Найти в Дзене
Белые одежды

Первый Вселенский собор – Против ариан

Разоблачение лжеучения александрийского священника Ария. 325 год, Никея. Константинополя ещё не существовало, он был основан императором Константином лишь пять лет спустя, в 330 году. Собор состоялся при Константине Великом (имп. с 306 по 337 год). Сам император не был христианином (только оглашенным) и крестился лишь перед смертью. Он проводил активную религиозную политику. Традиционно римские императоры-язычники носили титул pontifex maximus, который в древней римской религии давал право управления. Поэтому и по отношению к христианству Константин занял позицию покровителя и называл себя епископом внешних дел Церкви. Константин прекратил гонения на Церковь и Миланским эдиктом 313 г. позволил принимать христианство всем, кому угодно, приказал возвратить христианам отнятое у них имущество, запретил привлекать к участию в языческих жертвоприношениях и принял ряд других решений в пользу христиан. Император присутствовал на Первом Вселенском Соборе и был его председателем. Активно уча
Оглавление
Первый Вселенский Собор (в центре - Афанасий Александрийский). Художник: Василий Суриков
Первый Вселенский Собор (в центре - Афанасий Александрийский). Художник: Василий Суриков

Цель I Вселенского Собора

Разоблачение лжеучения александрийского священника Ария.

Время и место проведения

325 год, Никея. Константинополя ещё не существовало, он был основан императором Константином лишь пять лет спустя, в 330 году.

Действующий император

Собор состоялся при Константине Великом (имп. с 306 по 337 год). Сам император не был христианином (только оглашенным) и крестился лишь перед смертью. Он проводил активную религиозную политику. Традиционно римские императоры-язычники носили титул pontifex maximus, который в древней римской религии давал право управления. Поэтому и по отношению к христианству Константин занял позицию покровителя и называл себя епископом внешних дел Церкви.

Константин прекратил гонения на Церковь и Миланским эдиктом 313 г. позволил принимать христианство всем, кому угодно, приказал возвратить христианам отнятое у них имущество, запретил привлекать к участию в языческих жертвоприношениях и принял ряд других решений в пользу христиан. Император присутствовал на Первом Вселенском Соборе и был его председателем. Активно участвовал в работе и даже внёс важнейшее предложение о включении в Символ веры термина "единосущий". Позднее Константин Великий был причислен к лику святых в чине равноапостольных.

Присутствующие на Соборе

На Соборе присутствовало 318 епископов и священников. Главными среди них были Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский, Макарий Иерусалимский и два легата папы Римского Сильвестра. По преданию в работе Собора принимали участие Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Пафнутий Фиваидский, Осия Кордубский. Среди клириков выделялся диакон Афанасий из Александрии (будущий Афанасий Великий).

Предпосылки созыва Собора

С первых лет существования Церкви в ней стали появляться разного рода лжеучения. В период между 315-320 гг. в Александрии возникла новая ересь – арианство, её идейным вдохновителем был пресвитер Арий. Он не мог осознать Святую Троицу и проповедовал рациональное учение, в котором утверждал, что Сын не одной природы с Богом. Арий учил, что Иисус Христос не Бог и называется Сыном Божиим не по природе, а по усыновлению Богом. Сына и Духа он считал высшими, первыми и совершеннейшими творениями Бога, посредниками в сотворении мира.

Александрийская Церковь встала на борьбу с Арием. Против него выступил епископ Александр, который говорил, что «Бог есть Троица в Единице и Единица в Троице», его поддержал диакон Афанасий Александрийский, написавший сочинение "Слово о воплощении Бога-Слова". В 321 г. в Александрии состоялся собор, на котором Арий был осуждён. Однако арианство продолжало распространяться. Поэтому был созван Собор всей Церкви, чтобы разрешить несогласия, возникшие по поводу ереси Ария.

Основные решения Собора

Ересь Ария была осуждена. Собор низложил главных приверженцев арианства, а император сделал распоряжение о ссылке упорных ариан и приказал сжигать их сочинения под угрозой смертной казни тому, кто попытается скрыть их.

Был утвержден догмат единосущия Сына Божия с Богом-Отцом. Чтобы все христиане могли точно знать истинное вероучение, основные его положения были изложены в Символе веры.

Никейский Символ веры завершался анафематствованием арианства и звучал так:

«Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, Отцу единосущного, чрез Которого все произошло, как на небе, так и на земле, ради нас, человеков, и ради нашего спасения нисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, пострадавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа. Говорящих же, что «было, когда [Его] не было», и «до рождения Он не существовал», и что Он произошел «из не сущих», или говорящих, что Сын Божий «из иной ипостаси» или «сущности», или что Он «создан», или «преложим», или «изменяем», таковых анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь»

Собор издал 20 правил, решив многие спорные вопросы, в т.ч. о праздновании дня Пасхи, и запретил коленопреклонение в воскресные дни и во дни пятидесятницы (от Пасхи до праздника Св. Троицы).

На Соборе велись горячие споры. Церковное Предание перешло в иконографию и сохранило знаменательные эпизоды, такие как: Николай Мирликийский даёт пощёчину Арию; чудо с кирпичом святителя Спиридона Тримифунтского.

Последствия Собора

1. Борьба с арианством

Несмотря на осуждение Собором, арианство не хотело сдавать позиции, более того, после смерти Ария в 336 г. оно даже укрепилось. В 337 г. умер Константин Великий, империю наследовали его сыновья: правителем Востока стал Констанций (арианин), а правителем Запада – Констанс (православный).

Самым выдающимся борцом против арианства был Афанасий Александрийский. В 328 г. (после смерти еп. Александра) Афанасий был избран епископом Александрии и возглавлял Александрийскую Церковь 45 лет, в т.ч. 20 лет в изгнании. Его жизнь после Собора – это непрерывная борьба с арианством за никейский символ веры (т.н. никейскую веру). Для него термин «единосущие» был принципиальным, т.к. «если воплотился не Бог, а тварь, то трагический разрыв между Творцом и творением не был преодолен». Афанасий учил, что у Бога есть природа и воля. По природе Бог рождает Сына и посылает Святого Духа, по воле – творит мир. Сын единосущен Отцу. Спасение возможно только от Бога, Христос – Бог и Человек, поэтому люди спасены.

В 341 г. в Антиохии собрался собор в составе 97 восточных епископов. Обвинение с ариан было снято, термин "единосущный" отвергнут, а Афанасий Александрийский осуждён. Главному врагу ариан пришлось бежать на запад. В Риме был собран православный собор, который оправдал Афанасия.

В 342 г. после смерти епископа Евсевия Никомидийского, главного защитника арианства, ситуация изменилась. В 343 г. оба императора (Констанций и Констанс) созвали Собор в Сердике (София), на котором Афанасий был оправдан уже всей Церковью.

В 350 г. император Констанс (православный) был убит, и в 351 г. Констанций (арианин) стал единовластным правителем империи. Все ведущие кафедры Церкви заняли ариане. Афанасий опять был осуждён, ему пришлось бежать в пустыню, где много лет его прятали друзья-монахи. Вернулся в Александрию лишь в 362 г., скончался в 373 г.

В 361 г. умер император Констанций, и власть в империи перешла к племяннику Константина Великого Юлиану (361-363 гг.), получившему прозвище Отступник. Правил он недолго, однако успел навредить Церкви. Провозгласил себя язычником и противником христианства, решил возродить язычество и восстановить языческие храмы, запретил принимать христиан на высокие посты и лишил права быть учителями, проповедовал язычество, устраивал гигантские жертвоприношения и мистерии, писал письма и сочинения противо христиан, в т.ч. трактат "Против галилеян". После смерти Юлиана Отступника Церковь вернула все свои привилегии.

2. Расцвет монашества

Верховенство арианской ереси и откат к язычеству при Юлиане Отступнике повлияли на расцвет монашества. Стараясь сохранить чистоту веры, множество православных клириков и мирян уходили в пустыни. Постепенно развились три формы монашества: отшельничество, скитское житие и общежитие.

Среди самых известных монашествующих были Антоний Великий, Макарий Египетский, Пахомий Великий, Харитон Исповедник, Ефрем Сирин, Евагрий Понтийский, Василий Великий. Последний теоретически обосновал монашество, определил его место в Церкви, упорядочил монашеское движение, разработал правила монашеской жизни и общий устав, создал институт послушничества, обряд пострижения в монашество, установил епископский контроль над общинами, определил епитимьи за аскетические подвиги без благословения духовника.

Несмотря на засилье ариан, в глубине Церкви тщательно хранилась православная вера, которой предстояло пережить множество испытаний.

I Вселенский Собор был лишь первым в цепочке семи Вселенских соборов. До полной победы Православия оставалось ещё несколько веков.

Читайте также: