Найти в Дзене
Мой Духовный Маяк

Псалом 34. Как защититься несправедливо гонимому?

Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя. Приими оружие и щит и востани в помощь мою: изсуни мечь и заключи сопротив гонящих мя: рцы души мо­ей: спасение твое есмь Аз» (Пс. 34; 1-3).

Источник изображения: dzen.ru
Источник изображения: dzen.ru

Этот псалом озаглавлен просто - “Псалом Давида”. По общему мнению святых отцов, Давид написал его в период гонений от царя Саула. Псалом достаточно большой, в нем много мыслей, но все их можно объединить одной - это молитва праведника, несправедливо гонимого. Эта же мысль нам уже не раз встречалась, например в 16 псалме, отчасти в 24, но здесь, в 34-м псалме, Давид говорит иначе.

Молитва в этом псалме отличается импульсивностью, с первого взгляда может даже показаться, что такая молитва не свойственна праведникам и, в частности, кроткому Давиду. Здесь он просит своим гонителям, чтобы они не только постыдились и возвратились вспять со своими замыслами, но и были изгоняемые как прах, чтобы их путь был темный и скользкий, и Ангел Господень преследовал их. Давид просит наказать своим врагов.

Может ли такая молитва быть примером для нас?

Нужно разобраться в этом. Слушая подобные прошения, многие, не понимая их смысла, соблазняются. Подобное произошло и в отношении 108-го псалма. Некоторые не понимающие посчитали невозможным его употреблять христианам.

Однако, нужно знать, что многие тексты Ветхого Завета нужно понимать символично, а не в прямом смысле. В частности, под врагами вещественными нам нужно понимать врагов рода человеческого, то есть падших духов, и именно с этой мыслью, то есть против них, читать этот псалом или подобные ему. Поступая так, мы не ошибемся, то есть наш внутренний настрой будет вполне соответствовать правильному духовному настрою христианина.

Необходимо также обратить внимание, что Давид хотя и просит Господа о наказании врагов, но сам не мстит за себя. И это очень важная деталь.
Наиболее характерный пример беззлобия Давида произошел тогда, когда он, гонимый Саулом, оказался в пещере. Саул, желая найти Давида, зашел в эту пещеру и не заметил его. Но Давид стоял так близко от Саула, что ему удалось отрезать лоскут его одежды. Когда Саул вышел из пещеры и отошел на расстояние, тогда вслед за ним вышел и Давид, сказав следующее:
“Зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: «вот Давид умышляет зло на тебя и ищет души твоей. Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтобы убить тебя, но я пощадил тебя и сказал: не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа. Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей, я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил. Узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя, а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее”.

Услышим и удивимся, какой был Давид, какой нравственной высоты он достиг! И главное тут не в том, что он не стал убивать своего врага, и даже не то что он, имея возможность отомстить, не стал этого делать; главное здесь в том, что Давид суды, а лучше сказать, судьбу своего врага предает в руки Господа. Он не решается забирать жизнь помазанника, ведь Саул, хотя и пал нравственно, но продолжает быть царем-помазанником, его он называет "мой господин" и "мой отец". Он не решается быть вершителем судьбы Саула, но предает Господу рассудить их, заключая свое обращение следующими словами: «Да судит Господь между мною и тобою, и да защитит меня Господь от Тебя… да будет Господь Судия и отмститель между мною и тобою, да видит Господь и судит суд мой».

Считается, что 34-й псалом был написан именно в это время, поэтому и первые его слова таковы: “Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя”.

Как мы видим, хотя этот псалом как-будто и не соответствуют словам кроткого и смиренного праведника, однако же, поступки Давида ясно говорят об обратном. Он хотя и просит Господа наказать врагов, но не берет на себя эту функцию, полностью доверяя Воле Божией как себя, так и своих гонителей. У нас же на практике часто бывает наоборот: на словах мы смиренные и кроткие ангелочки, а в деле, при возможности отомстить, обязательно воспользуемся этим.

Итак, будем читать тридцать четвертый псалом, который часто называют защитительным. Будем его читать в особенности в периоды внутренней брани, помня, что нашим главным врагом всегда являются падшие духи, которые часто скрывают себя за немощным человеком.

Также будем помнить про этот псалом, когда нас окружили и внешние враги и притеснители, желающие нам зла. По заповеди мы должны молиться за врагов наших и не мстить за себя. Читая тридцать четвертый псалом мы исполним и первое, и второе, мы будем молиться за врагов и при этом отдавать суд над ними в руки Божии.
Если мы не в силах погасить пламень гнева и желания мести, то лучше молиться, пусть и импульсивно, как это делал Давид, но это будет лучше, нежели самому мстить за себя. Лучше читать псалмы, нежели так называемую "молитву задержания", столь часто употребляемую в наше время. Лучше вместе с Давидом ходатайствовать суда своим врагам у Бога, чем самому вершить суды.

Итак, сегодня у нас 34-й псалом - молитва несправедливо притесняемого человека; молитва, в которой Давид научает нас не мстить за себя, но все суды оставлять для милостивого, но справедливого Господа.

Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.

-2

Псалом 33. Не сила или богатство нужны нам, чтобы быть здоровыми, жить долго и счастливо

Псалом 32. Только радость о Господе может быть настоящей и вечной радостью

Псалом 31. Истинное счастье. Человек спасается не трудами, а милостью Божией