Найти в Дзене
Григорий И.

8. Что мы ели в прошлом веке? Письма из «тихой обители»: бабушка в гостях у матушки

Матушка Александра (слева) и бабушка Ксеня «Что мы ели…» № 7: 7. Что мы (ели) пили в прошлом веке? От портвейна до «Плиски», от «Vana Tallinn» до плодово-ягодного… | Григорий И. | Дзен Григорий Иоффе Сначала, до еды – небольшая история с географией. Фрагмент из книги «100 лет с правом переписки. Народный роман», из главы «Красноуфимск. Тихая обитель». Эта глава – не только о том, как моя бабушка Ксеня вдруг, впервые после 1934 года, в 1976-м вдруг поехала на Урал, к своей старшей сестре, которая в свои 80 лет продолжала возглавлять в Красноуфимске старообрядческую общину, не только страница семейной истории, но и рассказ о Герасиме Фирсове – иноке Соловецкого монастыря и первом писателе-раскольнике, тезке бабушкиного отца Герасима Гурьяновича Фирсова. Кто захочет – найдет книгу на OZON, а я пока – к делам недавним, случившимся каких-то полвека назад. Пути Господни неисповедимы. Как, когда и почему оказалась в Красноуфимске матушка Александра – сие есть тайна. Когда впервые приехала в К

Матушка Александра (слева) и бабушка Ксеня

«Что мы ели…» № 7:

7. Что мы (ели) пили в прошлом веке? От портвейна до «Плиски», от «Vana Tallinn» до плодово-ягодного… | Григорий И. | Дзен

Григорий Иоффе

Сначала, до еды – небольшая история с географией. Фрагмент из книги «100 лет с правом переписки. Народный роман», из главы «Красноуфимск. Тихая обитель». Эта глава – не только о том, как моя бабушка Ксеня вдруг, впервые после 1934 года, в 1976-м вдруг поехала на Урал, к своей старшей сестре, которая в свои 80 лет продолжала возглавлять в Красноуфимске старообрядческую общину, не только страница семейной истории, но и рассказ о Герасиме Фирсове – иноке Соловецкого монастыря и первом писателе-раскольнике, тезке бабушкиного отца Герасима Гурьяновича Фирсова.

Кто захочет – найдет книгу на OZON, а я пока – к делам недавним, случившимся каких-то полвека назад.

Пути Господни неисповедимы. Как, когда и почему оказалась в Красноуфимске матушка Александра – сие есть тайна. Когда впервые приехала в Красноуфимск младшая ее (на пять лет) сестра Ксения – известно из ее письма: в ноябре 1976 года. Но почему, после многих лет разлуки, длившейся с 1930-х годов, бабушка вдруг решила навестить сестру Оню (матушку Александру) – вопрос для нас теперь уже риторический. Который влечет за собой длинную вереницу вопросов сопутствующих. Что знали они друг о друге все эти годы? Общались ли по почте? Когда я записал рассказ бабушки о семье, а было это в 1970 году, о старшей сестре она сказала только одну фразу: «В семье не без урода – сектантка».

Можно только гадать – с каким подтекстом. Было ли действительно таковым ее собственное мнение об Оне, или – с ироническим оттенком – констатация факта: отец, все братья-сестры коммунисты-комсомольцы, а она – к партии, извините, задом. Единственное, что наводит на какие-то соображения, это последнее слово – сектантка. Не думаю, что спутала она сектантов со староверами.

С другими сестрами, Зиной и Шурой, бабушка переписывалась, даже будучи в заключении. Выходит, это их общее мнение? Ведь если с Оней бабушка не общалась, то знать что-то могла о ней только от родственников, живших на Урале. И вот между 1970-м и 1976 годом что-то произошло. После чего бабушка вдруг засобиралась в Красноуфимск, и ездила туда потом каждый год до 79-го, и жила там месяцами.

-2

Сестры Оня (слева) и Зина. Около 1930 года

Полностью тексты этих интересных писем в Ленинград – в книге. А здесь – то, что касается непосредственно еды.

Красноуфимск, 21 ноября 1976 года

Я пока чувствую себя хорошо, матушка тоже немного отошла, по квартире потихоньку ползает, а в общем здесь настоящая богадельня, иначе говоря «тихая обитель», душевно да и физически отдыхаю полностью, но единственно, очень далеко от вас, уже скучаю по Боре (правнуку, моему сыну. – Г.И.) да и по матери (по Жене, своей дочери и моей маме. – Г.И.), беспокоюсь как она справляется с приготовлением обедов.

Погода здесь сухая морозная, сегодня 12 град., мне дали валенки, но я в них еще никуда не ходила. Несмотря на мороз листва с деревьев еще не опала, листья как стеклянные стоят.

Встретили меня в Свердловске и в Красноуфимске, здесь с санками и тащить не пришлось, что привезла, все пригодилось, все к месту.

Декабрь 1976

Сегодня температура 28, но в комнате так тепло, светит солнце в окна. Все чем-то заняты, трудятся, бабушка Александра бодрится, хотя иногда еле встает с постели. А в общем мне здесь нравится, не надо как встанешь думать что купить, что готовить, овощи все в подвале, грибы, помидоры консервированные очень вкусные, варенье. О мясе заботы нет, сейчас они мяса не едят и я привыкла и не манит (Рождественский пост. – Г.И.). Вот так и живем…

Красноуфимск, 20 октября 1977 года

С вступлением новой конституции у нас в Красноуфимске не только масла сливочного, сыру или мяса, даже 3-копеечной конфетки не найдешь, доедают у кого что было заготовлено. И если бы хозяйки не заготовили продуктов со своих огородов и садов, вообще как бы жили люди. Правда здесь 50 % работают на железной дороге, ездят и привозят, кто что может достать. Ну а неработающие летом заготавливают, кто что может.

У меня к вам большая просьба, если у вас еще есть конфеты, какие угодно, карамель, шоколадные, даже просто подушечки, то соберите посылочку и пошлите, если конфеты россыпью, то можно литровую баночку сливочного масла и с кило сыру положить в серединку.

И еще один отрывок, адресованный мне, когда я собрался за бабушкой в Красноуфимск, а формально – в командировку в Свердловск:

Красноуфимск, 12 января 1978 года

Что привезти с собой, на дорогу колбасы, если будут какие консервы мясные, возьми несколько баночек, ну что-нибудь сластей, если сможете достать коробочки 2 Московского печенья привези, и апельсин кило 2–3…

Мой поезд из Свердловска в Красноуфимск пришел поздно вечером. Добрые люди подсказали, где искать в старой части города улицу Грибоедова. Нашел новый дом, постучал в деревянную калитку. Меня ждали: бабушка, матушка и женщины, жившие в доме общиной. После здравствований и освобождения моего багажа (а там в основном были, конечно, продукты) сели за стол, на котором появилась, к моему удивлению, бутылка «Старки», и, конечно, закуски-заготовки со своего огорода, но самое главное – уже при мне сваренные вкуснейшие домашние пельмени. Старушки, конечно, не пили, но раз гостя уважили – с удовольствием выпил за их здоровье.

И бабушка, и матушка, прожили до 1990 года. Когда бабушка скончалась в феврале, мама предложила мне съездить в Красноуфимск к матушке, которую она в последний раз видела еще в детские годы. Эта поездка случилось летом, за полгода до ухода на небо матушки Александры. А вместе с ней…

Когда я писал книгу «100 лет», решил поинтересоваться, осталась ли в Красноуфимске какая-то память о старообрядческой общине и ее матушке.

Навел кое-какие справки, написал письмо директору Красноуфимского архива Елене Александровне Зудовой.

«Уважаемая Елена Александровна!

В Красноуфимске долгие годы по адресу: ул. Грибоедова, 10, жила старшая сестра моей бабушки… Я собираю материалы об истории своей семьи, в связи с этим и обращаюсь к Вам: есть ли в архиве какие-либо сведения, связанные с матушкой?.. Возможно, и архив заинтересуют материалы, которые есть у меня, например, фотографии матушки с бабушкой, семейные фотографии 30-х годов.

Знаю, что историей старообрядцев района занимается Николай Сергеевич Жужин. Может быть, и он поможет.

Буду благодарен Вам за любой ответ…»

Ответ пришел через три дня:

«На ваш запрос от 30.07.2017 года сообщаем, что Государственное казенное учреждение Свердловской области “Государственный архив в городе Красноуфимске” (далее – Архив) сведений о… матушке Александре не имеет.

Дополнительно сообщаем, что Архив заинтересован в материалах по истории старообрядцев, т.к. архивными документами по указанной тематике Архив не располагает. По Вашему письму приглашен в Архив Николай Сергеевич Жужин, который также заинтересовался изучением Вашего вопроса. В беседе с ним выяснили, что про матушку Александру из общины старообрядцев он не знает. Очень заинтересовали семейные фотографии 30-х годов, о которых вы сообщили в письме. Изучение истории старообрядцев Красноуфимского района будет продолжено совместно с Н.С. Жужиным. Информацию по мере её поступления Вам сообщим.

Директор Е.А. Зудова»

Как быстро меняются времена! В архиве еще недавно богатого старообрядческими традициями района о староверах нет ничего. Ни царская власть их не удушила, ни советская. А пришло безвластие 90-х – и?..

На этом моя переписка с тамошним архивом и закончилась.

-3

Железнодорожный вокзал в Красноуфимске, построенный в 1915 году по проекту академика А.В. Щусева. Фотография 1970-х годов

Подробнее о Красноуфимской истории - в книге и здесь:

Семейный альбом. Бабушка Ксеня | Григорий И. | Дзен

Герасим Фирсов, первый писатель-раскольник, и его «потомки» | Григорий И. | Дзен