Александр Дюма – один из самых одиозных писателей в истории мировой литературы. Его презрительно обзывали беллетристом, обвиняли в пренебрежении историческими фактами, использовании труда литературных подёнщиков и прямом плагиате. Он нарушал нормы приличия, шокировал современников. Его способность наслаждаться жизнью вызывала восхищение, а чаще – зависть. Но в мировую культуру Дюма вошёл как создатель ярких символических образов, героев, чьи имена стали нарицательными. Один из них – граф Монте-Кристо.
Здравствуйте!
Я не сомневаюсь, что обращаюсь к людям высокой культуры. Которые читают не только блоги, но и книги. И, конечно, знакомы с героями романа «Граф Монте-Кристо».
Но не так давно я обнаружила пробелы в образовании дочери. Оказалось, что она этот роман не читала. Пришлось познакомиться с ним только в двадцатилетнем возрасте.
Я опасалась, что интереса книга не вызовет. Принято считать, что Дюма – это литература для юношества, по нынешней градации – для раннего подросткового возраста. Наивно, цветисто, неглубоко.
Но практика показала, что Александр Дюма – истинный классик. Который не теряет актуальности. И этот роман открывает новые смыслы при каждом прочтении. Для каждого времени – свои.
«Граф Монте-Кристо»: разница восприятия
Я читала эту книгу лет в 13. И особенно захватила меня первая часть. Вторая показалась нудноватой. А финал разочаровал. Мне хотелось, чтобы граф и Мерседес остались вместе. Потому что любовь должна побеждать все преграды. Хотя тогда мне и было непонятно, какие могут быть сильные чувства в столь преклонном возрасте.
Много позже, перечитывая роман, я открыла, что именно вторая его часть наиболее интересна. Автор сплёл не только сюжет, но множество психологических и культурных нюансов. Тонко сыграл на ценностях времени. Предсказал эстетику будущего.
Дочь быстро прочитала первую часть, узнавая контекст эпохи. С историей наполеоновских времён нынешнее поколение знакомо гораздо лучше, чем наше.
А вторую часть читала медленно. Так и говорила: не хочу, чтобы книга заканчивалась.
«Граф Монте-Кристо» как энциклопедия межличностных отношений
Дочь обратила внимание на моменты, которые я раньше не замечала. Вот эти любовные перипетии, размолвки, которые заставляют переживать – теперь они воспринимаются как нездоровые отношения, манипуляции. Пример таких отношений – Максимилиан и Валентина. Взрослый мужчина давит на юную девушку, заставляя её страдать и принуждая к компромиссам. По нынешним временам это не нормально. И мудрый автор позволил героям преодолеть этот кризис, вырасти духовно. Значит, тоже имел представление о здоровых отношениях.
Ещё один тонкий момент – Эжени Данглар. Только теперь я поняла, что героиня… предпочитает девушек. Раньше мне казалось: ну просто такая оригинальная барышня, феминистка. А для современной молодёжи всё ясно. Авторские намёки вполне очевидны.
И, кстати, Дюма очень ясно выразил собственное мнение по этому поводу: пристрастия героини являются следствием психологической травмы, реакцией на нездоровые отношения в семье. Точка зрения нынче непопулярная. Да и во времена Дюма подвергалась сомнению.
Весь духовный путь графа Монте-Кристо можно прочитать как попытку пережить психологическую травму. И у него почти получилось. Но в финале произошёл откат. Дочери это не понравилось. Но это по молодости лет.
Мы уже понимаем, что некоторые раны нельзя залечить. А прошлое нельзя изменить. И граф Монте-Кристо никогда уже не найдёт в себе Эдмона Дантеса.
«Граф Монте-Кристо»: игра с культурным контекстом
Используя накопленный за жизнь багаж знаний, легко заметить, что герой, возвратившись для мести, покорил цвет парижского общества тем, что использовал модный образ. Ещё не прошла в Европе мода на Байрона. Ещё перечитывали романтические истории, угадывая за обыденностью мерцание тайны. И граф легко обаял молодёжь, предложив им романтическую инфернальность.
В столичном городе внезапно появляется таинственный незнакомец в компании загадочных спутников. Он обладает невероятными возможностями в исполнении людских желаний. Но на самом деле он явился, чтоб восстановить справедливость. Справедливость, что выше Добра и Зла.
Этот сюжет появляется в литературе неоднократно. Всего за год до того, как Дюма написал «Графа Монте-Кристо», был опубликован роман Эжена Сю «Парижские тайны». Но там загадочный всемогущий герой оказался принцем.
А ещё одну вариацию сюжета вы все прекрасно знаете.
Однажды весною, в час небывалого заката, в Москве на Патриарших прудах…
Кое-что ещё предсказал Дюма. Граф Монте-Кристо искушает героев неведомыми радостями жизни. И предлагает им целую философию: сознательное эпикурейство. Ту полноту жизни, умение извлекать радости из каждого дня, которые чуть позже возведёт в эстетический абсолют Оскар Уайльд.
Вот так в приключенческой книге автор авантюрных коммерческих романов прозорливо взглянул в будущее.
Роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» гораздо глубже и тоньше, чем кажется на первый взгляд. Он заслуживает внимательного неоднократного прочтения.
«Граф Монте-Кристо»: когда лучше читать
Эту книгу надо читать в юности. Когда веришь в вечную любовь и в то, что справедливость непременно восторжествует.
Эту книгу надо перечитать в зрелом возрасте. Когда у каждого в прошлом остался свой замок Иф.