Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут (Пс. 36; 1-2).
Книги Священного Писания традиционно делят на четыре вида: законоположительные, исторические, пророческие и учительные. Псалтирь в этом смысле уникальная книга, которая включает в себя все 4 вида. Здесь есть исторические, пророческие, законоположительные псалмы, есть и учительные, которых не так много, и 36-й псалом - один из таковых.
“Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро засохнут, и, как зеленый злак, скоро отпадут”. Это первые строки псалма, в которых выражена его главная мысль и то учение, которое нам преподносит Давид.
Предыдущие псалмы преимущественно были молитвенные, в которых гонимый Давид, находящийся в постоянной опасности, часто уже из последних сил молит и вопиет к Господу. А этот псалом отличается по духу, он более мирный и уравновешенный, как беседа старца со своими духовными чадами. И, действительно, это один из немногих псалмов, которые Давид написал, будучи в преклонном возрасте: “Я был молод, и вот, состарился, но не видел праведника оставленным и потомства его просящим хлеба”.
Учить свойственно старцу; седине не прилично быть глупой, хотя, конечно, бывает и такое. К словам Священного Писания, которые в молодости мы знаем как теорию, с годами прибавляется драгоценнейший опыт. Его нельзя прочесть в книгах, его нельзя купить как пособие или курс тренинга, его можно приобрести только ценой своих лет, здоровья, веры и упования на Бога. Особенно важен опыт тех людей, которые прожили жизнь не по ветру головы своей, а прожили ее с Богом. Такой человек не только опытно знаком со всеми перипетиями земной жизни, с чем сталкиваются все люди, но он также опытно знает то, как во всех этих сложностях присутствует Бог, как Он действует и избавляет человека. Это и есть опыт жизни с Богом, это - моя жизнь во Христе, как писал праведный Иоанн Кронштадтский.
Царь Давид прожил тяжелую жизнь. Вот мы прочли 35 псалмов и постоянно видим, что его кто-то гонит, клевещет и хочет убить. Но он прожил ее вместе с Богом и теперь, будучи старцем, делится с нами своим опытом. Что же он говорит?
- “Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие”. Что значит это выражение, что значит ревновать? В современной интерпретации этому слову ближе всего понятие "мотивация". Сейчас есть много различных мотивационных тренингов и курсов, как правило с одной главной целью, - зарабатывать деньги. Так вот, на языке Писания "мотивацию" можно назвать "ревностью", только эта ревность не о материальном, но о стяжании Духа Святого. Ровно также можно ревновать и о грехе, то есть, иметь мотивацию - жить без Бога и идти путем греха.
Классический выбор: каким путем мне идти: направо или налево? И вот в 36-м псалме старец Давид, исходя из опыта своей жизни, сравнивает эти пути и дает нам ответ, каким путем лучше следовать. А если выражаться современным языком, дает нам правильную мотивацию, что выбрать.
Почему у человека возникает желание пойти путем беззакония? В главной степени потому что беззаконники не подчиняются Богу, ни в чём не ограничивают себя и при этом часто преуспевают в мирских делах. Действительно, человек не связанный ни Божьим законом, ни уголовным, может быстро достичь успеха. Вот так, смотрит молодой парень на бандита, который различными греховными путями смог добиться денег и власти, и конечно же, желает подражать ему. Можно сказать, что этот человек мотивирует молодого пройти тем же путем. Это и есть ревновать лукавому и завидовать беззаконному.
Давид, будучи молодым, тоже все это видел. Пройдя столь тяжелый путь, он часто видел, как люди при всех своих беззакониях продолжали жить безнаказанно, богатеть и возвышаться. Но он все же предупреждает, что это не повод ревновать им. Почему?
Потому что они как трава очень быстро исчезают. Еще более красочно, Давид выражается так: “Видел я нечестивца, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские: прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашлось место его”.
Эта очень точная метафора. Сидел Ирод на троне, возвышался и гордился, когда его называли богом. Но в одно мгновение заболел, скоропостижно умер, и через два дня его забыли. Так происходит всегда с возвышающимися и превозносящимися, они как лето пролетают, смотришь, вроде было оно, а теперь уже и нет. Забыл и пошел дальше.
Поэтому Давид и говорит: “не смотри на то, что сейчас, смотри в будущее”. Многие, кто пошел путем греха, не дожили и до сорока лет: кого-то убило оружие, кого-то наркотики, кого-то болезни. Где все ребята из группировок 90-х? Девять из десяти мертвы. А девушки, хотевшие получить легкие деньги? К сорокам годам многие из них, потеряв деньги, не имеют ни семьи, ни возможность иметь детей...
Единицы выживают и имеют возможность идти дальше. Но даже если беззаконник и доживет до старости, не имея скорбей, это не повод ревновать ему и стремиться жить такой жизнью, потому что вероятность пройти тем же путем ничтожно мала.
Об этом и говорит Давид: путь праведности ведет через терния к звездам, а путь беззакония, наоборот, через звезды, быстро приобретаемые, в конечном итоге приведет к терниям. Это опыт жизни и наблюдений святого царя и пророка, будем помнить его.
Давид приводит еще одну причину. У многих из нас прочно укрепился стереотип о том, что все благие плоды праведной жизни воздаются только в вечности, а в земной жизни, идущему с Богом, приходится только страдать. Это неправда. Уже в этой жизни Господь боящимся и любящим Его дарует благоденственное и мирное житие, о чем мы недавно читали в тридцать третьем псалме.
А здесь Давид говорит так:
“Праведников подкрепляет Господь. Не постыдятся они во время лютое и во дни голода будут насыщены… Я не видел праведника оставленным и потомства его просящим хлеба”. Все это слова про земную жизни и про земные блага.
Об этом важно помнить нам и всегда напоминать нашим детям. Входя во взрослую жизнь они часто считают, что жизнь с Богом - это отказаться от всего, жить аскетично, бедно и безрадостно. Во многом в этих стереотипах виноваты мы сами, потому что многие из нас именно так воспринимают жизнь воцерковленного человека и в таких темных красках доносят ее другим.
Давайте будем честны. Старику, прожившему свою молодость, вполне естественно думать о смерти и вечности, но для молодого человека, даже воцерковленного, вечность и будущее воздаяние редко могут мотивировать. И если мы им преподносим земную жизнь с Богом как нечто мрачное, лишенное радости, нищее, скорбное и постоянное гонимое, то естественно, что они выберут путь бандитов или гангста-рэперов. Ведь там им никто не говорит, что вся криминальная романтика в итоге заканчивается не так романтично.
Поэтому наша задача - донести, что уже в этой жизни Господь не только ничего не лишает человека, но и дает множество благ. Это - правда. Путь греха в этом смысле не имеет никакого преимущества, кроме одного - идя этим путем, возможно так, что человек быстрее добьется успеха, но однако, он так же быстро все это потеряет, часто вместе со своей жизнью.
Поэтому, не спеши всего достичь сразу, цель не оправдывает средства. Используй только те средства, которые позволяет совесть и закон, и ты также придешь к цели, пусть не так быстро, зато безопасно.
- И третья мотивация, о которой говорит царь Давид, часто употребляя в этом псалме словосочетание “наследовать землю”. Праведники уже в земной жизни часто наследуют труды и землю беззаконных, как это было с израильским народом, но в прямом смысле наследование земли - это есть вечная жизнь, которую Господь дарует каждому любящему Его.
Земная жизнь очень изменчива, в ней ни у кого нет стабильности, ни у праведников, ни у беззаконников. И те, и другие могут в один период преуспевать, а в другой испытывать скорби и стеснения. Поэтому ставить блага земной жизни, как единственную мотивацию нашей любви к Богу - это как строить дом на хрупком основании.
Господь, как мы сказали ранее, не лишает нас земных благ, но одно это не должно быть краеугольным камнем нашей любви к Нему. В периоды, когда нужно будет потерпеть, поскорбеть и быть лишенными чего-то, мужественно перенесем их, помня о будущем воздаянии.
Итак, подытожим. Тридцать шестой псалом - псалом учительный, имеет очень важное значение для нас. Написан он Давидом в старчестве. И таким образом он собрал в себе весь многолетний опыт жизни святого псалмопевца.
Давид учит нас не ревновать пути беззакония, и, не смотря ни на что, следовать путем праведности.
- Во-первых, потому что путь беззакония, подобно траве, всегда быстро заканчивается.
- Во-вторых потому что путь праведности ни чего не лишен, кроме как отказа от греха. Жизнь с Богом может и должна быть насыщенной и радостной. А если в ней и случаются скорби и болезни, то от переменчивости не застрахованы никто, в том числе и те, кто стал на путь беззакония.
- Ну и в третьих путь праведности ведет к Небесам. И как бы это банально ни звучало, но именно этими тремя мыслями Давид возбуждает в нас ревновать о Боге, или, выражаясь современным языком, мотивируют следовать за Ним.
Давид сам прошел этим путем, и мы сможем пройти им, читая 36-й псалмом и поучаясь им.
Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.
Псалом 35. Каким на самом деле будет антихрист?
Псалом 34. Как защититься несправедливо гонимому?
Псалом 33. Не сила или богатство нужны нам, чтобы быть здоровыми, жить долго и счастливо