Всё началось с кувшинки… В 1836 году немецкий исследователь Роберт Шомбургк, который изучал флору на севере Южной Америки в Британской Гвиане, представил Лондонскому королевскому географическому обществу удивительное растение. Он обнаружил его в акватории реки Бербис, близ Джорджтауна, и стал первым, кто описал и систематизировал эту красоту в научном докладе.
С этого момента прекрасная кувшинка, известная как Виктория регия, или Виктория амазонская, стала известна всему миру. Ботаники и садовники начали соревноваться в выращивании этого капризного гигантского растения, создавая заболоченные подогреваемые пруды. Главной задачей было добиться её цветения.
Великая оранжерея
Впервые это удалось Джозефу Пакстону, главному садовнику герцога Девонширского, в 1849 году в саду английской резиденции Чатсуорт-хаус.
Как говорится, талантливый человек талантлив во всём. Джозеф Пакстон был не только выдающимся садоводом, но и талантливым архитектором. Он разбил дендрарий, построил стеклянные оранжереи, большой фонтан и разработал сложную систему полива и водоотведения.
Но на этом его таланты не ограничивались. Внимательно изучив свою кувшинку, он обнаружил, что система перемычек придаёт хрупкому листу необычайную прочность. Наблюдая за ней, он создал систему многомерных модулей, которые впоследствии стали основой для его удивительного творения — Хрустального дворца. Это чудо архитектуры, возведённое в Гайд-парке в 1851 году для Великой выставки, навсегда изменило представление о возможностях архитектуры.
Хрустальный дворец
Лондонская Великая выставка 1851 года привлекла около 6 миллионов человек, желающих познакомиться с более чем 14 000 экспонатов, демонстрировавших чудеса техники и технологии XIX века.
Выставка проходила в Хрустальном дворце — здании из чугуна и листового стекла площадью 90 000 кв.м. Построено оно было за невероятные 190 дней. Помимо системы модулей, одним из секретов было использование стандартизированной винтовой резьбы, впервые предложенной за 10 лет до строительства, хотя официально она стала британским стандартом только в 1905 году.
Проект Пакстона предусматривал создание, по сути, гигантской оранжереи, состоящей из многомерной сетки модулей 7,3 м длиной. Элементы конструкции включали 3300 опорных колонн с четырьмя фланцами, просверлёнными таким образом, чтобы их можно было прикрутить к соединительным и базовым элементам. Полые колонны выполняли двойную функцию — они также служили дренажными трубами для дождевой воды. Для обеспечения дополнительной устойчивости конструкция предусматривала диагональное крепление (оно же поперечное крепление).
Завершение строительства Хрустального дворца принесло Пакстону не только всемирную известность, но и рыцарское звание от королевы Виктории. По окончании выставки все конструкции были перенесены в богатый пригород Сиденхем.
К сожалению, в ноябре 1936 года в женском гардеробе произошёл взрыв, который спровоцировал пожар. В результате Хрустальный дворец был полностью разрушен, уцелели лишь две водонапорные башни и часть главного нефа.
Королевские теплицы в Лакене
Сооружением Пакстона вдохновлялись потом многие архитекторы и многие европейские монархи хотели иметь к себя нечто похожее, например Бельгийский король Леопольд II, посетив Хрустальный дворец захотел кардинально изменить внешний вид своих садов Королевского дворца в Лакене, чья история восходила к 18 веку.
Он захотел построить такое прогрессивное здание в саду своего дворца, которое сочетало бы его любовь к растениям с многофункциональными помещениями, которые также можно было бы использовать как банкетный, театральный и обеденный залы.
Этот проект он заказал своему архитектору Альфонсу Балату. Планы Балата превзошли все, что было достигнуто в то время. Реализация проекта произошла в результате тесных консультаций между Балатом и королем, после частых обсуждений, переписки и предварительных проектов.
Екатерина Серёжина