Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Интернет-шопоголизм. Как устоять от соблазна?

Шопоголизм известен с давних времен. Во все века и времена были люди, подверженные этой аддикции. Но в последние два десятилетия эта проблемы выросла не просто в разы, а в десятки раз. В наши дни такой рост шопоголизма детерминирован прежде всего, возникновением различных интернет-магазинов и маркетплейсов. Добавьте к этому доставку на дом, снимающую вопрос получения товара.

Мы окружили себя максимумом комфорта. Дошло до того, что человек может лежать на диване, скролить ленту товаров на Озоне, Валдберриз или Яндекс Маркет и выбирать себе товар, тут же заказать его, а через день-два получить в пункте выдачи, а в некоторых случаях – вообще получить товар не выходя из дома. С одной стороны – это хорошо. Экономится время, снимается ряд вопросов, связанных с приобретением товаров.

Но именно эта ситуация, облегчающая выбор, оплату и доставку товара явилась решающей в возрастании шопоголизма в десятки раз. Я называю это интернет-шопоголизмом (не зависимо от магазина или маркетплейса).

Я знаю людей, которые настолько «зависли» на интернет-шопоголизме, что если они в течение недели не сделают минимум два заказа (заказов может быть и больше), то им становится плохо: появляется дискомфорт, резко падает настроение, ухудшается самочувствие, появляется раздражительность, а в некоторых случаях и агрессия по отношению к окружающим. И целый ряд других психосоматических симптомов, не говоря уже о нарушении сна.

Коротко о шопоголизме.

Шопоголизм – это непреодолимое желание совершать покупки без вынужденной необходимости для получения позитивных эмоций. Некоторые в своих статьях добавляют, что это сопровождается уходом от реальности. Это не соответствует действительности. Человек абсолютно четко понимает, что он делает. Он полностью находится в реальности, знает когда, что и сколько покупает, но преодолеть тягу к совершению покупок – не в состоянии.

Если изначально у человека при совершении покупок возникает приятное чувство, легкость, он получает определенную дозу быстрого дофамина, то со временем он привыкает к этому дофамину и уже не может без него. Ситуация полностью соответствует любой зависимости, как химической (алкоголизм, наркомания), так и нехимической (лудомания, порнозависимость). Это стадия привыкания.

По факту, человеку вовсе не нужны эти покупки, ему важно получить дозу дофамина, которая со временем становится мала и уже требуется повысить дозу – стадия толерантности.

Со временем эта тяга становится гипертрофированной. И человек уже не просто покапает вещи, которые ему не нужны, он уже начинает покупать все подряд и в большем количестве. Некоторые, мало того, что тратят на ненужные вещи всю зарплату, но еще и залезают в долги. Здесь уже речь идет о стадии зависимости.

Плохо то, что происходят серьезные изменения и в личности человека, начинает меняться его отношение к близким, к другим людям, к своей проблеме. Психика становится ригидной. Ведущее место в сфере интересов занимают покупки, он начинает утаивать от окружающих приобретение той или иной вещи, многие прежние интересы утрачивают свою значимость. Человек начинает менее критично относиться к своей страсти, которая полностью подчиняет его себе.

Но надо четко понимать один момент: главное место в этой зависимости занимают не сами покупки – они лишь инструмент, а тот уровень дофамина, который получает человек посредством этого инструмента.

Задача терапии сводится к тому, чтобы научить человека обходиться без этого дофамина, и научиться получать дофамин другим, полезным способом, например, про помощи спорта (бег, плавание, занятия с отягощениями и т.д.).

При интернет-шопоголизме люди скролят ленты с товарами, чтобы выбрать себе новые товары для покупки. При этом, как я замечал, они периодически заходят в приложение на телефонах и «зависают» там на довольно длительное время. Порой это время занимает около часа. Им сложно остановиться. Почему? Да потому что простое просматривание товаров уже вызывает определенное удовольствие и помогает справиться с беспокойством, это тоже определенного рода зона безопасности шопоголика.

Все происходит также, как в ситуации с думскроллингом, когда человек, при наличии зависимости от новостных лент, каждый раз, заходя на нужную страничку, не может остановиться от чтения новой, чаще всего – негативной информации. В нашем случае речь идет о выборе нового товара. И как правило, такой товар шопоголик находит.

Центральным звеном терапии шопоголизма, как и в лечении других нехимических аддикций, является дистанцирование от предметов, стимулирующих зависимость. В ситуациях интернет-шопоголизма таким ведущим стимулом является смартфон, а точнее – приложения интернет-магазинов и маркетплейсов на нем.

Надо сказать, что терапия шопоголизма длительный процесс, но результаты стоят того. Приятно осознавать, когда человек длительное время был провален в эту аддикцию, а по прошествии 4-6 месяцев терапии полностью изменился и сместил акценты своих интересов на более здоровые аспекты своей жизни: отношения, спорт, личностный рост и саморазвитие.

Я провожу терапию шопоголизма по схеме, схожей с лечением порнозависимости и игромании. В данном случае речь идет именно о нехимических видах зависимостей. Но у каждого вида есть свои функциональные особенности и при терапии надо учитывать эти особенности.

Например, при шопоголизме следует особое внимание уделить тому, что именно покупает человек. Какой вид товаров: кто-то покупает платья, кто-то скупает обувь, кто-то книги, кто-то удочки, кто-то мобильные телефоны. Когда мы выясним, что так дорого сердцу нашего клиента, важно понять откуда это стремление. Возможно, это – нереализованные детские ценности (статью на эту тему читайте здесь https://www.b17.ru/article/512871/), или неудовлетворенные детские потребности.

В таком случае надо уделить одну-две сессии на проработку компенсации нереализованных ценностей или потребностей другими способами. Возможно, причина аддикции в другом. И тогда следует разобраться с установленным фактором возникновения зависимости.

Одним из центральных аспектов терапии интернет-шопоголизма является обучение навыкам осознанности и противостояния импульсивному поведению. А также формирование у клиента здоровой самооценки, позитивного мышления, повышения толерантности к фрустрациям, концентрации внимания на саморазвитии и самореализации в различных сферах жизни и деятельности.

Спасибо за внимание! Берегите себя!

Подписывайтесь на статьи, чтобы не пропустить новые темы.

Автор: Сазонов Андрей Владимирович
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru