Пятидесятые годы прошлого века, Ярославский вокзал. Пассажиры пишут в редакции газет о том, что же происходит на вокзалах. Сделаем небольшой обзор заметок того времени. Часть первая здесь и здесь.
В тем времена, когда газеты выходили на бумаге, было так. Простой человек мог написать письмо в редакцию газеты и рассказать о проблеме, поделиться ей. В редакциях газет были специальные отделы по работе с письмами читателей. И они не просто их читали и готовили к публикации, но и отправляли сведений в соответствующие учреждения. Последние же должны были отреагировать и направить в газету ответ. Не всегда это работало, но механизм такой был.
Посмотрим же – что писали простые люди в своих письмах в газеты на тему пригородных поездов, что отправляются с Ярославского вокзала.
Чем недоволен пассажир. Обзор писем читателей. 1951-й год.
На ряде дорог Московского узла и, прежде всего на Ярославской, расписание поездов имеет дефекты – так пишет журналист в обзоре писем читателей.
Товарищ Белов пишет о том, что раньше из Монино в Москву поезд прибывал в 8 часов 9 минут. И это было удобно для всех работающих граждан, чьи «занятия начинаются в 9 часов». А сейчас этот поезд отменен. А другие поезда приходят так, что или остаётся 30-40 минут свободного времени, или же человек опаздывает на работу.
В таблицах расписания указано, что поезда на Болшево, Монино и Щелково идут с 5-го, 6-го, 7-го и 8-го путей. Но этот порядок, как правило, не поддерживается. С этих платформ поезд может отправиться и в Пушкино, и в Загорск. И оно бы всё ничего, но объявляют об этом за полторы-две минуты до отхода поезда. Пассажиры в спешном порядке мчатся на другие платформы. «Бывали случаи, когда люди из-за такой бестолковщины уезжали не туда, куда нужно».
Поясним вот какой момент. Дело в том, что в Мытищах (а это минут 30-ть на поезде от Москвы) железная дорога разветвляется. Вправо уходит ветка на Болшево и Монино, прямо же дорога идёт на Пушкино, Загорск и Александров. И если пассажир сел в поезд на Монино, а ему надо в Загорск, то это было серьёзной проблемой. Поезда в те времена ходили не так часто, как сегодня и добраться до своей станции было не просто.
Были проблемы и с проходом к поездам. На Ярославском вокзале открывали вход на платформы за 5-7 минут до отправления поезда. Представьте себе, какая давка и толчея создавалась при входе. Ну а если к этому присовокупить то, что своевременно не объявляли платформу, с которой отходит поезд!
На станции Пушкино невозможно узнать, когда отправится поезд. То на 8 минут раньше уйдет, то на 5 минут позже расписания. В Мытищах поезда простаивают 3-7 минут «без всякой к тому надобности».
Автор требует от должностных лиц устранить недостатки и обеспечить образцовое обслуживание пассажиров.
Вечерняя Москва, 1951 год, 4 июня, № 129
Серьезные претензии. Устранить недостатки. Май 1953 года
Прошло два года, а проблемы всё те же.
Заканчивается весна и на железных дорогах введён новый график движения поездов. Однако в работе железнодорожников ещё много крупных недостатков.
В летний период число пассажиров в пригородных поездах увеличивается, а вот по непонятным причинам поезда отменяются.
В редакцию пришло письмо от Н. Храмченко, видимо жителя Мамонтовской. Он задаёт вопрос – почему отменили поезд, что прибывал на станцию Мамонтовская в 7 час. 38 мин. В утренние часы вместо трёх здесь останавливаются сейчас всего два поезда. Оба настолько переполнены, что в Мамонтовской, что на платформах Челюскинская и Строитель сесть в поезд бывает невозможно. «Никогда ещё не было такого неудачного расписания» - заканчивает своё письмо тов. Храмченко. А тов. В. Чуйков просит увеличить количество пригородных поездов из Москвы в Загорск, потому как в летнее время поток пассажиров значительно увеличился.
И такая ситуация не только на Ярославском направлении. В редакцию газеты пишут жители посёлка Текстильщики – в период с девяти до с=десяти утра на платформе останавливается только один поезд, два других же проходят мимо. На платформу пребывает до отказа забитые поезд и сесть в него невозможно.
На участке Москва – Барыбино тоже сократили количество поездов. Похоже, что случилось это после того, как участок электрифицировали. Читатели пишут, что в утренние часы (с полвосьмого утора до одиннадцати часов) на платформу «Белые столбы» не приходит ни одно поезда. И те, кто работают в Москве и у кого рабочий день начинается в одиннадцать утра, вынуждены уезжать в Москву в семь часов утра.
Вечерняя Москва, 1953 год, 30 мая, № 126
Поезд уходил в Загорск. Апрель 1955 года
Вновь читатели пишут в газету письма и вновь о том, что происходит на Ярославском вокзале.
Прочитав название заметки – «Поезд уходил в Загорск», воображение нарисует некую романтичную картину поезда, что стремительно мчится сквозь поля и леса, за горы в край, где древность сливается с современностью. Но нет.
Из расписания движения пригородных поездов, вывешенного для сведения на Ярославском вокзале, мы узнали, что поезд на Загорск, с которым нам предстояло ехать, отправляется в 8 часов 58 минут от платформы № 2.
Минут за десять до отправления к платформе подали электропоезд. Его быстро заполнили пассажиры. Но едва они успели расположиться в вагонах, как диктор вокзального радиоузла объявил, что поезд до Загорска пойдет от платформы № 6. Проводники попросили пассажиров освободить состав.
До отправления осталось три минуты. Люди с чемоданами, узлами, женщины с детьми, устремились на шестую платформу, туда же направилась бригада кондукторов. Но, прибежав, они не обнаружили поезда.
Стрелки часов уже показывали время отправления. Вдруг вновь раздался голос диктора. Он возвестил, что поезд до Загорска отправляется в 8 часов 58 минут от… платформы № 2!
Пассажиры бросились на платформу № 2 прямо через пути, преодолевая высокие платформы и преграждавшие дорогу составы поездов.
Посадка затянулась. Поезд № 196 ушел 17 апреля из Москвы с опозданием.
А. Прокофьева
Вечерняя Москва, 1955 год, 26 апреля, № 98
45 дополнительных поездов. 1956 год
Газета «Вечерняя Москва» выходила каждый день вечером и рассказывала о новостях прошедшего дня. И была в ней рубрика «Это было сегодня».
Прочие ежедневные газеты выходили утром и в них печатали новости уже вчерашних дней.
Субботний день в те времена был рабочий. 10-го же марта рабочий день был сокращённый. Можно вернуться домой на пару часов пораньше. Но вот что с расписанием?
На Ярославском вокзале вывешены объявления о дополнительных поездах, которые отойдут от Москвы между двумя и пятью часами дня. Каждые 10-15 минут вокзальное радио оповещает о том, когда и куда отправятся поезда.
В 14 часов 29 минут уходи первый дополнительный поезд до Мытищ. До четырех часов дня с Ярославского вокзала уйдет 22 поезда вместо 14. А в последующий час отправятся еще три дополнительных поезда.
Всего же на пригородных линиях Московского узла будет курсировать на 45 поездов больше, чем в обычные дни.
Так что работали, работали железнодорожники над улучшением ситуации!
Вечерняя Москва, 1956 год, № 60, 10 марта
Три часа в ожидании поезда. 1957 год
И вновь – читательские письма под заголовком «Что мешает нашему отдыху».
«Москвичи любят выезжать по воскресеньям в красивые места Подмосковья… Но вот железнодорожники мало еще принимают мер к тому, чтобы сделать отдых действительно отдыхом», - так начинает свое письмо В. Бояришнов.
Группа студентов Московского института цветных металлов отправилась в Тишково на отдых. На Ярославском вокзале поезд на Загорск ждали 25 минут. С горем пополам втиснулись в вагон и так ехали всю дорогу.
На обратном пути весь отдых был испорчен. Дадим слово читателю.
Приехали на станцию «Правда в 19 часов. Платформа полна. Тут и экскурсанты, и садоводы с семьями, которые почти два часа не могут уехать, так как поезда из Загорска приходят переполненными. В то же время в 19 часов 50 минут и 20 часов мимо проходят две пустые электрички.
Мы уехали только в 21 час 40 минут поездом из Софрина, которого ждали около трех часов. А на платформе осталось ещ много людей с детьми. Неужлеи нелья было путить дополнительные поезд?
Вечерняя Москва, 1957 год, № 127, 31 мая
Четыре письма о вокзалах. 1960 год
И вновь читатели пишут.
Б. Вахтин указывает на то, что на Казанском вокзале выходы к пригородным поездам реконструировали, но из трех выходов два всегда закрыты. «Двери делаются для прохода людей, а не для навешивания замков» - справедливо указывает начальнику вокзала читатель.
Рабочий метрополитена А. Калевич просит пересмотреть расписание, поскольку с Ленинградского вокзала многие пригородные поезда идут без остановки на ряде станций (Останкино, Петровско-Разумовская и другие). Приходится подолгу сидеть на вокзале и ждать поезд. «Может быть, следует пересмотреть расписание?» - вопрошает читатель?
Заметим, что в те времена пригородные поезда были чуть ли не единственным средством сообщения между Москвой и окраинами. Так, в Лосиноостровскую можно было добраться только пригородным поездом. И если на поезд опоздал, то следующий через час, два, а то и три. Вот и сиди, кукуй на вокзале.
А вот и наше направление, Ярославское.
Товарищ И. Шелудченко сетует вот на какое досадное обстоятельство. С ним сталкиваются пассажиры, едущие до Загорска не только в воскресные, но и в будничные дни.
В пять-шесть вечера поезда идут часто, а вот от семи до восьми часов отправляется лишь один поезд. Да и поездов, что идут дальше Пушкино, мало. К тому же ещё и не везде останавливаются. Мало того, что приходится подолгу ждать поезд! Вагоны почти всегда переполнены и весь полуторачасовой путь приходится стоять на ногах. «Неужели нельзя ничего сделать?» - сокрушается читатель.
Товарищ Е. Вербицкий возмущён тем, что происходит на платформе Каланчёвская в пятом часу утра. На платформе и вокруг тихо, почти безлюдно. И вдруг из репродуктора гремит объявление о том, что в 4 часа 50 минут от первой платформы отправляется поезд. И пассажиров в это время мало, и сами они знают когда и куда отправляется поезд. А вот громогласное сообщение долетает через улицу до соседних домов и многих москвичей лишает сна и покоя. «Нельзя ли потише?» - негодует читатель.
Вечерняя Москва, 1960 год, № 159, 7 июля