Россия подарила миру множество выдающихся художников, однако никто не сумел так мастерски изобразить батальные сцены и передать дух войны, как Василий Васильевич Верещагин (годы жизни 1842-1904). Он родился в Череповце в семье местного дворянина. Все дети стали военными, включая Василия, который окончил морской кадетский корпус и служил некоторое время. Однако любовь к живописи оказалась сильнее, и он поступил в Академию Художеств в Санкт-Петербурге, после чего провел год на Кавказе и год в Париже, обучаясь у французских мастеров.
В 1867 году, после долгих путешествий, Верещагин оказался в Средней Азии, где принял участие в защитных действиях в Самарканде и получил орден Святого Георгия IV степени. В следующие годы он организовал выставку своих работ, создав множество известных полотен, в том числе знаменитый «Апофеоз Войны». Его картины, отражавшие ужасы войны, были восприняты на родине с недовольством, и он был обвинен в отсутствии патриотизма.
После этого он уехал за границу, но вернулся в армию во время Русско-Турецкой войны и получил серьёзное ранение. Верещагин погиб в Русско-Японской войне, оставив значительное наследие в живописи и литературе, включая двенадцать книг, посвящённых своим наблюдениям о войне. Стоит отметить, что на момент кончины в 1904 году, Верещагину был уже 61 год, но родине живописец так и продолжал отдавать всего себя.
1 картина. «У Дверей Мечети»
- Дата создания: 1873 год
- Размеры: 315,5 х 237,5 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
Верещагин – это исключительный живописец, который много путешествовал и находился рядом с русской армией во время конфликтов на Балканах, в Средней Азии и Японии. Его творчество сосредоточено на батальном жанре, и помимо военных действий, он стремился запечатлеть красоты Индии, Японии и других стран, раскрывая перед русским зрителем их экзотику и своеобразие.
Картина «У Дверей Мечети» является ярким отображением характеров восточных народов, проиллюстрированных мастерским глазом художника. Великолепие резных дверей символизирует богатство их владельцев – влиятельных людей и правителей, а также их пренебрежение к беднякам, ожидающим под этими запертыми дверями. Верещагин активно выступал против насилия и несправедливости, а также против жестокости войн, что укрепило за ним репутацию «борца с войной» и привело к выдвижению на первую Нобелевскую Премию Мира в 1901 году. Стремясь к высокой степени точности, художник всегда опирался на правду факта, понимая важность непосредственного наблюдения за сражениями. Его жизнь трагически завершилась на взорвавшемся броненосце в 1904 во время Русско-Японской войны.
2 картина. «Побеждённые. Панихида»
- Дата создания: 1877 год
- Размеры: 180 х 300 сантиметров
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Картина «Побеждённые. Панихида» относится к балканской серии работ художника Верещагина. На ней изображены разрушительные последствия знаменитого штурма болгарского города Плевны. Для российской армии эти последствия выразились в громадных человеческих потерях. Ко времени создания картины в России появилась тенденция изображать военные парады и манёвры. В отличие от многих художников, война для Верещагина – это всегда война. Великая трагедия для миллионов людей, и не только погибших, но и оставшихся в живых.
На полотне изображено огромное поле и небо, затянутое тучами. На поле лежат тела убитых солдат, чуть посыпанные желтоватой землёй. Всё пространство, насколько видно, занято телами убитых, от начала поля и до самого горизонта. Верещагин умел перенести на холст чувство тоски, безнадёжности и полной обречённости. Рядом с полем стоят два человека с непокрытыми головами. Это командир, прощающийся с павшими солдатами, и священник, служащий по ним панихиду. Двое живых – и необъятное поле с мертвецами.
Картина «Побеждённые. Панихида» выполнена в сдержанных осенне-сумрачных тонах: светло-голубом, бежевом, различных оттенках коричневатого. Эти цвета были выбраны для того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации. Современники достаточно высоко оценили разработку и исполнение работы.
Полотно может вызывать двоякое чувство. Сострадание к павшим солдатам – это одно. Возмущение, что такое вообще возможно – это другое. Подобными произведениями художник обращается как к своим современникам, так и к будущим поколениям, показывая им, что в действительности значит слово «война». Не только красивые парады, героизм, марши, но и такие вот поля, усеянные трупами. Это мнение Верещагина – русского офицера, прошедшего множество войн второй половины XIX столетия и погибшего на флоте в Русско-Японскую войну.
3 картина. «Смертельно Раненный»
- Дата создания: 1873 год
- Размеры: 73 х 56,6 сантиметров
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Василий Верещагин – известный русский художник, чей талантливый гений раскрылся во второй половине XIX века после написания серии картин, посвящённых его путешествию в качестве помощника туркестанского губернатора по Средней Азии. Мировая политическая обстановка того времени оставляла желать лучшего, шли бесконечные войны, как с Османской Турцией, так и на просторах Туркестана, лилась кровь, умирали невинные солдаты, сотнями посылаемые на верную гибель. Увидев весь ужас сложившейся обстановки художник принимает решение написать несколько картин, которые своим видом призывали бы людей к миру, одним из задуманных полотен становится работа «Смертельно Раненый». Как ни странно, известна и точная дата написания картины – 1873 год, а также те чувства, которые побудили художника взяться за кисть.
Вверху полотна, у самой рамы Верещагин написал следующее – «Убили братцы… убили!», словами этими передав крик души, главного персонажа картины – бегущего с поля сражения раненного солдата. Человек на картине в отчаянии, чего нельзя не заметить по его искажённому ужасом лицу и мучительному усилию, с которым он закрывает обеими руками зияющую в груди у самого сердца рану. Ружьё солдата осталось брошенным позади, он не обращает на это внимание, его жизнь висит на волоске и только это важно. Товарищи его лежат убитыми, кровь их уже обагрила жаркий песок, совсем скоро придёт черёд и этого человека, изо всех сил старающегося сохранить своё единственное достояние – жизнь.
Задний фон полотна застилает пороховой дым, сквозь который зрителю видится продолжающаяся осада крепости, но для этого отчаянно бегущего человека всё уже кончено, он не будет больше воевать, и совсем скоро не будет жить. Такова главная идея картины – показать весь ужас надвигающейся смерти и вызвать у зрителя, прежде всего высокопоставленного, стремление к прекращению всех войн и конфликтов.
4 картина. «Представляют Трофеи»
- Дата создания: 1872 год
- Размеры: 240 х 171 сантиметр
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
На первый беглый взгляд, данное полотно может показаться типичным изображением жизни в экзотическом дворце. Однако, учитывая его связь с серией «Варвары» и присматриваясь внимательнее, зрители могут почувствовать отвращение — круглые объекты на картине не что иное, как отрубленные головы врагов, ставшие трофеями победителей. Традиция срезать головы и другие части тела сохранялась на протяжении веков и прекратила своё существование только у цивилизованных народов. В отличие от общепринятого мнения о современной войне, данная работа художника подтвердила, что воевать все так же, как и ранее, продолжают варвары.
Содержимое картины резко контрастирует с её яркой цветовой гаммой и утончённой архитектурой Востока. Сияющее солнце Средней Азии и живописные оттенки скрывают за собой мрачную реальность — смерть, безжалостная и алчная. Головы, выставленные в самаркандском дворце эмира, служат свидетельством храбрости его воинов. В этом красивейшем месте разыгрывается ужасающее зрелище, где прекрасная колоннада дворца вступает в противоречие с отвратительностью происходящего. В глубине картины вырисовывается легендарный трон Тамерлана — символ власти. Эмир с любопытством рассматривает свои трофеи, его свита старается прикрыть носы от удушливого запаха разложения. Вот он — истинный дух войны — аромат смерти.
5 картина. «Апофеоз Войны»
- Дата создания: 1871 год
- Размеры: 127 х 197 сантиметров
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Картина русского художника Верещагина под названием «Апофеоз Войны» широко известна как в России, так и во всём мире. Действительно, мало кому из художников, специализирующихся на создании полотен о войне, удавалось так ёмко и точно изложить суть военных действий: смерть, кровь и страдания людей. Верещагин нарисовал гору безобразных человеческих черепов, выложенных среди выжженной войной земли. Солнце своими лучами безжалостно испепеляет землю, но сама земля уже мёртвая, она разорена войной, покорена и обезображена.
Здесь всюду смерть и опустошение, деревья смотрят на небо чёрными стволами, трава тёмно-жёлтого цвета. На полотне нет ни одного живого человека, и только вороньё вьётся над костями людей. Картину свою художник посвятил всем великим завоевателям настоящих времён, прошлого и будущего, намекая, что плодом их усилий по самовозвеличиванию является смерть простых людей из народа. Из истории завоевателей востока Верещагин знал, что в качестве устрашения противника владыки восточных земель иногда создавались такие пирамиды из отрубленных голов казнённых за трусость воинов или убитых на поле боя вражеских солдат. Вид таких пирамид с головами покойников был ужасен и вызывал у любого нормального человека ужас и отвращение.
Художник несколько смягчает этот страшный обычай, рисуя не головы только что убитых людей, а только их черепа. Хотя и они с пустыми глазницами и прогнившими челюстями не вызывают у зрителей симпатию. Живописец суров. Но сила его работы в жесточайшей правде жизни, правде того, что сами люди, ведомые своими корыстными интересами, начинают войны с целью покорения соседей, что приводит к сотням и тысячам человеческих жертв. Автор призывает людей остановиться в этой ненасытной жажде войны и задуматься над тем, что в пирамиде голов может оказаться и их череп.
6 картина. «Богатый Киргизский Охотник с Соколом»
- Дата создания: 1871 год
- Размеры: 113 х 72 сантиметра
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Картина была написана художником в его так называемый «Туркестанский» период, когда он активно путешествовал по Центральной Азии, направляясь в Китай. Несмотря на военно-политическую напряжённость в этом регионе, художник находился под защитой Байтика Канаева – вождя одного из киргизских племён, который пользовался уважением, как у своего народа, так и у врагов. Это обстоятельство обеспечивало безопасность мастера во время его поездки, результатом которой и стали многочисленные картины, многие из которых прославились на весь мир.
На этом полотне изображён сам Канаев в образе богатого кочевника. Несмотря на его симпатию к русским, он представлен в традиционной обстановке своего племени — в юрте с соколом в руках. Эта птица, доступная лишь опытным и состоятельным людям, она символизирует собой статус и мастерство Канаева как охотника. Яркий и экзотичный костюм киргиза включает вышитые штаны, пёстрый халат, традиционную войлочную шапку и кожаную обувь. Охотник вооружён длинным ружьём и ножом в затейливых ножнах, а за поясом у него камча. Все детали картины изображены с мастерством, создавая впечатление живого Канаева, навсегда остановившегося в своём времени.
7 картина. «Нападают Врасплох»
- Дата создания: 1871 год
- Размеры: 82 х 207 сантиметров
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Данная работа входит в серию «Варвары» и тоже принадлежит к «Туркестанскому» этапу творчества художника. Она была создана, можно сказать, «на горячую, скорую руку». Автора картины поразила неожиданная атака неприятеля, и он оказался на грани смерти. На полотне запечатлён налёт вражеской кавалерии на русские войска. Судя по униформе противников, их знамён и оружия, а также по летней «колониальной» форме русских солдат, событие происходит где-то в Средней Азии, хотя конкретное местоположение не обозначено. Это произведение символизирует собой одно из множества сражений, в которых погибли российские солдаты.
Композиция картины имеет панорамный характер, охватывая обширное пространство. Слева изображены лёгкие шатры русского лагеря, а далее на них надвигается угрожающая волна местных всадников. Текущий ужас у солдат, бегущих к палаткам, свидетельствует о внезапности атаки. Несмотря на всю критику в адрес художника за изображение панического бегства, основная идея произведения заключается в героизме русских, защищавших себя до последнего. На заднем плане творения хорошо видно, как к группе солдат спешат на помощь другие, готовые противостоять противнику, несмотря на неизбежность их гибели, тем самым подчеркивая храбрость и трагичность их судьбы.
8 картина. «Развалины в Чугучаке»
- Дата создания: 1869-1870 годы
- Размеры: 25 х 35 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
Внешне мирное и спокойное, даже умиротворённое изображение развалин в городе Чугучаке, который сейчас принадлежит Китаю, имеет страшную предысторию. Во времена создания картины в этой местности уже много лет бушевал пожар восстаний местных народов – уйгуров и дунган. Мятежи подавлялись с невиданной жестокостью, города опустошались до последнего жителя, так, что от них оставались одни лишь мёртвые развалины с улицами, засыпанными костями погибших и пеплом сгоревших зданий. По руинам даже не бродили уцелевшие кошки и собаки, настолько полным было уничтожение жизни.
Именно это устрашающее состояние абсолютного отсутствия живого существа и отразил в своей серии полотен о Чугучаке великий художник. На полотне изображены развалины города с большой статуей китайского льва в центре. Статуя частично разрушена, как и часть сооружения справа и стены в глубине картины. Однако ощущения, что это произошло естественным путём, в глубокой древности, нет. А связано это с тем, что хоть вокруг и полно высокой травы, видно, что могучие старые деревья на фоне чистого голубого неба и далёких синих гор мертвы. Они сгорели, причём больше всего пострадали те, что расположены справа, за крупными развалинами. Становится понятно, что город был сожжён и разграблен, а его население очень сильно пострадало.
Но даже в такой печальной картине нашлось место и для проявления надежды. Она выражается в возрождении природы. На вчерашних улицах и площадях покинутого города начала расти трава, пробиваются кустарники и цветут дикие растения. Деревья со сгоревшей кроной частично восстанавливаются, а те, что погибли безвозвратно, покрываются вьющейся зеленью, которая уже вскоре скроет их болезненные раны. Цивилизация возродится, и город вновь оживёт, но вот хватит ли у людей ума и доброй воли не вернуть всё к печальному истоку? Как кажется, маловероятно.
Продолжение художественного искусства кисти Василия Верещагина подготовлено для вас на этой странице.