Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Столетний дом на Макаренко и тайны внутренних двориков. Московское наследие НЭПа

Гуляя по столичным улицам, каждый замечает в них то, что ему ближе. При этом не обязательно то, что больше нравится. Я же люблю находить в своих прогулках как яркие и запоминающиеся дома, так и неприметные, но чем-то неуловимо привлекательные. Люблю теплую, ламповую Москву прошлого в обрамлении Москвы сегодняшней. Моим прогулкам между улицами Покровкой и Мясницкой я посвятил уже больше шестидесяти заметок и не устаю возвращаться в этот потаенный уголок Старой Москвы, по нынешним меркам расположенный почти что в её центре. Удивительно, но в хитросплетениях этих переулков, сколько по ним ни гуляй, каждый раз будешь находить что-то новое. Сегодня я покажу дом с виду неприметный, если бежать мимо и не смотреть по сторонам, но очаровательный, если к нему приглядеться. И предложу совсем ненадолго возле него остановиться, а если будет время, то и свернуть во дворик позади него. Все самое интересное всегда находится не на виду. Архитектура времен НЭПа – очень интересное явление. Закончилась Гр
Оглавление

Гуляя по столичным улицам, каждый замечает в них то, что ему ближе. При этом не обязательно то, что больше нравится. Я же люблю находить в своих прогулках как яркие и запоминающиеся дома, так и неприметные, но чем-то неуловимо привлекательные. Люблю теплую, ламповую Москву прошлого в обрамлении Москвы сегодняшней.

Моим прогулкам между улицами Покровкой и Мясницкой я посвятил уже больше шестидесяти заметок и не устаю возвращаться в этот потаенный уголок Старой Москвы, по нынешним меркам расположенный почти что в её центре.

Прогулка от Мясницкой улицы к Покровке и Покровскому бульвару | Тайный фотограф Москвы | Дзен

Удивительно, но в хитросплетениях этих переулков, сколько по ним ни гуляй, каждый раз будешь находить что-то новое.

Сегодня я покажу дом с виду неприметный, если бежать мимо и не смотреть по сторонам, но очаровательный, если к нему приглядеться. И предложу совсем ненадолго возле него остановиться, а если будет время, то и свернуть во дворик позади него. Все самое интересное всегда находится не на виду.

Сюда мы заглянем в конце статьи
Сюда мы заглянем в конце статьи

Архитектура времен НЭПа – очень интересное явление. Закончилась Гражданская война, в годы которой архитекторам практически не было работы. Наконец настало сравнительно мирное время, возникла потребность в новом строительстве – и фактически, и идеологически. Начали искать новые формы, решения, образы.

(5 фото)

И начали строить – по-новому, но все еще помня старую школу. Как по индивидуальным проектам, так и типовые здания, как массивные гиганты домов-коммун, так и малоэтажные домики, разбросанные по таким вот старинным районам-кварталам.

Как, к примеру, мой сегодняшний архитектурный герой. Для себя я прозвал его…

…Дом, любимый своими жильцами

Над его парадным подъездом висит вот такой очаровательный баннер. Жильцы этого дома явно любят свое обиталище и не преминули поделиться своей любовью с прохожими.

-4

Правда, с доброй иронией замечу, что в этом транспаранте есть маленькая неточность. Его построили в 1926 году, так что столетний юбилей дом номер восемь по улице Макаренко отпразднует лишь в следующем году. Впрочем, мы и новое тысячелетие отмечали не в 2001-м, как полагалось бы, а годом раньше, в 2000-м.

Ранее на этом месте стоял небольшого размера доходный дом со складами купца Богдана Романовича Арзуманова. По-видимому, к двадцатым годам прошлого века он обветшал настолько, что его решили не ремонтировать, а снести и выстроить новый.

Что и сделали по проекту русского, а теперь уже советского архитектора родом из Бессарабии Александра Ивановича Ржепишевского – мастера модерна и конструктивизма, после окончания Института гражданских инженеров императора Николая Первого много трудившегося в Харькове и Ялте, привнося в южные города петербургский дух северного модерна, а в двадцатых переехавшего в Москву.

-5

Этот дом принадлежал жилищно-строительному кооперативу «Основа».

Для зарождающегося конструктивизма он нехарактерно симметричен, над центральным входом – треугольный фронтон с замковым камнем, что…

…Как будто возвращает нас в эпоху неоклассицизма и эклектики

Окна строгие, без наличников и прочих украшений, зато в них по большей части до сих пор сохранились деревянные рамы, что греет сердце. Над фланкирующими ризалитами устроены балконы с эркерами. Причем с улицы я не смог рассмотреть, если ли на эти балконы выходы. Быть может, кто-то просветит?

(7 фото)

Но не только архитектурный облик, но и история этого дома, построенного уже при советской власти, в чем-то перекликается с судьбами дореволюционных доходных домов.

В нем было 16 квартир, причем вместо тринадцатой образовалась квартира 12а. И это во времена-то борьбы с религией и суевериями.

Во времена коллективизации кооперативы ликвидировали. Точнее как? Запретили выдавать ссуды на кооперативное строительство, строить было можно лишь на собственные средства кооператоров, но откуда у людей в те времена такие средства? А у кого были, тем не позавидуешь. По сути, кооперация исчезла до послевоенных лет. Кредитование ЖСК возобновили в шестидесятых.

А в эти суровые времена новой волны борьбы с частной собственностью нэпманов принялись выселять из их домов…

…Прямо как в дни национализации

Решили поступить, перефразируя классика: «нэпман сделал свое дело – нэпман может уходить». Правда, что интересно, с бо́льшим рвением реквизировали жилье, за которым владельцы следили и ухаживали. Квартиры же, доведенные до состояния, что в них мало кто соглашался поселиться, имели больше шансов остаться за прежними жильцами подольше.

«На вчерашнем заседании президиума Моссовета был заслушан доклад о ходе выселения нэпманов и домовладельцев из муниципализированных домов. По последним данным, в Краснопресненском районе намечено к выселению 49 семей, в Сокольническом – 8, в Бауманском – 21, в Пролетарском – 49, в Замоскворецком – 2, в Хамовническом – 15. До настоящего времени в отдельных районах выселены одиночки»
(Газета «Правда», май 1928)
-7

Расселили и пайщиков этого дома, квартиры уплотнили, устроив коммуналки. А были они здесь от двух- до шестикомнатных, свободной индивидуальной планировки.

«Дом построили вопреки всем правилам – обычно места общего пользования располагаются одно под другим, а у нас тут все не так: комната над уборной, ванная над спальней. Каждый делал планировку как хотел»
(Из рассказов кого-то из жильцов дома)

Времена менялись, менялись жильцы дома, а дом по-прежнему стоит. И живут в нем новые люди. А позади дома, во внутреннем дворике…

…Появился тайный зоопарк

Он прямо так и обозначен на яндекс-карте. Правда, относится он не к восьмому, а к четвертому дому по улице Макаренко.

Временно не работает: Тайный зоопарк, зоопарк, Москва, улица Макаренко, 4с1 — Яндекс Карты

Его создатель – один из местных жителей.

Он совсем невелик. Одна из чудом сохранившихся до наших дней голубятня, маленький прудик с утками, вольеры с фазанами и павлинами.

(12 фото)

Началось все с небольшого цветника около двадцати лет назад, а затем дворик по-настоящему стал «живым уголком».

-9

А кто-то до сих пор говорит, что «Москва умирает», что ее «задавили» и «разграбили». Искренне жаль мне тех, кто видит в Москве только негативное.

-10
Дом кооператива Основа, достопримечательность, ул. Макаренко, 8, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца. Буду рад вашим комментариям, лайкам и репостах статей в ваших любимых соцсетях.

Если вы хотите финансово поддержать развитие канала, это можно сделать, оформив Премиум-подписку, пройдя по ссылке: https://dzen.ru/secret_photograph?tab=premium

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!