Найти в Дзене
Загорские истории

Когда же будет наведен порядок на Ярославском вокзале?

Прошло четыре года (см. вот эту заметку), наступил 1938 год, а на Ярославском (бывшем Северном) вокзале – все тот же бардак. Возмущенные читатели пишут в газету «Вечерняя Москва» и задают сей вопрос. Долгое время сей вопрос оставался риторическим. Два письма в редакцию газеты «Вечерняя Москва» из далекого 1938 года приводятся без сокращения. Ярославский вокзал. Платформы №№ 5-6. Отсюда дачные поезда идут до Мытищ, Болшева, Чкаловской, Щелкова, Монина. Подается состав. - Товарищ проводник, куда пойдет этот поезд? - Неизвестно. - Товарищ дежурный по посадке, куда идет этот поезд? - Неизвестно. Не добившись толку, пассажир садится в поезд в надежде, что он пойдет туда, куда пассажиру нужно, тем более, что нужный поезд по расписанию должен отойти минут через десять, а другого состава нет. Через несколько минут поезд набит до отказа. Все пассажиры горячо обсуждают один вопрос: куда пойдет поезд, только ли до Мытищ или дальше. Минут за пять до отхода поезда по радио сообщают, что поезд идет
Оглавление

Прошло четыре года (см. вот эту заметку), наступил 1938 год, а на Ярославском (бывшем Северном) вокзале – все тот же бардак. Возмущенные читатели пишут в газету «Вечерняя Москва» и задают сей вопрос.

Долгое время сей вопрос оставался риторическим.

Два письма в редакцию газеты «Вечерняя Москва» из далекого 1938 года приводятся без сокращения.

На перроне Северного вокзала. 1934 год
На перроне Северного вокзала. 1934 год

Из писем в редакцию

Письмо первое. Куда идет поезд?

Ярославский вокзал. Платформы №№ 5-6. Отсюда дачные поезда идут до Мытищ, Болшева, Чкаловской, Щелкова, Монина. Подается состав.

- Товарищ проводник, куда пойдет этот поезд?

- Неизвестно.

- Товарищ дежурный по посадке, куда идет этот поезд?

- Неизвестно.

Не добившись толку, пассажир садится в поезд в надежде, что он пойдет туда, куда пассажиру нужно, тем более, что нужный поезд по расписанию должен отойти минут через десять, а другого состава нет.

Через несколько минут поезд набит до отказа. Все пассажиры горячо обсуждают один вопрос: куда пойдет поезд, только ли до Мытищ или дальше.

Минут за пять до отхода поезда по радио сообщают, что поезд идет совсем не туда, куда надо большинству пассажиров, или отправляется в парк. Начинаются давка, поспешное выпрыгивание из вагонов и перебежка в другой поезд, поданный за две-три минуты до отрпавления.

Таково «обслуживание» пассажиров на вокзале.

Не лучше в поезде и на линии.

В каждом вагоне есть проводник, долженствующий быть хозяином в вагоне. Но поддерживать порядок в пути он не считает своей обязанностью. Подвыпившие пассажиры могут делать что угодно: проводник на них даже не взглянет. А если кто-либо из пассажиров попросит проводника навести порядок в вагоне, тот посмотрит на него как на большого чудака.

До сих пор часы на железной дороге считались самыми точными. Это положение наглядно опровергла Ярославская ж. д. На всех станциях часы идут по-разному. На платформе «57-й километр» часы вообще не ходят. Впрочем, даже в Москве на платформе часы круглые сутки показывают 6 часов 20 минут.

Б. Кушин

Платформа вокзала в 1931 году.
Платформа вокзала в 1931 году.

Письмо второе

Беспорядок, творящийся при посадке в поезда пригородного сообщения на Ярославском вокзале, стал обычным явлением.

Как правило, посадка начинается за 7-5 минут, а иногда и за 1-2 минуты до отхода поезда. Очень часто поезда, уходящие позже (например, пушкинский), подаются к платформе раньше тех, какие должны уходить вперед (загорский). Из-за этого получается. Что пассажиры, едущие на Загорск, попадают в поезд на Пушкино и наоборот, так как добиться ответа на вопрос, куда идет поезд, никому никогда не удается.

Но вот перед самым отходом поезда по радио объявляется назначение поданного поезда, и тут поднимается «великое переселение народов» из одного поезда в другой, сопровождающееся неимоверной давкой, суматохой, руганью.

Когда же все таки будет наведен порядок на Ярославском вокзале?

К. Пасхин

Вечерняя Москва 1938, № 190, 20 августа

Платформы Ярославского вокзала. Не ранее 1932 года
Платформы Ярославского вокзала. Не ранее 1932 года

Комментарии к фотографиям

  • 1934 год. Фотография Северного вокзала, до переименования. Сделана не в час пик. Но куда идет поезд - известно ли пассажирам?
  • 1931 год. Люди приехали в Москву, на работу. Вот как об этом писал журнал "СССР на стройке в 1931 году (№ 9)
... десятки тысяч рабочих, колхозников, инженеров, техников, служащих,
агрономов, учащихся, туристов едут сюда за знаниями, за опытом, едут знакомиться с красной столицей первого в мире пролетарского государства.
Москва охватывается новыми и новыми поясами кварталов, поселков и
пригородов. В ранние утренние часы поезда и автобусы доставляют в Москву тысячи людей на работу.
  • 1932 год. Есть рассказ-воспоминание Льва Рагозина про поездки на дачу до станции Лось в начале 1930х, там есть фраза про "металлический вокзальный голос", который объявляет посадку на пригородный электропоезд "первые три вагона следуют до станции Пушкино, вторые три вагона - до станции Щелково".