В 1995 году в Санкт-Петербургском издательстве «Облик» впервые вышел сборник популярного российского писателя Игоря Львовича Бунича «В центре чертовщины», в котором он собрал псевдо-исторические произведения малых форм, написанные в виде пародий на современную российскую альтернативную историю. Но среди этих рассказов и повестей затесалось одно произведение, которое очень сильно из этих «фолк-хоисторических» зарисовок отличается. Произведение называется «Золото Муссолини», представляет собой детективно-мистическую повесть, написанную как самый настоящий триллер, и оно могло бы стать несомненным бестселлером, если бы получило достаточно широкую рекламу. Однако оно появилось только в трех изданиях сборника «В центре чертовщины» в 1995, 1997 и 2003 годах, и больше о нем ничего не стало слышно.
Хочу хотя бы кратко отозваться о произведении постсоветской фантастики, которое почему-то нигде и никогда не обсуждается, хотя другие произведения этого автора настолько популярны, что могут считаться классикой русской исторической и политической публицистики. Это повесть Игоря Львовича Бунича «Золото Муссолини», которое отдельно никогда не издавалось, а увидело свет только в трех сборниках писателя под одним и тем же названием – «В центре чертовщины».
Но вот что интересно – тогда как другие произведения из этих сборников нещадно критикуются («Побег из Мавзолея» и др.), а какие-то так же нещадно превозносятся («Часы императора Александра III» и др.), повесть «Золото Муссолини» вообще никем из критиков или любителей И. Бунича даже не упоминается. Нет на это произведение не только каких-то рецензий, но даже отзывов на него. Представляете?
Короче, я читал Бунича очень много, практически все книги, что-то может и прошло мимо моего внимания, например, такие чисто политические, как «Меч президента» или «Хроника чеченской войны», но беллетристику я его прочитал всю. Особенно мне понравились воспоминания «Д’Артаньяна из НКВД» - чекиста Лукича, а также всякие военно-исторические хроники типа «Династический рок» или «Операция «Гроза». Много еще чего показалось в творчестве Бунича мне не просто не плохим, а совершенно шикарным, благо он книг написал достаточно.
Но вот когда я в какой-то момент прочитал повесть «Золото Муссолини», я просто опешил. Такого у Бунича никогда не было – совершенная чертовщина, причем оформленная так круто, словно я прочитал роман ужасов какого-то признанного мастера мистических выкрутасов.
Нет, «Золото Муссолини» - это не совсем роман ужасов, это просто страшная повесть, в которой главный герой – американский контрразведчик Джерри Макинтайр был отправлен после окончания Второй Мировой войны в Неаполь, чтобы, найти 600 (шестьсот!) тонн золота из итальянских банков, которое немцы захватили в 1943 году и попытались вывезти подальше от наступавших с юга англо-американских войск.
Как выяснил Макинтайр, золото немцы далеко вывезти так и не успели, но 164 грузовика, набитые ящиками с ним, пропали бесследно где-то на пустынной горной дороге в окрестностях старинного монастыря. Тщательные обыски монастыря ничего не дали, но и грузовики, как показало расследование, дальше так и не прошли, потому что все дороги в тот момент были заблокированы итальянскими партизанами и американскими десантниками.
Правда, под монастырем были глубокие и вообще никем не исследованные подземелья, которые, по слухам, соединялись с катакомбами под Неаполем, но в эти подземелья, как выяснил Макинтайр, не только грузовик, но и велосипед не смог бы проехать.
В общем, контрразведчик, наделенный огромными полномочиями, призвал на помощь армию, которая за неимением других вариантов все же принялась исследовать эти подземелья и натолкнулась на сопротивление немцев-эсэсовцев, которые в этом подземелье просидели несколько лет, и поначалу сдаваться не собирались. Американцам пришлось их выкуривать из-под земли с помощью огнеметов, но когда они, наконец, взяли верх и получили первых пленных, от них они тоже ничего не добились. Ни о каких грузовиках с золотом в катакомбах «подземные» эсэсовцы не знали, хотя показали, что изначально грузовики были, но вот куда они подевались – это для них тоже было загадкой.
Итак, Макинтайр продолжил расследование, и тут выяснилось, что вокруг всего этого дела явно витает какая-то чертовщина с привидениями, обитавшими в этих подземельях, которые, по словам аббата, там жили еще со времен раннего средневековья. Конечно, привидения – это всего лишь привидения, но немцы показывали, что они реально существуют, потому что сами с ними сталкивались во время своей «отсидки» под землей, стреляли в них, но ни одного так и не пристрелили.
Но вопрос о том, куда все-таки делось 600 тонн итальянского золота и 164 грузовика, американский контрразведчик так и не смог с перовой попытки прояснить. Создавалось такое впечатление, что эти грузовики в какой-то момент просто испарились, вместе с ними испарились и сопровождавшие их эсэсовцы в количестве нескольких сотен человек.
След, который американец разрабатывал, привел к командиру этого конвоя - оберштурмбанфюреру СС Эриху Лозеру, который исчез вместе с золотом, и больше нигде, по сведениям разведки, занимавшейся поиском нацистских преступников, не объявлялся.
Также у Макинтайра были показания очень многих свидетелей – как немецких солдат и офицеров, которые были причастны к исчезновению золота, но до подземелий под монастырем в 1943-м так и не добравшихся, так и итальянцев среди местного населения, которые тогда что-то слышали, что-то видели, о чем-то догадывались. И в результате этих опросов начинали всплывать новые свидетельства присутствия вокруг этого дела какой-то явной чертовщины.
В общем, я не стану до конца раскрывать сюжет, это было бы совершенно неэтично перед теми моими читателями, которые с повестью «Золото Муссолини» еще незнакомы. Скажу только, что это такой триллер, которого я в постсоветской приключенческой и детективной литературе еще не встречал.
Да, эта история выдумана, потому что я никогда не слышал о том, чтобы у итальянцев вообще было 600 тонн золота. Реально гитлеровцы во время войны успели захватить в Италии только 119 тонн золота, которое перевозилось на север страны частями, и некоторое количество добралось все-таки до Германии. Но после войны Италия основную часть своего золотого запаса вернула, а потеряно было всего 25 тонн.
Но это все лирика, потому что произведение все же беллетристическое, а не документальное или научно-популярное. А в этом смысле читать его – просто захватывающее занятие. Из этого сюжета можно было бы развернуть целый роман, если бы Игорь Бунич решил темой загяться по-настоящему. Другие, менее интересные произведения, у него простираются до дилогий, и даже до трилогий, а вот по-настоящему «кассовый» бестселлер, и даже триллер, он почему-то развить не захотел.
Да, «Золото Муссолини» - это настоящий триллер даже в формате повести, и вот только непонятно, почему о нем нигде ничего не слышно. То, что никого из прочитавших этот шедевр он не впечатлил – это просто невероятно, то есть невозможно - поверить в это нельзя. Поэтому я все же думаю, что тут тоже без чертовщины не обошлось.
А других объяснений я придумать не могу.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ: