что-то понимать, а лишь правильно оформить ответы, запомнить несколько алгоритмов и научиться вчитываться в формулировки. Самый верный способ сдать ЕГЭ или ОГЭ – это не заниматься предметом, а нанять репетитора, который научит работать именно с этим экзаменом, потому что без него подготовиться практически невозможно.
Ну а теперь логичный вопрос: что это вообще за экзамен такой, который без репетитора не сдашь? Если государственная система образования так хорошо преподаёт материал, почему так много родителей тратят последние деньги на подготовительные курсы и репетиторство?
Проблемы не только в школьниках, а в самой системе образования
Проблема вовсе не в том, что дети плохо учатся, а в том, что система образования в России далека от идеала. Давайте посмотрим правде в глаза: у нас нехватка учителей, запредельная бюрократия, низкие зарплаты преподавателей, и при этом государство требует чудесных результатов от учеников.
Учителя получают нищенские зарплаты, поэтому часто вынуждены искать дополнительные заработки или работать сразу в нескольких местах. В таких условиях о качестве преподавания говорить просто смешно. Более того, бюрократическая нагрузка на преподавателей настолько высока, что вместо подготовки интересных уроков они вынуждены заполнять бесконечные отчеты и отчёты о том, что они составили отчёты.
На фоне всех этих проблем ЕГЭ и ОГЭ выглядят как абсурдный спектакль: оцениваются не знания учеников, а способность подгонять себя под систему. Да, иногда случается чудо, и талантливые ребята поступают на бюджетные места в вузы, но для этого они либо должны быть гениями, либо, опять же, платить за дополнительные занятия.
Зачем вводят новый эксперимент?
Пилотный проект на самом деле решает не столько проблему качества образования, сколько проблему статистики. Если у нас массово не сдают ОГЭ, то куда девать этих школьников? В 10-й класс их не пустить – будут портить статистику по ЕГЭ. Вузы – не вариант. Значит, надо как-то запихнуть их в систему.
Колледжи – это самый удобный вариант для перенаправления потока неуспевающих учеников, причём под благовидным предлогом их «поддержки». Таким образом, вузы получат «сильных» выпускников 11-х классов, а колледжи заполнят теми, кто не осилил школьную программу. Проблема решена? Возможно, в отчетах некоторых чиновников – да. Но на деле это просто очередная попытка скрыть крах образовательной системы за красивыми формулировками о помощи школьникам.
Что делать дальше?
На самом деле, любые реформы образования должны начинаться не с того, чтобы решать проблему «куда девать тех, кто не смог сдать ОГЭ», а с того, чтобы эта проблема попросту не возникала.
- Учителям нужны достойные зарплаты, чтобы они могли сосредоточиться на преподавании, а не на поиске подработки.
- Образовательную программу стоит переработать в сторону реального понимания материала вместо тупого натаскивания на тесты.
- Надо снизить бюрократическую нагрузку на преподавателей, чтобы они могли учить, а не тратить уйму времени на бумажную работу.
- В конце концов, нужно признать, что ЕГЭ и ОГЭ не работают – скорее, они коверкают процесс обучения, чем помогают.
Пока же все, что происходит – это создание новых «экспериментов», которые в лучшем случае немного перераспределят нагрузку системы, в худшем – загонят её в ещё больший кризис. Хотя, если вспомнить предыдущие реформы, может быть, это и есть их конечная цель?
А как вы считаете? Поделитесь в комментариях!
Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк ❤
А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌
Здесь каждый день очень много интересного!