В 2006-м году прославившийся уже своим циклом мистической фантастики «Тайный город» российский писатель Вадим Панов заложил новый цикл – «La Mystique De Moscou». Первая книга «Таганский перекресток» представляла собой сборник новелл, но зато вторая – «Занимательная механика» - это уже полноценный роман. Правда, на третьей книге цикла – «Ручной привод», автор этот цикл остановил еще в 2008 году, но до сих пор утверждает, что эту «мистическую серию» очень хочет продолжить… Ну, ждём!
Как-то недавно я купил на барахолке по дешевке книгу, которая прежде всего меня заинтересовала не только ценой, отличным состоянием и названием, но и анонсом, который я прочитал на задней стороне титульного листа.
Книга эта называлась «Занимательная механика», автор ее – Вадим Панов, а в анонсе рассказывалось о Золотой Бабе, которой я когда-то посвятил немало своих публикаций. Дата написания книги и ее издания – 2007 год. Вот такойу этой книги был анонс:
«…Кто-то называл ее Богиней. кто-то - Золотой Бабой, но все жаждали встречи с ней, стремясь прикоснуться к Тайне. В непроходимых таежных дебрях ее искали посланцы Ивана Грозного, белые атаманы и красные комиссары, агенты спецслужб и тысячи безвестных охотников за удачей. Многие века пропадали без вести авантюристы, осмелившиеся прикоснуться к тайне золотого изваяния Великой Матери, но она открывалась лишь тем, кого выбирала сама. А в начале Третьего тысячелетия случилось то, что ранее казалось невозможным - Золотая Женщина покинула свое древнее убежище и очутилась в одном из самых циничных и совсем не волшебных городов мира - в Москве...
И все это было только завязкой удивительной истории, в которой причудливо переплелись судьбы множества людей - от сыщиков экстра-класса до простых олигархов, приоткрылись многие тайны далекого и близкого прошлого, а главное, оказалось, что волшебниками не рождаются, ими становятся. Вернее, не волшебниками - Искусниками. Впрочем, обо всем по порядку...».
Вообще-то я на современную фантастику в ярких обложках не клюю, даже по дешевке. На наших барахолках этих книг тысячи и тысячи, и я даже не приглядываюсь к названиям и авторам. Не люблю я современную фантастику, собираю только старую советскую. Но эту книгу я купил, хотя ее автора – В. Панова – не знал и никогда о нем прежде не слышал.
Но вот Золотая Баба меня заинтересовала, тем более название романа подходящее, потому что я еще увлекаюсь и техникой, включая и всякую механику. А фамилия Панов для меня была как бы сакральной – эту фамилию носил один знакомый грузчик в гастрономе, где я работал тоже грузчиком еще в советские времена.
И тот «мой» Панов был большим любителем одеколона, на районе про это его увлечение ходили целые легенды, и многие одаривали его новыми образцами этой парфюмерной продукции, которую он с радостью употреблял вместо натурального спиртного. И не дурак он какой-то был, а бывший профессор каких-то наук, он разработал целую науку потребления разных типов одеколонов, доказывая всем своим собутыльникам, что одеколон и полезней для организма, и экономичней в финансовом плане, да и приятней на вкус.
И вот, когда я увидел фамилию автора на книге «Занимательная механика», мне почему-то вспомнился тот Панов-одеколонщик. И это, как ни странно, тоже повлияло на то, чтобы я эту книгу купил, хотя бы в память об усопшем коллеге, который был человеком, в общем-то, ученым в своей области, и поэтому термин «занимательная механика» к нему подходил вполне.
Короче, купил я книгу, принес домой и немедленно стал ее сначала листать, а потом и начал читать.
И что вы думаете? Я прочитал ее запоем, правда, не за один день, как я обычно читаю по-настоящему захватывающие книги, но все равно быстро. На задней части обложки этой книги было цветное фото автора – Вадима Панова, и я, глядя на его чересчур свежий вид, очень удивлялся, что такой молодой человек мог написать такую серьезную книгу.
Это позже, покопавшись в Интернете, я узнал, что «Занимательная механика» была написана В. Пановым в 35 лет, а это уже совсем другой коленкор. Например, Валентину Пикулю, когда он написал свою очень серьезную эпопею «На задворках великой империи», было не меньше лет. Таким образом я переключил внимание с автора на сам роман и все больше и больше убеждался в том, что купил очень нужную для своей библиотеки и лично для меня в целом книгу.
Вкратце сюжет таков. Москва, наше время, но «лихие 90-е» уже позади, и в обществе наступило нечто вроде развивающегося народного благосостояния. И тут происходит убийство одного бизнесмена, занимавшегося нефтью, не миллиардера, но очень крупного мультимиллионера. Национальность и всё окружение этого нефтяника было азербайджанским, и я еще подумал – вполне годный антураж для детектива, особенно мистического. Но на что хочет намекнуть автор?
Книга и на самом деле оказалась детективом, но с самого начала пошли подозрения на какую-то мистику, а потом эта тема стала доминирующей, хотя автор не пытался заморочить ей мозги своему читателю. По-моему, он просто разрывался между желанием написать детектив, но на основе высокой идеи, для которой годилась только мистическая основа.
Короче, начинается вполне себе не мистическое расследование. Это расследование проводит один их лучших сыщиков Москве, и задача у него как бы упрощается, потому что нефтяника не просто застрелили из пистолета, а убили очень экзотическим, хотя и не совсем диковинным способом, а всякие диковинные способы чаще приводят к раскрытию преступления, чем способы заурядные.
Ну, я не буду начнем акцентировать внимание, потому что этот способ очень неприятный, чем-то напоминает мне основной вариант расправ над врагами известного румынского князя Влада Цепеша в средние века.
Но расследование для обычной публики не заканчивается ничем, потому что уводит в мистические тайны мира, а в этой сфере свои законы и свои смыслы развития. Правда, автор мистикой сильно не злоупотребляет, хотя немалая часть его героев – совершенно не обычные персонажи.
Вадим Панов заложил в свою книгу некую высшую идею, вполне себе человеческую, потому постарался в мистику сильно не погружаться. И, может быть поэтому в романе нет особого драйва, то есть, книга задумывалась как философская.
И что уж меня не особо обрадовало – Золотая Баба, на которую я частично клюнул при покупке, в романе занимает очень мало места, и к раскрытию никаких зажигательных тайн ее упоминание не приводит.
Тем не менее роман читается хорошо, гораздо лучше чем всё то, из-за чего я не люблю современную отечественную фантастику. Хоть центральная идея не новая и даже избитая, тем не менее, повествование наполнено множеством всяких интересных историй, которые автор не свалил в одну кучу, а вполне органично распределил по всему сюжету. И именно такая структура книги показалась мне наиболее интересной, что заставило меня читать ее с неослабевающим интересом.
И если не обращать внимания на то, что Вадим Панов написал именно «идейную» книгу, а акцентироваться конкретно на повествовании, то роман «Занимательная механика» - это довольно неплохой образец развлекательной литературы 2000-х. А это, в свою очередь, позволяет мне его рекомендовать как довольно занимательное чтение – хоть и без особого драйва, обязательного для произведений такого характера, но и без излишнего хайпа, которым в основном грешат авторы постсоветской фантастики подобного рода.
Позже я узнал, что роман «Занимательная механика» входит в цикл, состоящий из трех книг – «Магическая Москва» («La Mystique De Moscou»). Первая книга – это сборник историй «Таганский перекресток» (2006 г.), а третья – «Ручной привод» (2008 г.). В целом этот цикл входит в другой цикл произведений Вадима Панова – «Тайный город», состоящий из 40 книг, написанных за последние 25 лет, и около десятка из них - в соавторстве с другими писателями.
Правда, я никаких других книг В. Панова еще не читал, хотя некоторые из них уже куплены на барахолках, стоят на моей полке – ждут своего часа. Но ясно, что дождутся, потому что об искусствах автора я уже сделал вывод по «Занимательной механике».
Также прошу прощения за несколько сумбурное изложение мной информации, но я ведь не критик, а тем более не писатель высоких жанров. Описал все, как вижу, а если чего-то недописал, то оно значит показалось мне не важным. Главное, что книга «Занимательная механика», несмотря на свои недостатки – очень хорошая.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
«Алые крылья огня» Алексея Бессонова – отличный образец постсоветской авантюрной фантастики