Найти в Дзене
Хорошо. Громко.

Яцек Дукай, «Школа». 8/10⭐. Переводчикам посвящается

Помните историю, как Хрущёв пообещал Никсону показать Кузькину мать, и переводчику пришлось это в прямом эфире переводить? А вы говорите - инопланетяне!
________________________________________________________________________

В сборнике, откуда «Старость аксолотля», есть ещё несколько произведений. Повесть «Школа» особенно впечатлила. Хочу с вами обсудить. Неординарная вещь. Если и есть смысл покупать сборник Яцека Дукая, то не из-за заглавного «Аксолотля», а как раз из-за «Школы».

Научная фантастика, но чернушная. Дукай писал «Школу» в начале 1990-х, и это чувствуется.

Сюжетных линий две, одна плавно перетекает в другую. Начинается без фантастики, чистый жуткий реализм. Срез, так сказать, эпохи. У нас в ранне-постсоветской литературе тоже таких историй было много:

Главный герой, мальчик по имени Пуньо, живёт в трущобах неназванной латиноамериканской страны. Матерью его была двенадцатилетняя проститутка (привет повести про аксолотлей, личинок, которые начинают производить потомство раньше, чем трансформируются во взрослую особь), про отца и гадать без толку. Сначала Пуньо член местной банды, потом попадает в лапы полиции, полицейский продаёт его порнобарону, специализирующемуся на детях и снаффе, Пуньо удаётся от барона сбежать, и он оказывается в организации, которая сама себя называет Школа.

В этот момент сюжет трансформируется в научную фантастику. Вторая часть повести - моя любимая 😍.

Школа на самом деле не школа, а смесь интерната с виварием, где производят бесчеловечные медицинские манипуляции над живыми детьми и ещё генно модифицированных уродов в пробирках выращивают. Но - с благородной целью… Хотя как благородной… Ну а чо, благородной - наладить контакт с внеземными цивилизациями 👽.

Широкой общественности об этом неизвестно, а вообще-то учёные установили, что:

а) лимит скорости света не распространяется на телекинез. До какой-нибудь альфы Центавра обычным путём даже свет идёт четыре года, а силой мысли можно перебросить любой объект мгновенно;

б) у некоторых звёздных систем есть планеты, на которых доказано существование разумной жизни. Этот разум совершенно другой природы, чем наш, человеческий, и чтобы хоть как-то с ними взаимодействовать, посланец землян должен в некотором роде быть нечеловеком.

Ну а дальше предсказуемо. В Школе медицинским образом лишают человеческого облика детей (Дукай объясняет, почему именно детей), которых телекинезом будут засылать на эти обитаемые планеты, чтобы они там налаживали контакт с инопланетным разумом. А Пуньо один из подопытных.

Обложка сборника, из которого повесть «Школа»
Обложка сборника, из которого повесть «Школа»

Повесть не просто произвела сильное впечатление, она мне понравилась. 8/10⭐.

Есть что обсудить. Начнём с главного. Главный герой. … Хотя главный герой, как раз, не шибко выдающийся. Он лишь двигатель сюжета: дикарь с гибкой психикой, который даже в самых жутких условиях не ломается, а приспосабливается. Пуньо ведёт за собой события, но лишь формально, на самом деле события важнее него. К тому же, он статичен - его характер не получает никакого развития.

Зато у повести интересная структура. Главы идут поочерёдно: одна глава-флэшбек трущобной жизни Пуньо, одна глава из его жизни в Школе, трущобы, Школа, трущобы, Школа. К финалу линии сходятся, и заканчивается история мощным телекинетическим аккордом.

Социальная часть написана неплохо. Повторюсь, ничего супер-оригинального, почитать нашу прозу 1990-х, там тоже будет и про трущобы, и про банды, и про порнографию всех степеней извращённости, а про снафф даже Маринина писала. Но и умалить достоинств Дукая не хочу. Тема не оригинальная, но написано хорошо. Небанально, интересно.

На всякий случай ещё раз предупрежу читателя. В повести есть сцены убийства, описанные в желудковывочачивающих подробностях. Детская порнография изображена чуть более завуалированно, но тоже недвусмысленно.

Научно-фантастическая часть повести мне понравилась больше. В ней тоже много мерзостей, но скорее намёков, чем конкретных кроваво-мясных деталей. Видимо, Дукай счёл, что читатель уже достаточно шокирован, и можно переходить к интересным идеям 🙃.

Идей три. Телекинез и другие сверхъестественные способности человека. Дукай думает, что всё это возможно. Я с ним согласна. Когда-то и беспроводное радио считалось волшебством, а сейчас беспроводное всё на свете, и никого это не удивляет. Если можно передавать информацию силой электромагнитных волн, почему нельзя силой мысли? Тем более, что мысли тоже на электромагнитных волнах работают.

Я лично думаю, что телепатия и телекинез - это такой же вид одарённости, как, например, музыкальный слух. Разве что встречается реже и требует больше тренировок. У большинства из нас этих талантов нет, поэтому они и кажутся нам чем-то необычайным. А вообще в экстрасенсорных способностях ничуть не больше удивительного, чем для дислексика, например, в способности бегло читать.

Преодоление скорости света. Тут я тоже с паном Яцеком солидарна. Он считает, что и телекинез, и преодоление барьера скорости света связаны с переходом в четырёх- (возможно и больше) мерное пространство. Эти технологии недоступны нам сейчас не потому что как-то особенно сложны, а просто потому что мы ещё в четвёртое пространство не вышли. А телепаты и телекинетики - вышли, даже если этого и не осознают. 💯

Контакт с внеземной цивилизацией / суть общения и информации. Эта идея моя любимая. Практически наверняка разум, который мы встретим в космосе, будет совсем, СОВСЕМ не такой, как наш. Как с ним разговаривать? Дукай в качестве тренировки предлагает: допустим, выяснилось, что деревья разумны. Попробуйте-ка установить контакт с берёзой.

Садистские операции, которые в Школе проводят над главным героем, имеют целью сделать из него универсального переводчика. Для него всё становится средством общения, языком. Математика состоит не из цифр, а из смысловых единиц. Музыка не просто приятная мелодия, а речь, он понимает её так же, как обычные люди понимают слова.

Описания того, что происходит с Пуньо читать сложно, уж больно жестокие вещи с ним вытворяют, но так захватывающе. Потому что - это же ОНО! Всё, что нас окружает, - информация, всё смысл и всё слова, даже то, что на первый взгляд совсем словами не является. И сами слова куда больше, чем слова. Один тот факт, что существуют разные языки, и эти языки устроены совсем по-разному - уже, если задуматься, сносит башку 🤯.

Уух люблю я эту тему.

🤯-📖-🤯-📖-🤯-📖-🤯-📖-🤯-📖-🤯

Под финал, чтобы читатель не слишком радовался, итоговая мысль. СтОит ли возможный контакт с внеземной цивилизацией страданий подопытных детей. Автор подливает масла в огонь и несколько раз напоминает, что все дети Школы - никому не нужные сироты из трущоб, которым, не попади они в Школу, стопроцентно светила бы скорая смерть или от передоза, или от пули, или - как в случае с Пуньо - в снафф-видео.

Я эту мысль решила игнорировать. Во-первых, это дешёвенький приём, который тогда ещё начинающий писатель Дукай очевидно использовал для эпатажа (а кто из нас в 1990-е эпатажем не грешил?). А во-вторых, я не уверена, что когда дойдёт до дела, такие садистские методы будут необходимы. Способность понимать музыку, как речь, и видеть в инфракрасном диапазоне можно развить и более гуманным образом. Главное об этом помнить, не дать себе скатиться до Дукаевских страшилок, и всё будет хорошо.

-3

Итого. «Школу» очень рекомендую. С оговорками про сцены насилия, но если ваша психика позволяет от них абстрагироваться - вещь.

*****************
Подписывайтесь на книжный ХорГромДзен!

*****************
Покупайте сборник польского фантаста Яцека Дукая «Старость аксолотля»!

*****************
Другие интересные статьи книжного ХорГромДзена: