Приветствую всех неравнодушных!
Несколько раз в год я, как владелец внедорожника, стараюсь выезжать на какие-нибудь "покатушки" с такими же любителями приключений и путешествий. Как правило, это выезды недалеко от Москвы с одним из местных внедорожных клубов (про одну из таких поездок я рассказывал здесь).
В этот раз мы решили прокатиться в Мещёру с ребятами из клуба MPS3. Нас набралось 5 машин. Причём, две из них мне были уже знакомы. С Сергеем (организатором и разработчиком маршрута) мы лично познакомились в Хибинах на Гольцовом озере, а Ивана я знал заочно по истории его двухдневного застревания на полуострове Средний (про этот случай я рассказывал тут).
О маршруте.
Маршрут наш начинается от деревни Веретье, проходит вдоль реки Пра и заканчивается в Спас-Клепиках.
Часть этого пути проходит по национальному парку "Мещёра", для въезда в который необходимо получить разрешение за 250 р. с человека, правила посещения расписаны на сайте парка. Однако, разобраться как, кому и когда платить очень непросто :). У нас Сергей это взял на себя - связывался с администрацией национального парка и проводил оплату.
Часть маршрута, проходящая по национальному парку, очень хорошо известна многим туристам-байдарочникам - это отрезок Спас-Клепики - Деулино. На майские праздники там традиционно происходит массовое поломничество водников - народ плывёт на всём, что может плавать, включая надувные матрасы :). Говорят, свободное место для стоянки на берегу найти бывает крайне проблематично.
Но у нас на дворе ноябрь и лёгкий морозец, поэтому вряд ли мы встретим толпы туристов, если вообще кого-нибудь встретим...
Маршрут обещает быть не особо тяжёлым, однако есть интрига на счёт наличия моста через речку Кадь, по некоторым данным он там либо отсутствует, либо находится в крайне печальном состоянии. Ну да ладно - на месте разберёмся, до него ещё доехать надо.
Поехали!
Выехать мы решили в пятницу, чтобы переночевать в Рязани в гостинице, а уже в субботу утром, выспавшись, поехать на точку сбора - вполне рабочая схема.
До Рязани добрались без приключений, заселились в предварительно забронированной гостинице "Арагон". За 3834 руб. нам достался отличный номер и место на парковке прямо перед гостиницей. Будете в Рязани - смело рекомендую. В том же здании находится ресторан SeaZone - тоже рекомендую, очень вкусно, цены средне-высокие, но оправданно.
Наутро, позавтракав, отправились на точку сбора нашей MPS-команды. Там познакомились со всеми участниками, подождали опоздавших и колонной двинулись к началу маршрута. 5 практически одинаковых Паджер, идущих колонной, как мне показалось, привлекали внимание встречных водителей :).
Жена назвала наш выезд "кото-походом", потому что Pajero в переводе с японского означает "пампасская кошка". Про перевод с испанского я лучше тактично промолчу :).
После съезда с асфальта остановились стравить колёса. Резина у меня уже стоит зимняя, не очень предназначенная для таких выездов, но и она вроде более-менее плющится при давлении 1.4 атм. Этого хватает чтобы не трясло на мёрзлой грунтовке.
Контрольные точки маршрута.
Я назвал это контрольными точками, поскольку достопримечательностями это не назовёшь:).
- Итак, первая точка - мост через реку Пра, он же - Веретьевский мост, он же - Красинский мост.
На самом деле, это не один, а целых два моста рядом: деревянный и металлический.
Ехать нужно, разумеется, по металлическому. Но зато деревянный очень фотогеничен!
После продолжительного фотографирования и гуляния по мостам, двинулись дальше.
- Вторая знаковая точка - Кордон Кудомского лесничества.
Это место примечательно совершенно дикими событиями, произошедшими сто лет назад - в 1924 году. Если вкратце, то банда уголовников хотела ограбить лесничество, а в итоге бандиты зарубили топором 19 человек! Потом их всех поймали и 7 человек приговорили к расстрелу. В память о погибших от рук грабителей на месте кордона установлена памятная доска.
И всё это не где-нибудь на диком западе, а в нашей Мещёрской глуши...
В общем, история, конечно, жуткая. Ну а мы едем дальше.
- Следующая точка на нашем маршруте - Старый Кудом.
Это очень небольшой населённый пункт, стоящий на берегу реки. Но зато есть живописные сараи и лодки. К тому же неплохое место чтобы немного перекусить, что мы и сделали.
Едем дальше...
- Это уже достопримечательность - Горелый лес.
Примерно через 7,5 км от Старого Кудома мы выехали на огромное открытое пространство. В 2022 году (поправьте, если ошибаюсь) здесь, между Кудомом и Деулино бушевал лесной пожар, уничтоживший приличное количество леса.
Место сейчас выглядит весьма депрессивно - обгоревшие стволы деревьев, словно воткнутые в землю копья, уходят вдаль на сколько хватает глаз. Серое небо и островки снега дополняют картину.
До этого места мы доехали абсолютно без каких-либо проблем. По такой погоде дорога преодолима на любом автомобиле с клиренсом от 18 см. А вот в районе горелого леса попалась не очень приятная гать с торчащим посреди неё пнём, объехать который не получится. Все, кроме нас, проехали без проблем, а мы как-то неудачно присели защитой на этот пень, и это при том, что машина слегка лифтована. Ну присели и присели... Сдал назад, чуть траекторию поменял - и дальше поехали :).
По дороге встретили охотничьих инспекторов, которых поначалу очень заинтересовал наш отряд, но после того, как они убедились, что к охоте мы не имеем ни малейшего отношения - их интерес к нам как к возможным нарушителям пропал совершенно. Зато они рассказали, что мост через Кадь в целости и сохранности и, более того, недавно отремонтирован!
Ну что ж, одним фактором неопределённости меньше - мы уверенно двинулись дальше, но впереди нас всё-таки ждала засада...
- Контрольная точка "Засада"
Когда до выезда к деревне Деулино оставалось совсем немного, наша колонна остановилась перед подозрительным местом и все пошли смотреть что там. А там был, на первый взгляд, не очень-то и страшный грязевой участок и Сергей, как и следует руководителю группы, поехал первым и ... спокойно проехал :). А вот Иван, следовавший за ним, не проходит и передними колёсами увязает в грязи.
Ну наконец-то какой-то движ! Сергей слегка сдал назад чтобы зацепить на трос Ивана и задним колесом капитально утонул в чёрной жиже. Ну вот же - ещё веселее! Имеем две застрявшие машины и компанию странных людей, которые этому рады :).
Сергей и я разматываем лебёдки. Сергей - чтобы вытащить себя вперёд, я - чтобы вытащить Ивана назад.
Все остальные помогают, кто словом, кто делом. Вытаскиваю Ивана назад, он пробует ещё раз самостоятельно пройти это место и проваливается в грязь по самые ... пороги.
В итоге, Сергей с Иваном залебедились за деревья и потихоньку выбрались из ловушки.
Остальные же, включая меня, от подобных упражнений отказались и успешно объехали это место по параллельной колее :). Там тоже было грязно, но не так глубоко. Едем дальше - к мосту!
- Контрольная точка - мост через Кадь.
Как и сказали нам охотинспектора, мост оказался вполне себе приличным, но слегка наклонным и с неудобным съездом наверху - с маленьким клиренсом легко можно повиснуть.
Но наши машины спокойно переползли через это препятствие и благополучно оказались на том берегу.
- Контрольная точка - Деулино.
Тем временем, световой день заканчивался и пора было уже перекусить, а лучше - по-хорошему пообедать. Место для обеда выбрали недалеко от Деулино, не доезжая деревни.
Пока обед готовится, иду гулять по окрестностям.
Вскоре совсем стемнело и пошёл то ли дождь, то ли снег. А нам ещё ехать и ехать...
Дальнейшая дорога довольно проста и представляет собой песчаную грунтовку с бесконечной чередой глубоких луж. Вверх-вниз, вверх-вниз... Я старался лужи объезжать и поэтому добавлялся элемент слалома: влево-вправо, влево-вправо...
- Достопримечательность Кордон 273
Таким вот образом мы доехали до "Кордона 273". Двери кордона были открыты, но признаков жизни за забором не наблюдалось.
Мы походили около ворот, почитали стенды, зашли за ворота, но темень была непроглядная и мы решили, что лучше сюда приехать летом, ну или хотя бы днём...
А так-то тут должно быть красиво - не зря это место, в своё время, облюбовал сам Паустовский.
А мы следуем к заключительной точке нашего маршрута.
- Озеро Шуя.
Тут я, честно признаться, кроме непроглядной тьмы и каких-то навесов ничего не помню. Но говорят, что летом здесь здОрово. Я верю :).
От озера уже до асфальта нигде не останавливались. На асфальте накачали колёса и поехали в Спас-Клепики. После целого дня грунтовок разной степени убитости ехать по асфальту и не крутить рулём туда-сюда было уже как-то непривычно.
Из Клепиков кто-то поехал делать шашлык, а кто-то, как и мы, поехал домой.
Заключение.
В общем, маршрут получился простой (в том числе - из-за погоды) и достаточно красивый. Понятно, что в ноябре странно оценивать красоту, но тем не менее. Полагаю, что летом здесь места просто шикарные, но очень много народу.
Независимо от маршрута и времени года такие поездки здорово помогают проветрить голову, а общение с людьми, разделяющими твои интересы приносит положительные эмоции. Ну и обмен опытом никто не отменял :).
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить что-то интересное!
Лайки тоже ставьте, если понравилось моё творчество :).