Найти в Дзене
ПОД СТУК

Зачем на железной дороге очищают щебень и как его достают из под пути, не разбирая его?

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Справедливо будет сказать, что основополагающий элемент всей железной дороги в широком смысле - это, непосредственно, железнодорожный путь. Да, без него не поедут поезда, а строить всю дальнейшую инфраструктуру: контактную сеть, крупные и малые станции, устройства сигнализации, централизации и блокировки - не имеет никакого смысла.

Фото автора
Фото автора

Если спросить у любого человека, что представляет собой железнодорожный путь, то ответом будет известное словосочетание «рельсы и шпалы». Ну, ещё кто-то скажет, что на щебёнке всё это дело лежит. И как раз этот самый щебень, если уж начистоту, то особо никого из обывателей не интересует - ну лежит себе и лежит. Кажется, что целый век пролежит, что с ним произойдёт? Разве что, возможно, коричневым станет:

Однако, на самом деле, балластный слой (который, в настоящее время, выполняется из щебня) имеет две очень важные функции. Во-первых, балластный слой обеспечивает требуемое положение рельсошпальной решетки в профиле и плане (иначе говоря - в вертикальной и горизонтальной плоскостях), а во-вторых - несёт в себе дренажную функцию. Всё это предъявляет весьма строгие требования к состоянию балластного слоя и одна из процедур, обеспечивающих годное состояние балласта - это его очистка. В этой статье как раз и пойдёт речь о том, как и от чего очищают щебень на железной дороге.

Фото автора
Фото автора

Как загрязняется балласт?

Этот вопрос я уже раскрывал не так давно - в статье, посвященной выплескам на железной дороге:

Но, если вкратце, то основных причин, из-за которых балласт теряет свои функции - три:

  1. Непосредственное разрушение балласта под действием динамических нагрузок от движущихся поездов (особенно актуально для мест под рельсовыми стыками, где ударные нагрузки максимальны). Щебень с зёрнами крупной фракции (какими они и должен быть) крошится, зёрна становятся более мелкими. К тому же, в процессе крошения щебня появляется ещё и пыль, которая является загрязнителем.
  2. Попадание в балласт различных инородных частиц вместе с ветром, осадками, а также из-за нарушения герметичности проезжающих грузовых вагонов
  3. Перенос влагой частиц из земляного полотна (например глины) наверх в балластный слой. Такое может происходить, например, при затяжных осадках, либо весной
Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

В итоге это всё приводит к тому, что в балласте скапливается, по сути - мусор. Это уже само по себе плохо, однако, дальше ещё хуже. При осадках, дождевая вода не покидает полностью балласт, а смешивается с этими самыми мусорными частицами, образуя соответствующую жижу (ещё называемую пульпой). В итоге рельсы со шпалами опираются не на чистый щебень, а на щебень вместе с раствором воды и различных загрязнителей, что уменьшает устойчивость первых. Так что, необходимость периодической очистки напрашивается сама собой.

Как производится очистка балласта?

Самый простой и очевидный способ очистить балласт - это просто-напросто заменить его новым. Однако, не всегда это оправдано экономически. Поэтому правильнее всё-таки применять технологии по очистке балласта. Одни участки требуют проведения таких работ раз в год, другие - раз в десятилетие.

В настоящее время для очистка балласта механизирована и используются щебнеочистительные машины. Самый, так скажем, крутой комплекс для очистки балласта под обозначением ЩОМ-2000 производится в России на Тульском заводе железнодорожного машиностроения. Впрочем, это далеко не единственный пример техники для очистки балласта.

Автор: Воздух Свободы / RailGallery
Автор: Воздух Свободы / RailGallery
Скриншот с сайта производителя
Скриншот с сайта производителя

Для начала немного приподнимается рельсошпальная решетка, после чего, при помощи, так называемых, баровых устройств производится вырезка загрязнённого балласта, который далее попадает на конвейеры. Далее с щебнем производится, так называемая, очистка грохотом.

Информационный плакат про принцип работы щебнеочистительных машин. Взято из открытых источников.
Информационный плакат про принцип работы щебнеочистительных машин. Взято из открытых источников.

Это процесс механического отделения загрязнителей (пыли, земли, мелких фракций) от балластного материала с помощью вибрационных или наклонных решетчатых сит, называемых грохотами. Грязный щебень загружается на грохот, где под действием вибрации или собственного веса он проходит через сито: мелкие частицы и загрязнения просеиваются и удаляются. После этого, очищенный щебень возвращается обратно на путь.

Выгрузка загрязнителей на обочину. Фото взято из открытых источников.
Выгрузка загрязнителей на обочину. Фото взято из открытых источников.

Загрязнители, при этом, также при помощи конвейеров могут либо грузиться в вагоны для дальнейшей транспортировки, либо высыпаться на обочину пути. Наглядно понаблюдать за этим процессом можно благодаря этому видео (это Рутуб, так что работать должно у всех), выглядит весьма завораживающе:

Комплекс глубокой очистки балласта ЩОМ-2000
Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-8