О велопроекте "Наша Победа! Помню! Горжусь!" здесь.
С этого велопробега в 2017 году и начинается проект "Наша Победа! Помню! Горжусь!". Тогда это ещё не называлось громким и ёмким словом "проект", тогда не думал о продолжении в следующем году....
2017 год. Февраль. Зима скоро закончится и начнётся велосезон, который очень-очень сильно жду, так как ещё с ноября прошедшего года задумал проехать вдоль Волги на велосипеде (это путешествие всё же состоялось, но только в 2024 году и об этом здесь). К этому моменту я всё больше и больше "втягивался и погружался" в велотуризм, в путешествия на велосипеде и очень хорошо изучил верховья Волги: исток и окрестности Верхневолжских озёр. Был и на Средней Волге в Костроме, Кинешме. Давно был в Ульяновске... Так что попробовать свои силы в преодолении такой большой дистанции на велосипеде очень хотелось. К февралю 2017 года маршрут вдоль Волги был составлен, было понимание, что понадобится больше месяца на преодоление всего маршрута. Но если с таким длинным отпуском не получится, то проеду столько, сколько будет дней отпуска....
Сейчас уже трудно точно вспомнить и назвать что стало тем "переключателем", тем "триггером" из-за которого я отложил маршрут вдоль Волги и принялся обдумывать велопробег, посвящённый Дню Победы. В то время было много статей в Интернете, в которых какие-то "историки" на основе каких-то "фактов" пытались исказить историю ВОВ, советский солдат-освободитель объявлялся захватчиком и оккупантом... Было большое количество сообщений, что в странах, которые освобождала Красная Армия, сносят памятники советским солдатам, оскверняют братские могилы....
В марте месяце я стал готовиться к велопробегу Кубинка - Брестская Крепость. Составил маршрут, который проходил через города Воинской Славы Можайск и Вязьму, города-герои Смоленск и Минск. Приготовил тематическую атрибутику: футболки и флажки (копию Флага Победы и флага Кубинки):
Ещё ребёнком я слышал о Брестской Крепости, читал в книгах, смотрел фильмы о подвиге её защитников, о беспримерном мужестве и несломленной воле советских солдат. И мне с детства, как и большинству советских мальчишек, играющих "в войнушку", очень хотелось оказаться на стенах крепости в рядах её защитников, представляя, как я из пулемёта крошу лезущих фашистов "в капусту" и обязательно совершаю подвиг...
А потом я вырос, закончил школу, военное училище, узнал и ощутил "на себе", что такое война... И теперь те далёкие, наполненные драмой войны, дни, предстают без всякого романтического ореола. Чем яснее я представлял события, происходившие в первые дни и месяцы Великой Отечественной Войны, тем сильнее было желание посетить Брестскую Крепость, но не в качестве простого туриста, а как русский человек, пришедший поклониться до земли и отдать дань памяти советским солдатам, которые сражались, умирали, но не сдавались и прошептать: "Мы Вас помним! Мы Вас чтим! Мы гордимся Вами!".
Так и появилась идея совершить велопробег от Кубинки до Брестской Крепости-героя, посвятив его памяти Героев Великой Отечественной Войны.
Брестская Крепость одна из первых приняла на себя удар фашистских захватчиков, Кубинка находится на рубеже, где они были остановлены. Между ними около тысячи километров земли, которую отстояли в жестокой войне наши деды и бабушки, наши славные предки, земли, политой их кровью. Миллионы из них не вернулись домой, но память о них, о их мужестве и героизме живёт в моём сердце пока оно бьётся, а живу я только благодаря им!
Слава Героям Великой Отечественной Войны!
Старт был 29 апреля от памятника Героям ВОВ в Кубинке.
Тогда день был солнечным, хотя накануне 2 дня шли дожди. Из Кубинки поехал по Можайскому шоссе. С собой было всё моё туристическое снаряжение, так как ночевать планировал в палатке, кушать готовить на туристической газовой горелке. Для фотографирования взял полноценный штатив. Поэтому и формат велопробега я назвал "туристическим".
В первую ночь планировалась ночёвка в палатке где-то в лесочке не доезжая Гагарина, но когда пару раз отбегал "в кустики" недалеко от дороги, увидел, что в лесополосе ещё очень много воды и найти сухое место для палатки будет проблематично. Поэтому принял решение катить до города Гагарин и заселяться в гостиницу. Первый день дался тяжело.... Где-то после 110 км начало сводить мышцы ног судоргой. Видимо не очень качественно готовился в физическом плане... Несмотря на судорги и боль в мышцах до Гагарина я доехал (138 км) и заселился в гостиницу "Восток".
На следующий день планировал доехать до города Ярцево, а это тоже около 140 км. Но в этот день катилось уже легче, организм "втягивался". Встречно-боковой ветер, воздушные потоки от проносящихся рядом машин...
После обеда довольно сильно похолодало, стало пасмурно. В этот день до города Ярцево я не доехал, всего 126 км и ночёвка на берегу Днепра. В этом месте Днепр совсем не широкий, почти как Москва-река. Вода ледяная и мутная, на улице градусов 5-7 тепла.
1 мая. В этот день докатил до Смоленска. На улице много людей, ведь "майские праздники"! Проехался по улица города, посмотрел на крепостную стену. Народ подходит, интересуется, но вопросов "откуда-куда" меньше, чем "сколько стоит велосипед". Неожиданно...
Остановился после Смоленска в красивой берёзовой роще недалеко от Днепра. Птицы поют, кукухи кукуют... Красиво вокруг!
Утро было холодным и бодрящим, с трудом заставил себя вылезти из спальника. А день был сложным и интересным одновременно, так как поехал к границе с Белоруссией не прямой дорогой, а Старым Смоленским трактом. А это грунтово-песочная дорога с обилием грязных луж.
В одном месте даже пришлось раззуваться и босиком шлёпать по грязной луже, толкая велосипед. Очень не хотелось мочить велотуфли.
Граница России и Беларуси здесь отмечена небольшим плакатом со стороны Беларуси, мол, въехали на территорию... Так что можно считать, что к границе я "вышел партизанскими тропами".
Дальше пошли небольшие деревеньки с ухоженными и красивыми дворами, небольшими, но аккуратными домиками и совсем невысокими заборчиками. В одной из деревушек в сельском магазинчике купил булочку и питьевой йогурт, хотел расплатиться деньгами, которые остались ещё с прошлогоднего приезда на марафон "Налибоки" (с 2012 года участвую в этих марафонах), но продавщица сказала, что такие деньги больше не принимают, а поменять их на новые можно только в банке.... Предложила расплатиться картой и всё работало!!! Тогда я был сильно удивлён, что в маленькой деревушке другой страны запросто можно расплатиться картой Сбера России.... В Орше, я зашёл в банк и обменял пачку старых денег (вот не помню сколько точно было, но больше десятка бумажек разного номинала).... Мне выдали..... 2 рубля и 60 копеек (три монетки).... Я смеялся долго..... И кассирша вместе со мной.... Так же в Орше купил местную симку. Помню тоже был удивлён отдельным тарифом "только для иностранцев" и тем, что при оформлении симки меня снимали на камеру....
В Орше ночевал на недорогой и уютной базе отдыха, расположенной на окраине города.
Возле Кургана Славы горит Вечный огонь и у проходящей мимо женщины я спросил: "А Вечный огонь горит постоянно?" Она недоумённо посмотрела на меня и ответила: "Конечно! Это же Вечный огонь!" Тогда я рассказал женщине по какой причине задал такой "нелепый" вопрос: в Кубинке, где я живу, есть памятник Героям ВОВ (на фото в начале статьи) с Вечным огнём, который не горит, а зажигают его только накануне Дня Победы, а потом выключают... (сейчас Вечный огонь возле памятника на Кубинке горит постоянно вот уже несколько лет).
Что ещё меня удивило тогда. По правилам ПДД Беларуси велосипедистам запрещено ездить по дорогам, если есть тротуар, и следовательно нужно было мне передвигаться только по тротуару в черте города. Я знал об этих "особенностях" и когда вечером ехал к туристическому комплексу, то ехал по тротуарам. Бордюры, конечно же занижены в местах съезда, но всё равно груженный велосипед сильно ударяется задним колесом, когда съезжаешь с бордюра. И это ещё полбеды... А вот пешеходы на тротуарах!!! Это форменное безобразие! Идут все в один ряд или перестраиваются, без подачи сигнала к перестроению какой-либо частью тела.... Я чуть не сшиб нескольких пешеходов и плюнув на ПДД поедал по дорогам. Читал и слышал, что были случаи, когда за подобное выписывали штраф велосипедисту, но ко мне никто не приставал...
Очень хорошо катилось в этот день. Тепло и солнечно было.
Остановился на красивой полянке, пение птиц и красивые цветочки вокруг палатки.
На следующий день проехал Борисов и Жодино. В Жодино завод на котором собирают Белазы, кажется самые большие грузовые автомобили. Из-за забора выглядывал один... огромных размеров! Такая "машинка" увезёт 450 тонн! Вот хотя бы рядом постоять с такой громадиной... Ещё в Жодино есть монумент советской женщине, которая провожает своих сыновей на фронт. Прообразом стала Анастасия Фоминична Куприянова, которая проводила на фронт пятерых сыновей. Они все погибли, а младшему присвоено звание Героя Советского Союза.
В этот день нужно было доехать до Минска. На въезде в город огромный Курган Славы. Оставил велосипед внизу и по ступенькам поднялся к стелле на вершине кургана. Здесь тоже ведутся работы, наводят порядок, подкрашивают и благоустраивают.
Прокатился по городу до центра, где у меня было забронировано место в хостеле "Revolucion". Кстати, ехал по дорогам вместе с автомобилями, по проспекту Независимости. И меня снова никто не остановил.
5 мая. Выезжал из Минска тоже по дорогам, за городом ехал по дублёру трассы М1 где это было возможно. Проехал Столбцы и остановился на берегу озера после Барановичей. В этот день был самый длинный участок, почти 150 км.
6 мая ехал по трассе Р2 - прямая как ученическая линейка.
Ночёвка снова в палатке на краю поля и подальше от дороги.
7 мая уже доехал до Бреста. Получилось на сутки раньше, чем планировал. При составлении маршрута, добавил один "резервный" день. Опыта в подобных велопробегах ещё не было, поэтому немного "перестраховался".
В Бресте заселился в гостиницу "Молодёжная".
8 мая гулял по городу и отдыхал.
9 мая. На улице в этот день было прохладно и ветренно. Поехал на велосипеде в Брестскую Крепость немного позднее начала торжественных мероприятий. На входе местная милиция не хотела меня пускать с велосипедом. Рассказал что приехал из Кубинки на велосипеде к Дню Победы. Старший связался с кем-то, поговорил и меня пропустили, только попросили не ездить на велосипеде.
На мемориале было много народа. Здесь ко мне подходили люди интересовались откуда я приехал, как долго ехал, задавали много вопросов, просили вместе сфотографироваться.
Общаясь с людьми, я чувствовал и понимал, что мой велопробег из Кубинки в Брестскую Крепость с флагом Победы имеет большое значение не только для меня, но и для окружающих.
Вечером на поезде Брест - Москва уехал домой. В поезде всё время вспоминал как ехал, вспоминал встречи и общение с людьми, вспоминал День Победы в Брестской Крепости и те чувства когда оказался там, когда увидел стены крепости изрешечённые пулями и осколками, ту энергетику, которую почувствовал там.... Долго ещё дома вспоминал эмоции того дня.
Тогда и решил, что и на следующий год совершу велопробег, посвящённый Дню Победы! Это будет велопробег Кубинка - город-герой Волгоград.