Найти в Дзене
ЯМадама

Пожалуйте в кафишенскую, выпейте оршаду: утраченный быт дворянских гнёзд в романе Алексея Писемского «Люди сороковых годов»

Имя Алексея Феофилактовича Писемского сейчас известно редкому русскому читателю. Преимущественно – литературоведам. Он негласно отнесён к авторам даже не второго плана, а скорее эпизодического. А в пятидесятых-шестидесятых годах XIX века Писемского ставили наравне с Толстым и Достоевским. Он был уважаем в литературных кругах, водил близкое знакомство с самыми прогрессивными людьми. Не чурался и скандальной славы – так, написал роман фривольного содержания, широко известный в узких кругах. Нравы литературной богемы не сильно изменились с тех пор. Однако Писемский вошёл в литературу как бытописатель, который в полной мере сумел отразить психологию и нравы своего времени. Самое известное его произведение – «Тысяча душ», но главным своим творением он считал роман, замысел которого вынашивал несколько десятилетий: «Люди сороковых годов». Здравствуйте! Речь, конечно, идёт о 1840-х годах. Из курса истории нам известно, что в тот период в Европе ярко проявились революционные настроения, а росс
Оглавление

Имя Алексея Феофилактовича Писемского сейчас известно редкому русскому читателю. Преимущественно – литературоведам. Он негласно отнесён к авторам даже не второго плана, а скорее эпизодического. А в пятидесятых-шестидесятых годах XIX века Писемского ставили наравне с Толстым и Достоевским. Он был уважаем в литературных кругах, водил близкое знакомство с самыми прогрессивными людьми. Не чурался и скандальной славы – так, написал роман фривольного содержания, широко известный в узких кругах. Нравы литературной богемы не сильно изменились с тех пор. Однако Писемский вошёл в литературу как бытописатель, который в полной мере сумел отразить психологию и нравы своего времени. Самое известное его произведение – «Тысяча душ», но главным своим творением он считал роман, замысел которого вынашивал несколько десятилетий: «Люди сороковых годов».

Алексей Писемский и его Люди сороковых годов
Алексей Писемский и его Люди сороковых годов

Здравствуйте!

Речь, конечно, идёт о 1840-х годах. Из курса истории нам известно, что в тот период в Европе ярко проявились революционные настроения, а российский император Николай Павлович в ответ усилил в государстве противоположное направление – реакционное. И взял под строгий контроль литературные журналы.

У государя были на то причины. В конце сороковых годов разоблачили кружок петрашевцев, после чего Салтыков-Щедрин уехал служить в Вятку, а Достоевский – отбывать каторгу в Сибирь. Причём писателям служить не хотелось так же сильно, как ехать на каторгу. Сам Писемский со всех мест государственной службы быстро увольнялся по причине расстроенного здоровья. Необходимость ежедневно работать плохо влияет на здоровье литераторов.

Вот об этом – как складывалась личность талантливого писателя в России XIX века – и рассказывает роман «Люди сороковых годов».

Роман Алексея Писемского «Люди сороковых годов»: сюжет

Главный герой романа – Павел Вихров – сын уездного дворянина, которого любящий отец, отставной военный, отправляет учиться. В Московском университете Павел обзаводится товарищами прогрессивного толка, влюбляется в образованную барышню, увлекается театром и литературой. И постепенно приходит к желанию писать. Отразить правду русской жизни. Его литературные опыты признаны талантливыми – и одновременно опасно вольнодумными. Печатать Вихрова запрещено, а самому ему следует отбыть из столицы. Но не в наследное имение, где можно жить бездельно и безбедно, а на службу в глухую губернию. Где самовластный губернатор, где глушь и косность. Где образованный человек задыхается без итальянских опер и философских бесед. К тому же сердце его разбито: любовь всей его жизни, бесценная Мари, давно и прочно замужем. И сердечная тоска изливается лишь в нежных письмах.

Проходит время – наступает новое царствование, и снова дуют ветры свобод. Вихрова начинают печатать, он возвращается в столицу. Но силы уже не те. Приходит новое поколение. А меж тем, товарищи его юных лет уже в чинах и должностях. А он – всё тот же уездный дворянин, всё тот же писатель, и остался человеком сороковых годов.

Люди той эпохи – прекрасные, образованные, умные. И при этом удивительно бесполезные. Писемский прекрасно показал, как они жили.

-2

«Люди сороковых годов»: подлинная жизнь русской дворянской интеллигенции

Удивительно, как сильно отличаются наши представления о жизни той эпохи от того, что было в реальности. Исчезли безвозвратно мелкие детали быта. И при чтении требуются пояснения вещей, которые казались обыденными.

Кафишенская – комната для приготовления кофе и хранения кофейной посуды.
Оршад – напиток из миндального молока с сахаром и померанцевой водой, настоянной на флердоранже.

Вместо вишнёвых садов и липовых аллей – непролазные дороги. Отправляясь к соседям с визитом, рискуешь заблудиться в лесу или увязнуть в болоте.

А прекрасные, образованные, одухотворённые люди ведут беседы и точно знают, как им обустроить Россию.

Они озабочены судьбами крепостных – но не хотят нести службу, на которой могли бы принести реальную пользу.

Только на обеспеченной всем и ничего не делающей русской дворянской почве мог вырасти такой прекрасный и в то же время столь малодействующий плод.

Они восхищаются столичными дамами, которые читают в подлиннике Байрона и Данте – и презирают уездных барышень, выписывающих русские журналы.

Это благодаря людям сороковых на русский язык стали переводить европейских классиков. Подумать только, до середины XIX столетия Шекспир был в России известен единицам. А выпускники столичных университетов всколыхнули общество, в этой среде родились отечественные драматурги, журналисты, публицисты.

Но они по-прежнему вздыхали по Европе. Потому что за границей можно свободно жить с чужой женой, не неся никаких обязательств.

Алексей Писемский и его романы

Текст романа легко читается. Писемский профессионален, точен и талантлив. И с большой симпатией глядит на своего героя и своих современников.

И в то же время понятно, почему он не стал писателем первого ряда. Талантливый автор, но жил в одно время с великими. Показал прекрасных людей сороковых годов, но остановился там, где великие прошли до конца. Писемский не стал разбивать прекрасные идеалы о реальность, как Тургенев, не стал докапываться до мелкой сути благих намерений, как Достоевский.

Но в его романе остались мелкие детали, которые позволяют восстановить реальную картину русской жизни. Прочувствовать до мелочей атмосферу эпохи.

-3

Как люди жили! Оршады пили в кафишенских…