Найти в Дзене
Истории от души

Судьба Тони (2)

Тёте Гале быстро удалось найти подходящую работу для Тони. Рано утром в понедельник, когда зимний город только сбрасывал с себя остатки сна, повела она Тоню к месту работы. На улице заметно потеплело, за ночь выпало много снега, тротуары замело.

Предыдущая глава:

https://dzen.ru/a/Z7S6emj-1lqO02A2

- Получишь первую зарплату, хоть обувку себе новую купишь, - сказала тётя Галя, обратив внимание на то, как маленькая, худенькая Тоня неуклюже шагает в огромных отцовских валенках.

- Да привычная я уже, тётя Галя. Вторую зиму так хожу. У папки-то ноги нет, на что ему валенки? Не ходит он зимой никуда. Вот, мне сгодились, не пропадать же такой добротной вещи. А мамка вообще в худых валенках ходит, - нахмурилась девушка, - сперва ей надо будет обновку справить.

- А почему у мамки валенки худые? Небось, тоже моль поела?

- Нет, не моль, от времени её валенки прохудились.

- Ты себе обновку справишь, а мамка пусть эти, отцовы, донашивает, не невеста она, чтобы в новых валенках ходить. А ты девчушка молодая, тебе покрасоваться нужно. Я сама, когда молодая была, стремилась одеваться по моде, а сейчас… - махнула рукой тётя Галя, - сейчас мне уже всё равно, что на мне надето, главное, чтобы было тепло и удобно.

- Мне бы очень хотелось нарядно одеваться, - вздохнула Тоня.

- Девчушка ты красивая. Небось, жених у тебя уже имеется?

- Нет у меня жениха, - раскраснелась Тоня при мысли о парне, который был мил её сердцу. Тонины чувства, увы, были безответны, парень даже не смотрел в её сторону.

- Ну ничего, ничего. Какие твои годы, деточка? – подбодрила её тётя Галя. – Встретишь ещё суженого своего. Хотя рано тебе ещё о суженом думать, тебе бы хоть восьмилетку окончить. Да, об учёбе тебе думать нужно, грамотные специалисты сейчас в бо-ольшой цене. А приличный жених на неучёную девку вряд ли посмотрит. Так что, учись, милая, учись!

- Я стараюсь, тётя Галя. Надеюсь, мне не придётся оставлять учёбу.

- Ну, вот мы и пришли… Вот тот самый магазин, куда я собираюсь тебя устроить.

Тётя Галя с Тоней оказались возле одноэтажного деревянного дома старой постройки. У девушки в горле пересохло от волнения, она чувствовала, как часто бьётся её сердце. Ещё бы! Первая работа, первая страница взрослой жизни. Тоня ощущала огромную ответственность.

Неловко перешагнув порог в своих огромных, не по размеру, валенках, Тоня оробела. Навстречу вышел завмаг: невысокого роста мужчина, убелённый сединой, на вид ему было чуть за пятьдесят. В руках завмага была куча документов, и он был так занят их изучением, что вошедших даже не замечал.

- Нет, ну, кто так работает? - ворчал он, - по накладным шестнадцать лотков хлеба, а возчик пятнадцать привёз – я лично пересчитал! Во дела-а…

- Здравствуйте, Алексей Савельевич! – окликнула его женщина.

- А-а, Галина Ниловна! Доброго утречка! Хотя… какое оно доброе? – с раздражением махнул рукой завмаг. – Вы только посмотрите, один лоток хлеба не довезли! – выражение его лица оставалось крайне недовольным.

- Ну, всякое бывает. Что поделаешь? Это работа. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы взгляните-ка, я вам новую работницу привела.

- Работница мне очень нужна. Хорошо у меня Наташка работала, жаль, что в декрет ушла.

- Отчего же жаль? Радоваться надо, ведь маленький человек скоро родится, счастье в молодой семье будет!

- Наташка девка бойкая была, везде успевала. Без неё, как без рук. Новую работницу к делу надо приучать. Вы меня знаете, Галина Ниловна, настороженно я к незнакомым людям отношусь. Все-таки магазином заведовать – дело ответственное, здесь товар, выручка, сами понимаете... Когда у меня люди проверенные трудятся, мне гораздо спокойнее.

- Ну, за Антонину вы не переживайте. Я за неё ручаюсь, девка она порядочная, вы даже не думайте – взять она ничего не посмеет. Я, вон, в пальтишко дочкино её еле приодела, девчушка брать обновку наотрез отказывалась. А самой-то и ходить не в чем. Вы помните, какой на прошлой неделе морозец стоял? Так вот, а Тонька в осеннем пальтишке ко мне явилась… Так что, Алексей Савельевич, не тревожьтесь, смело принимайте новые кадры!

- Вы знаете, Галина Ниловна, я к вам с большим уважением отношусь. Если вы ручаетесь, тогда пусть устраивается. Где это видано, чтобы вторую неделю в магазине уборщицы не было? Продавцы крутятся, как могут: и за прилавком успевают постоять, и чистоту навести в магазине. А план, знаете ли, никто не отменял…

- Всё я прекрасно понимаю, Алексей Савельевич. Но ничего, Тоня быстро освоит свои обязанности.

- Сколько ж годков нашей новой работнице? – переключил завмаг своё внимание на скромно стоящую Тоню.

- Шестнадцать, в июле уже семнадцать стукнет, - на одном дыхании выпалила девушка, завмаг показался ей очень строгим, и она окончательно разнервничалась.

- Молоденькая совсем, - покачал головой завмаг. – Ладно, устраивайся…

Первый рабочий день Тони прошёл напряжённо, у неё голова шла кругом. Девушка старалась сделать всё и сразу: и полы вымыть, и товар со склада принести, и витрины протереть, и печку истопить. Чрезмерное рвение порой выходило боком.

Потекли рабочие дни, один похожий на другой. Работа у Тони так и не входила в нормальное русло. Хотя никто её не подгонял и не делал замечаний, она слишком суетилась, спешила окончить одно дело, чтобы тотчас приняться за другое.

Тоня переживала, что кому-то покажется, что в магазине грязно. В особый ужас повергали её различные инспекторы, приходившие проверять магазин. После каждой проверки обязательно находились какие-нибудь недочёты, но они касались чего угодно, только не работы Тони. Тем не менее, девушка была не слишком довольна собой.

- Это что же, Алексей Савельевич, Тонька у вас с утра до вечера работает – полный рабочий день? – заглянула Галина Ниловна в магазин через две недели.

- А как иначе? Чистоту и порядок в магазине и утром, и вечером нужно поддерживать, для этого я Тоню и взял.

- Мы так не договаривались, Алексей Нилович. Я же вам объясняла ситуацию - девчушке учиться нужно. Тоня серьёзная, ответственная, из неё бы толк вышел в любой работе. А неучем она куда пойдёт? Всю жизнь так и будет вёдра таскать, да полы натирать?

- Я, может, и отпускал бы её на уроки, но её школа на другом конце города находится. Одна дорога сколько времени займёт!

- Тут через дорогу другая школа имеется. Попробую-ка я туда Тоню устроить.

- Если устроите, то я не против, буду отпускать её на уроки, пускай обучается. Разве ж я не понимаю, что ей образование нужно получать?

В тот день у Тони была несказанная радость: она получила свои первые в жизни заработанные деньги – аванс. Все деньги, до последней копейки, она отдала матери.

Тёте Гале удалось устроить Тоню в школу, расположенную напротив магазина. Девушка была несказанно рада вернуться к учёбе, но новые одноклассники, которые были моложе её на четыре года, все, как один, смеялись над ней, бросая колкими фразами. Тоня старалась не обращать внимания, но было очень обидно.

Зима постепенно отступала, уступая своё место весне. Дни становились всё длиннее, солнце всё чаще посылало на землю свои ласковые лучи, всё чаще стали появляться улыбки на лицах прохожих.

- Тонька, а чем ты вечерами занимаешься? – спросила бойкая Зина, продавец из хлебного отдела.

- Вечером я уроки готовлю, - с серьёзным видом ответила девушка. – Я две недели в школе пропустила, мне теперь навёрстывать нужно.

- Неужто ты целыми вечерами дома сидишь? Это же так скучно!

- Нет, мне не скучно…

- Сидеть за учебниками – ничего скучнее быть не может! Тонь, ты взрослая уже, на танцы пора бы уже ходить.

- На танцы?

- Ну да! В клуб! Знаешь, как там весело! – раззадорилась Зина.

- Мне даже пойти не в чем, ни туфель, ни платья нет, - опустила голову Тоня.

- Поверить не могу, что ты ни разу на танцах не была. Ты многое теряешь, Тонька!

- Мне бы очень хотелось пойти, но говорю же - одежды подходящей нет, не в валенках же мне идти.

- Думаю, туфли и платье – не проблема. У меня полно знакомых девчат, поспрашиваю я у кого-нибудь, глядишь, кто-нибудь одолжит.

- Правда? Спасибо, Зина…

Глаза Тони загорелись, танцевальный вечер в клубе представлялся ей чем-то волшебным, ослепительным. Мысли о клубе не покидали её весь рабочий день.

- Зина, а вдруг меня кто-нибудь пригласит танцевать? – наивно спросила она.

- Так за этим в клуб и ходят – чтобы потанцевать.

- Я не умею танцевать, не танцевала я никогда.

- А зачем же ты пойдёшь туда – у стеночки постоять? – усмехнулась Зина. - Раз пригласят на танец, значит, пойдёшь. А то, что танцевать не умеешь – не беда, за один вечер разучишь все движения.

- А если меня не пригласят?

- Девка ты красивая, не сомневайся, что пригласят. И вообще, тебя не поймёшь, Тонька, то ты боишься, что тебя не пригласят, то - что пригласят...

- Да, я боюсь, Зина. А вдруг парень смеяться надо мной станет, скажет, что я неуклюжая? - вспыхнула краской Тоня.

Зина засмеялась, и её звонкий смех привлёк внимание покупателей. Тревоги Тони ей были совершенно чужды, в клуб Зина ходила регулярно, вот только постоянного кавалера у неё не было. Но Зина не унывала, она соглашалась потанцевать со всеми, кто её приглашал.

Зине удалось одолжить для Тони подходящую одежду. На танцы Тоня пришла в голубом платье в белый горошек и в туфлях, которые были малы на размер, но других не нашлось.

Придя в клуб, Тоня сразу робко встала в сторонке. Она видела, как то к одной, то к другой девушке подходят молодые люди, и они вместе включаются в весёлый хоровод кружащихся пар.

- Девушка, а вы танцуете? – Тоня услышала приятный мужской голос и обернулась. Перед ней стоял парень, лицо которого было ей знакомо. Внимание на него она обратила ещё в школе, Тоня знала, что он учится в десятом классе. Что-то волнующее было в его лице, только Тоня не могла определить, что? Вероятно, большие синие глаза, обрамлённые длинными ресницами. Нравились ей и его волнистые волосы пшеничного цвета.

- Я? – занервничала Тоня, чувствуя, как похолодели кончики пальцев. – Я танцую… точнее… я никогда не танцевала... не умею я танцевать, - сбивчиво ответила она.

- Это не страшно. Я тоже совсем недавно стал ходить в клуб. Хотите я покажу вам несколько движений, которым уже успел научиться?

Тоня раскраснелась, смущённо засмеялась, прикрыв рот рукой. Заиграла музыка и парень, взяв её за руку, повёл в круг танцующих. Пара не слишком умело кружилась в вальсе, но Тоня буквально не чувствовала под собой опоры, ей казалось, что она не танцует, а парит в воздухе, словно крылья за спиной выросли.

«Ну, вот и всё, пропала наша Тонька. А ведь идти не хотела, я еле вытащила её сюда» - усмехнулась Зина, глядя на забывшую обо всём Тоню.

Продолжение: