Найти в Дзене

Про школюгу

И не хотелось время тратить на эту статью, но решила всё же оставить свои впечатления здесь. Возможно, я и заблуждаюсь: то, что кажется мне практически невозможным, существует. Жюри конкурса, вероятно, не увидело здесь домыслов, фантазий, раз произведение в числе лауреатов.

Заголовок вот такой странный получился, слово это встречается в книге постоянно, со счёта сбилась. Для меня это было настолько удивительно, так резало глаз. Нигде больше (ни в книгах, ни в жизни) я не сталкивалась с подобным названием для школы. Понятно, что просторечное слово, понятно, что с ярко выраженной отрицательной окраской, но для меня из неживых. А вы встречали, слышали? Вероятно, авторы повести "Луна в проводах" Ольга и Наталья Артёмовы с ним сталкивались, не сами же выдумали...

издательство "Детская литература", 2024
издательство "Детская литература", 2024

У меня на примете много лауреатов этого конкурса, запланированных к чтению, но просмотр аннотаций новинок всех подвинул в этой очереди, сразу захотелось познакомиться именно с этим произведением.

Аннотация издательства, на которую я клюнула:

В школу приходит молодой психолог. Он буквально горит желанием помочь ребятам отстоять свои права в конфликте с учительницей литературы. 10-й «Б» класс в восторге: наконец кто-то из взрослых на их стороне, ведь Старая Мымра заставляет читать «Войну и мир», разбирать тексты и характеры героев! Да кому сейчас всё это нужно?! При поддержке психолога ребята добиваются, чтобы их класс взяла молодая прогрессивная «литераторша», которой достаточно пройтись «по верхам» и сделать лишь общий обзор классических произведений. Однако каково же было их удивление, когда они осознали, что натворили перед ЕГЭ… Ведь важны не только тесты, галочки, таблички, но и истинный дух знаний, который может передать только настоящий учитель.

Очень интересно было увидеть в современных историях ещё образы учителей литературы. И конфликт обещан вполне злободневный. Решила пополнить коллекцию литераторов. Моя небольшая подборка была тут:

Только пополнять некем... Странная школа, странные отношения между всеми, странный поворот событий. И вроде бы всё жизненное должно было быть, но на деле как будто с чьих-то слов, а не от участников произошедшего. Возможно, это у меня какие-то иллюзии, а всё так и бывает, не знаю - и пока не очень верю.

Итак, есть 10-ый класс, от которого очередная училка-литераторша "требовала ... обязательного прочтения текстов". Класс сложный, у них бесконечно менялись учителя после ухода молоденькой литераторши, которая прогрессивно обучала их два года, что-то выдумывая. К ним отправлен новый психолог для разбора ситуации. Павел Викентьевич, он же Паша, присутствует на уроке и после этого выдаёт вот такие перлы:

-2

С полной поддержкой психолога начинается "великая битва" десятиклассников с учителем. Я даже не знаю, как это комментировать.

-3

На очередном уроке будущий медалист, отличник Макс, выходит к доске:

-4

Марина Владимировна, она же Старая Мымра, вроде как должна быть лучом света в этом тёмном царстве, но всё идёт очень странно дальше. Этот диалог учителя с учеником завершается двойкой в журнале, ибо

Формально вы выучили урок. Но если вызубрить английский текст, не понимая в нём ни слова, это не блестящий ответ.

Дети чуть ли не на слабо берут учителя, им же нужно продолжение войны, они ждут эту двойку, но

-5

Дальше весь класс и психолог с ними отправляются к классному руководителю (как мне показалось, самому адекватному и более-менее живому человеку в этой истории), затем к директору: ведь у отличника медаль под вопросом! Никто их не останавливает, странные диалоги множатся, а дальше вот такая дичь:

Психолог с детьми обсуждает учителей! В каких выражениях обсуждает! Даёт задание записать урок на диктофон! Этот урок станет главным поводом к смене учителя. Дети "нахватаются" сведений из интернета и начнут заваливать учителя вопросами. По мнению авторов этой истории (или психолога школы), учитель обязан знать всё. Нет, не просто ВСЁ, а ещё и мелкие детали. Марина Владимировна, кстати, на этом уроке всё же держится чудесно, даже спокойно говорит, когда не знает ответа на вопрос ("кто из людей, близких Толстому, был связан с нашим городом?" - "Булгаков. Личный секретарь Толстого". "Он здесь в писательской организации состоял. В Туле своей не было"), но не может ответить она редко, запасу её знаний я могу только позавидовать.

Дальше будет странная ситуация с подмененными анкетами, акция протеста против увольнения буфетчицы, которая отпускала пирожки в долг, история с книгами из библиотеки деда одного из десятиклассников, бойкотирование заданий на уроке литературы (кстати, тут она часто называется "литера", тоже для меня непривычно, слышу и знаю только "литра"), битьё окон (за гранью просто), педсовет и родительское собрание с прослушиванием записи урока.

По поводу каждого фрагмента я могла бы комментировать "не верю" или "зачем это было", но не хочется тратить много времени и своего, и вашего. Кстати, я не увидела здесь интересных или сложных характеров ни среди взрослых, ни среди школьников. Шаблоны и стереотипы. Часто повествование вдруг начинает идти от лица десятиклассника Геки. Вероятно, это тот самый герой, благодаря которому читатели должны видеть всю сложность ситуации, все изменения, происходящие внутри ребят. А у меня и тут сплошные вопросы, но не буду увеличивать объём статьи.

Гека:

Плохо, когда скучные люди учат весёлых людей.

В итоге учителя литературы 10-ому классу поменяли! Теперь у них Анюта, как и в 10 "а". Ещё одно "шедевральное" наблюдение:

Так, как Анюта, вели уроки все молодые учителя, да и старые в ту же дверь царапались. Гека знал эти примитивные номера наизусть: тест, проект, презентация...

Примитивные номера... Ну-ну...

Изучение "Войны и мира" продолжается:

С прежней учительницей было трудно, с новой скучно.

Ещё одно разбитое окно, некий романтический треугольник, смена школы психологом, финал учебного года и букет цветов для Старой Мымры, Марины Владимировны. Каким-то образом ученики всё-таки оценили прежнего учителя. Для меня убедительным не было. Возможно, потому что для меня всё произведение было каким-то из области фантастики. И учителей, и психологов я вижу других. Не значит, что не верю в существование неквалифицированных, непрофессиональных, но что-то тут зашкаливало всё.

По фрагментам вы можете судить и о языке этого произведения. Мне, правда, интересно, говорят ли где-то "школюга", "литера", есть ли в лексиконе нынешних школьников "ребя"?

В серии "Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова" много различных историй. Понятно, что все всем нравиться не будут, но пока что эта повесть лидер моих антипатий. О симпатиях и не только можно почитать вот в этих статьях: