Найти в Дзене
Исторические мелочи

Русские солдаты и офицеры глазами иностранных рисовальщиков

Для сегодняшнего материала я собрал несколько рисунков, изображающих русских (иногда – под вопросом) военнослужащих и сделанных иностранными авторами во второй половине XVIII-первой половине XIX в. При этом я в данном случае избегал многочисленных рисунков И.А. Кляйна, запечатлевших русскую армию в ходе заграничных походов 1813-14 гг. и других известных и часто воспроизводимых работ. Целью было собрать менее «затасканные» изображения. Так же, как и более известные произведения, эти рисунки интересны не только тем, что представляют «взгляд со стороны» на российских подданных, но и как исторический источник. Первые три рисунка относятся к так называемому «альбому Брэя». Их автор - английский морской офицер Гэбриэл Брэй, известно в частности, что в 1774-77 гг. он служил вторым лейтенантом на фрегате «Паллас». В ходе плаваний он делал любительские зарисовки. Уже в XIX в. его рисунки оказались собраны в альбом (точнее – два), которые хранятся ныне в Национальном морском музее в Гринвиче. На

Для сегодняшнего материала я собрал несколько рисунков, изображающих русских (иногда – под вопросом) военнослужащих и сделанных иностранными авторами во второй половине XVIII-первой половине XIX в. При этом я в данном случае избегал многочисленных рисунков И.А. Кляйна, запечатлевших русскую армию в ходе заграничных походов 1813-14 гг. и других известных и часто воспроизводимых работ. Целью было собрать менее «затасканные» изображения. Так же, как и более известные произведения, эти рисунки интересны не только тем, что представляют «взгляд со стороны» на российских подданных, но и как исторический источник.

Первые три рисунка относятся к так называемому «альбому Брэя». Их автор - английский морской офицер Гэбриэл Брэй, известно в частности, что в 1774-77 гг. он служил вторым лейтенантом на фрегате «Паллас». В ходе плаваний он делал любительские зарисовки. Уже в XIX в. его рисунки оказались собраны в альбом (точнее – два), которые хранятся ныне в Национальном морском музее в Гринвиче. Насколько мне показалось, три из рисунков Брэя могут иметь отношение к России. Вот они

Эти три персонажа с высокой степенью вероятности принадлежат к российской армии периода правления Павла I. Слева мы видим фузилера гренадерского полка (?) в явной фузилерной шапке, несколько отличающейся внешним видом от более известных гренадерских. Крайняя правая фигура, с тюком или бочкой на плече, судя по всему, представляет его однополчанина в фуражной шапке «раннего образца» в виде колпака с длинным шлыком с кистью на конце. Читатели, у которых под рукой есть расписание приборных цветов пехотных полков на царствование Павла Петровича, подскажите, чины какого полка могут быть перед нами? Сложнее опознать среднюю фигуру. Его красный с зеленой отделкой мундир не соотносится (по крайней мере, в моей памяти) ни с одной военной частью/службой павловского времени. Такая цветовая гамма при Екатерине II была характерна для горного ведомства и подчиненных ему подразделений. Но где английский моряк мог пересечься с русским горным солдатом и почему этот анахроничный уже мундир оказался на одном рисунке с мундирами уже павловского времени? У меня нет ответа.

-2

Эти два персонажа, вне всякого сомнения, являются гусарами. В целом их обмундирование весьма похоже на установленное для русских гусарских полков при Павле. На российскую принадлежность гусар, как будто, говорит и двуглавый орел на ташке. Однако расцветка ментика и чакчир не соотносится ни с одним из русских гусарских полков указанного периода. Австрийцы? Но и ни один из венгерских гусарских полков австрийской армии в конце XVIII в. не имел такой расцветки.

-3

Данный рисунок может изображать русского офицера или унтер-офицера в шинели. Сапоги с фигурным вырезом наверху, сабля вместо шпаги и усы по идее указывают на принадлежность персонажа к гусарам.

Следующий рисунок принадлежит немецкому художнику Францу Пфорру. Пфорр родился во Франкфурте, с 1805 по 1810 гг. жил в Вене. В Австрии он, судя по всему, в 1805 г. и увидел русских солдат, которых запечатлел своей еще неуверенной рукой

-4

Картинка представляет нам русских пехотинцев периода Аустерлица. На солдатах видны еще существующие короткие косы, но уже отсутствуют отмененные в начале царствования Александра I букли. Рисунок также фиксирует одновременное ношение в русской пехоте в этот период шляп и новых «шапок», которые затем превратятся в кивера. Гренадерская шапка у правого персонажа то ли зачехлена, то ли художник просто не потрудился прорисовать ее детали.

Нижеприводимый рисунок является произведением уже знакомого нам шведа Пера Отто Адельборга и относится, видимо к периоду Русско-шведской войны 1808-09 гг.

-5

Русский пехотинец на походе с подвернутыми полами шинели, кивер, видимо, зачехлен.

Очередной рисунок выполнен немцем Карлом Филиппом Фором (не родственник и не однофамилец упомянутого выше Франца Пфорра). Он хранится в Штеделевском музее Франкфурта-на-Майне под наименованием «Русские солдаты в таверне»

-6

Атрибуция изображенных здесь персонажей как русских солдат вызывает большие сомнения. Стоящая слева на заднем плане фигура в головном уборе с пышным закрепленным сбоку (?) султаном заставляет подозревать что-то баварское или вюртембергское.

Наконец, последнее на сегодня произведение принадлежит творчеству шведского художника Карла Петера Мазера. С 1838 по 1853 (или 1854) гг. Мазер жил в России, где и зарисовал следующего персонажа

-7

В Шведском национальном музее рисунок хранится с подписью «Русский гусарский офицер. Юг России». Но на самом деле перед нами казачий сотник (три звездочки на эполетах), видимо, Донского войска. Сотник вооружен шашкой, очевидно, первой введенной централизованно – образца 1838 г., впрочем, в оружии я не силен. Подписи обозначают цвета элементов униформы и снаряжения для последующего создания какого-то полноцветного произведения, но таковое мне обнаружить не удалось.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.