Найти в Дзене

Футурология личности. СтоЯнов

Оглавление

Вчера, 18 февраля 2025 года, в книжном магазине «Москва» на Тверской состоялась встреча с народным артистом РФ, актером кино и театра, телеведущим Юрием Стояновым и презентация его книги «Игра в городки». Давно стоило опубликовать эти «признательные показания».

Мы пересеклись с Юрием Стояновым на его сольном концерте в питерском джазовом кафе Street Life 11 апреля 2009 года. Из правила «никогда не приближаться к артистам» у меня есть единственное исключение – «если только не оправдывается дерзкий прогноз на их творческую судьбу, сделанный много лет назад на базе социогеномики». Творческим людям обычно приятно узнать, что в них верили ещё тогда, когда они сами в себя не верили.

Сказать, что Юрий Николаевич удивился, увидев в моих руках старую программку, – не сказать ничего. Я притворилась просто поклонницей, так как объяснять в антракте что да как, было неуместно. Да и кому вообще важно, что для кого-то он является профессиональным кейсом.

Стоянов – это не просто кейс, он – мой самый первый кейс по футурологии личности. Стартовал он тогда, когда ещё слов-то таких не было. И социогеномики не было. И до открытия первого сайта по Управлению Изменениями Markus.spb.ru было ещё целых 10 лет. Но, как известно коллегам, я попала в профессию в 16, так что до «открытия Стоянова» в 1991-м я уже успела закончить институт и провести несколько социальных экспериментов.

Стоянов – Амадеус

В 1991 году звездой спектакля «Амадеус» в БДТ им. Товстоногова был Владислав Игнатьевич Стржельчик. Он бесподобно играл Сальери, а Моцарта – никому тогда не известный Юрий Стоянов. У ленинградского зрителя ещё была свежа память о Юрии Демиче, которого она считала непревзойдённым Моцартом, но Демича в этой роли я не видела. Этот Моцарт не оставлял сомнений в том, что его играет артист большого дарования...

Владислав Игнатьевич Стржельчик в роли Сальери в спектакле «Амадеус»
Владислав Игнатьевич Стржельчик в роли Сальери в спектакле «Амадеус»

В моём предмете – «Управление Изменениями» – есть несколько компонент. Та из них, что связана с развитием людей, основывается не на психологии, а на социогеномике. Без неё формировать команды, ставить на лидера или консультировать по self-management – это гадать на кофейной гуще. Нет более эффективной технологии прогнозирования судьбы (успешности в том или ином деле), чем та, что содержит импрувмент (системное Управление Изменениями). Почему я так уверена? Потому что только в таком УИ есть внутренний инструмент верификации. Если твой прогноз на человека или компанию сбывается, инструментарий – ОК, если нет – не ОК. Всё просто.

Если бы ангелы были богами, то двуликий древнеримской Янус явно спорил бы с древнегреческим коллегой Протеем из-за Стоянова: мало иметь талант к перевоплощению, важно, чтобы творческое начинание находило поддержку. Похоже, благодаря покровителю театра Дионису все трое подружились.

В тот вечер я смотрела на сцену и думала: «Всё будет. Только бы заметили! Только бы дали шанс! Только бы сдюжил и не изменил себе!» Кто-то покупает акции растущих компаний, а я вот – ставлю на «акции растущих талантов». Социогеномный анализ личности осечек не даёт, но ждать подтверждения этому, как и в случае с акциями, приходится годами.

Юрий Стоянов в роли Моцарта в спектакле «Амадеус». Слева Александр И. Романцов, справа Владимир Ерёмин
Юрий Стоянов в роли Моцарта в спектакле «Амадеус». Слева Александр И. Романцов, справа Владимир Ерёмин

Футурология личности

Суть футурологии личности заключается в составлении по весьма (чаще всего) скромному объему информации гипотезы о том, добьется ли объект анализа успеха или нет, сможет ли найти себя, самореализоваться, достичь каких-либо вершин на выбранном поприще. Обречённые на успех проявляются сразу. Чтобы зафиксировать дату, когда ты впервые встретил и сразу узнал кого-то из них, лучше сделать пометку или сохранить артефакт, а то как спустя годы докажешь, что ты «так и знал»?

Со стороны это выглядит обычной угадайкой, а в случае высокой частоты «попадания в цель», начинает попахивать экстрасенсорикой. Чем бы оно ни казалось, для Развивающего такой навык – дело совершенно нормальное, а иногда и остро необходимое.

Юрий Н. Стоянов в роли Моцарта. Спектакль «Амадеус», БДТ им. Товстоногова, 1991 г.
Юрий Н. Стоянов в роли Моцарта. Спектакль «Амадеус», БДТ им. Товстоногова, 1991 г.

«Вангуем для бизнеса. Дорого»

Не всегда для определения потенциала команды достаточно сведений для составления социогеномных паспортов, а на их основе – поведенческого прогноза для проекта изменений. Если речь идет, скажем, о выборе одного из нескольких претендентов на позицию CEO, не всегда достаточно даже точного паспорта, особенно когда все кандидаты неплохо справляются с тестовым заданием. Футурология личности нужна и при составлении траекторий развития кадрового резерва, но ярче всего она проявляет себя в судьбах творческих людей.

Как сказал в интервью Анатолий Мартынов: «Отдайте себя своему Назначению, Искре божьей, человечности своей отдайте!». Но далеко не все способны «просто сделать это». Что нужно для решения этого «вопроса жизни и смерти»? Вера в свою звезду, внутреннее лидерство, неуспокоенность, готовность переживать ошибки на пути к цели, ориентация на успех и внутреннее неприятие никакого иного эпилога своей жизни, кроме счастливого.

Можно ли развить в себе «навык распознавания будущего» в человеке? Конечно. Удобно тренироваться на «звёздах». Публичные люди творческих профессий не уходят из поля зрения помногу лет. Так можно проследить их карьеру и оценить точность прогноза. Замечу, что тут важно не то, что человек оправдал или не оправдал чьи-то надежды. Важно, что симбиоз труда, таланта и удачи привёл его к счастью в своём понимании.

Мне иногда пишут люди, которые поздно осознали, что где-то на своём пути сбились с верного курса. Теперь они не хотят того же для детей и внуков и с удивлением узнают, что и сами ещё могут что-то успеть. Возможно, не столько, сколько могли бы, начни они в 20, но тем не менее. А уж по какому количеству деловых людей «плачет» погружение в социогеномику, и предположить боюсь.

Прогнозировать судьбу человека в профессии и его проявления в будущем – навык не всегда только приятный. Когда после 24 февраля 2022 года ты замечаешь, что ни один из футурологических портретов не дал осечки – немного не по себе.

Мы конечно можем продолжать завоёвывать друзей методами Дейла Карнеги или очаровывать инвесторов приёмами Элизабет Холмс, но всему этому не превзойти наш врождённый механизм чтения/распознавания себе подобных. Было бы желание выучить язык, на котором он говорит в каждом из нас.

P.S. Один из муви-кейсов курса по социогеномике – х/ф «Человек у окна» со Стояновым в главной роли. Рекомендую. Ну и книгу «Игра в городки» конечно тоже.

Автор: Маркушина Елена Геннадьевна (СПб, elena-markushina.com) –профессиональный директор по развитию организаций, основатель профсообщества Kinsmark.com, эксперт по управлению изменениями, преподаватель менеджмента.

От Редакции

Эта статья написана живым человеком без применения нейросетей, приложений и т.п. В неравной борьбе каналов за читательское внимание, пожалуйста, поддержите нас подпиской и лайком. Это добавит нам положительной мотивации продолжать работу. Вы также можете влиять на редакторскую политику, сообщив в комментариях, о чём в рамках наших тем вы бы хотели прочесть в будущих публикациях.

Подборка Социогеномика, когнитивистика и психология бизнеса

Подборка Саморазвитие, карьера и профориентация