Найти в Дзене
Путешествовать легко!

Подготовка к путешествию на Кольский полуостров. Как вернуться без потерь... Ну почти.

Приветствую всех неравнодушных! В прошлом году мы съездили на Кольский полуостров на своём автомобиле. Отчёт об этом путешествии есть у меня на канале и в этой статье я постараюсь изложить дополнительную полезную информацию для тех, кто планирует подобную поездку впервые. Особенно полезно будет почитать тем, кто хочет поехать на полуострова Рыбачий и Средний. Предупреждаю, будет много букв! Ну что ж, начнём. Как говорят, самое комфортное время - с июля по сентябрь. Мы выбрали конец июля-начало августа. Учитывая невероятное везение с погодой (жара до 30 градусов), могу смело рекомендовать это время для посещения полуостровов :). Но надо понимать, что гарантировать хорошую погоду в тех местах не может никто. Поэтому одежду с собой нужно брать буквально на все случаи жизни, т.к. может быть и +30, и +5, и дождь, и ветер. Первое, и самое важное, это автомобиль. Чтобы попасть на полуострова необходим либо внедорожник (любой), либо кроссовер с крепкой подвеской (например, Renault Duster) и
Оглавление

Приветствую всех неравнодушных!

В прошлом году мы съездили на Кольский полуостров на своём автомобиле. Отчёт об этом путешествии есть у меня на канале и в этой статье я постараюсь изложить дополнительную полезную информацию для тех, кто планирует подобную поездку впервые. Особенно полезно будет почитать тем, кто хочет поехать на полуострова Рыбачий и Средний.

Предупреждаю, будет много букв!

Ну что ж, начнём.

Когда ехать?

Как говорят, самое комфортное время - с июля по сентябрь. Мы выбрали конец июля-начало августа. Учитывая невероятное везение с погодой (жара до 30 градусов), могу смело рекомендовать это время для посещения полуостровов :).

Но надо понимать, что гарантировать хорошую погоду в тех местах не может никто. Поэтому одежду с собой нужно брать буквально на все случаи жизни, т.к. может быть и +30, и +5, и дождь, и ветер.

А ведь только что было жарко и солнечно!
А ведь только что было жарко и солнечно!

Выбор автомобиля.

Первое, и самое важное, это автомобиль. Чтобы попасть на полуострова необходим либо внедорожник (любой), либо кроссовер с крепкой подвеской (например, Renault Duster) и клиренсом более 20 см. Полный привод крайне желателен, но в хорошую сухую погоду и при хороших навыках вождения можно обойтись и без него, но лучше когда он есть. Возможно, в комментариях сейчас начнут писать, что проезжали туда на "девяточке" (известный вездеход) или ещё на какой-нибудь "пузотёрке". А я вот даже и отрицать не стану. Проезжали. Я лично не встречал, но видел фотографии Skoda Oktavia, стоящей на мысе Кекурский.

Октавия на Кекурском. (Фото - со страницы ВК Эдуарда С.)
Октавия на Кекурском. (Фото - со страницы ВК Эдуарда С.)

Принципиально проехать, конечно же, можно, если есть мотор и колёса. Вопрос в том, какие впечатления у вас останутся от этой поездки и какими будут последствия для вашей машины.

Основная трудность - это не броды, не лужи и не грязь, а очень неровные каменистые дороги и местами неровный рельеф. Обычная городская подвеска, скорее всего, не переживёт этих испытаний, а, к примеру, коробка-вариатор (да и не только) имеет все шансы перегреться при преодолении какого-нибудь очередного подъёма. Поэтому автомобиль должен быть соответствующий.

Подготовка автомобиля.

Само собой, в первую очередь, автомобиль должен быть исправным. Я бы даже сказал - доведённым до идеала в техническом плане. Т.е. едем в проверенный автосервис и ремонтируем все узлы, которые влияют на передвижение автомобиля. И если вам в сервисе начинают говорить, что, к примеру, колодки или тормозные диски в состоянии "поменять бы, но ещё походят...", то их лучше поменять. Это относится ко всему, что участвует в передвижении автомобиля и в первую очередь - к подвеске. Потому что всё, что на асфальте "ещё походит", на дорогах Кольского полуострова может выйти из строя после первых 50 километров.

Ещё один важный момент - все критически важные резьбовые соединения в автомобиле должны быть хорошо протянуты, потому что всё, что может открутиться - на тех дорогах обязательно открутится!

Ладно, машину в порядок привели, всё исправно и прикручено. Теперь желательно, чтобы на машине стояла подходящая резина. По моему глубокому убеждению, идеально для тех дорог - злая АТ-шка. Такая как Roadcruza RA-1100, Roadcruza RA-8000, MAXXIS RAZR AT и им подобные, с как можно более высоким профилем и крепкой боковиной. Потому что колёса придётся травить до 1,3-1,5 атм. Я знаю, что есть противники травления шин на каменистых поверхностях, но по моему мнению травить надо, иначе трясти будет так, что вы проклянёте всё и вам уже будет не до окружающих красот, а ваши пассажиры проклянут вас.

Можно ли ехать на шоссейной резине? Можно. Но готовьтесь к тому, что ехать вы будете медленно и очень аккуратно - велика вероятность порвать боковину камнем, да и зацеп у шоссейки на камнях будет очень посредственный. Я видел там машины и на шоссейке, и на "шоссейной АТ-шке", и их скорость передвижения была заметно ниже тех, у кого стояла подходящая резина. Комфорт, полагаю, тоже.

Ещё насчёт колёс. С собой обязательно должна быть полноразмерная запаска! А если едете на шоссейке, то лучше не одна :). Если есть докатка - это, конечно, лучше, чем ничего, но сильно хуже полноценного колеса.

Поскольку нужно будет преодолевать водные преграды (иногда весьма протяжённые), то крайне желательно вывести повыше сапуны мостов (при их наличии) и КПП, во избежание попадания в эти узлы воды.

Также лучше взять с собой запасной воздушный фильтр - на случай намокания установленного (понятно, что лучше не лезть туда, где фильтр может намокнуть).

Ещё нужно на всякий случай иметь в запасе на долив основные жижи: моторное масло, антифриз, тормозную жидкость.

Снаряжение.

Тут я не буду перечислять очевидные вещи типа домкрата, баллонного ключа и ремкомплекта для колёс - на этот счёт у меня есть подходящая статья , если едете далеко впервые, то очень советую почитать (ну и в комментарии заглянуть - там тоже есть полезное). Но несколько дополнительных моментов я всё же перечислю.

  • На полуострова едут обычно на несколько дней (лучше - не менее трёх), поэтому необходимо позаботиться о ночёвках и еде. И воды, и еды лучше брать с запасом на 2-3 дня сверх плана на случай поломки автомобиля или других непредвиденных обстоятельств. На самом деле, вода там есть, но не везде и пить её в "сыром" виде, наверное, не стоит, хотя я знаю, что многие пьют - и ничего.
  • Канистра с топливом. Обязательно. Объём зависит от расхода вашего автомобиля. При объёме бака в 68 литров и расходе в смешанном цикле 11,5 литров на 100 км полного бака нам хватило впритык чтобы выехать с полуостровов. Дальше пришлось воспользоваться канистрой. Эти цифры я привёл ориентировочно для обычных условий, на полуостровах топливо лучше считать не в литрах на сотню, а в литрах в час. Даже если вам хватит топлива доехать до ближайшей заправки, то велика вероятность, что его там не окажется. Особенно, если у вас дизель, да и с нужным бензином, говорят, бывают проблемы.
Канистра Art Rider на крыше.
Канистра Art Rider на крыше.
  • Верёвки и/или багажные резинки. Если так случилось, что машина у вас не забита "под завязку", т.е. вещи не прижимают друг друга, то всё, что не закреплено будет летать по салону, что вряд ли понравится вашим пассажирам. Да и самому потом собирать по салону вывалившиеся из сумок вещи - так себе занятие. Поэтому всё закрепляем как можно лучше. Мы, к примеру, пакеты и сумки с ручками привязывали обычными верёвками к ручкам для задних пассажиров. Правда, тут не обошлось без эксцесса... Едем мы такие по дороге, нас шатает из стороны в сторону и тут наш второй штурман Дима с заднего сиденья говорит: "Жень... Я тебе тут ручку сломал...". Оборачиваюсь - действительно, сидит Дима и ручку держит отдельно от машины. Не сломал, конечно, просто открутилась. Мы же помним, что всё, что плохо прикручено - обязательно отвалится? Так вот, вскоре отвалилась вторая ручка, к которой были привязаны вещи :). Ручки, понятно, прикрутили на место - инструмент же с собой - и поехали дальше.
  • Газовое оборудование для приготовления пищи и ветрозащита для него в виде складного экрана для туристических горелок. Ветер там будет. Без экрана время готовки на газу значительно увеличивается.
Экран для горелки
Экран для горелки
  • Крем от солнца и солнечные очки. Да, хоть это и север, но "сгореть" там можно похлеще, чем на юге.
  • Дефлятор - устройство для быстрого и удобного травления колёс. Можно без него. Но с ним гораздо лучше.
Дефлятор (Фото из открытых источников)
Дефлятор (Фото из открытых источников)
  • Тент со стойками или маркиза на автомобиль. Только надо понимать, что деревьев там практически нет и стоек для тента должно быть достаточно, чтобы установить его в чистом поле. Нам на полуостровах очень повезло с погодой и тент не понадобился. Зато в Хибинах очень даже пригодился.
  • Забродный костюм. Не резиновые сапоги! А именно костюм, позволяющий зайти в воду значительно выше колена. Даже в сухую погоду встречаются лужи, в которых лучше сначала пройти пешком, а потом уже лезть на машине, ну или принимать решение не лезть...
В забродниках
В забродниках
  • Средства от насекомых. Комаров там достаточно. Мы брали "Стержни от комаров Раптор". Хорошая штука - поджигаешь и в радиусе нескольких метров комары заметно снижают активность. По сути то же, что и всем известные спиральки, только гораздо производительнее.
Фото - из открытых источников
Фото - из открытых источников

Связь и навигация.

На счёт связи - она там присутствует в очень незначительном количестве. Иногда местами прорывается "Мегафон". Но чаще либо ничего, либо... норвежский оператор. Поэтому в телефоне стОит заранее включить запрет на связь в роуминге, иначе можно потом очень удивиться балансу.

В связи с отсутствием связи, яндекс-навигатор тоже по-нормальному работать не будет, поэтому лучше пользоваться оффлайн-картами. Из хороших и простых приложений: maps.me, Guru Maps, Organic Maps (клон maps.me). Если хочется сразу понавороченней и посложнее - OsmAnd. У меня куплены Guru Maps и если надо - беру подписку на месяц OsmAnd. Все эти приложения позволяют заранее загрузить планируемый маршрут и отметить ключевые точки. Ну и ещё много чего позволяют, особенно OsmAnd. Если есть средства, то неплохо ещё иметь отдельный навигатор типа Garmin.

Ещё желательно взять рации, в количестве двух штук. В случае форс-мажора можно попробовать послушать эфир и есть вероятность попасть на частоту джиперов или гидов, находящихся поблизости. Также у вас будет возможность кого-нибудь из экипажа отправить за помощью, а кому-то остаться в машине, при этом быть на связи друг с другом.

Маршрут.

Дорог на полуостровах достаточно много, но "общепринятый" туристический маршрут, на самом деле, всего один. И для неподготовленных к бездорожью автомобилей он и является самым безопасным. Нюанс в том, что даже на этом маршруте встречаются развилки и места, где нужно быть очень аккуратным. На карте я отметил путь, который мы проделали на Mitsubishi Pajero Sport 3-го поколения в почти стоковом варианте.

Pajero Sport 3 с небольшими доработками
Pajero Sport 3 с небольшими доработками
Маршрут отмечен красным цветом
Маршрут отмечен красным цветом

Никаких серьёзных препятствий для автомобиля такого класса на этом пути нет. Нужно лишь помнить несколько правил:

  • ВСЕ броды, находящиеся в непосредственной близости к морю-океану преодолеваются ТОЛЬКО В ОТЛИВ. Во время прилива они заполняются солёной водой, что грозит обездвиживанием автомобиля вследствие замыкания электропроводки (все же понимают, что проводимость солёной воды выше, чем пресной?). Так что даже со шноркелем не стОит лезть в солёные броды. Приливы и отливы - штука цикличная и вполне предсказуемая - расписание можно найти в интернете (например тут: http://esimo.ru/portal/portal/esimo-user/services/tides) и спланировать путешествие так, чтобы пройти броды в отлив. Ну и пройти брод ножками по планируемой траектории - тоже лишним не будет. Особое внимание обратить на брод на реке Выкат - все о нём знают, но каждый год в нём тонут. Несмотря на то, что есть безопасный объезд.
Неправильное прохождение брода на Выкате. (Фото из открытых источников.)
Неправильное прохождение брода на Выкате. (Фото из открытых источников.)
  • На полуострове Рыбачий основная дорога отмечена бочками с воткнутыми в них длинными палками - они укажут верное направление. Оно же, как правило, самое накатанное. Если на вашем пути попалась огромная лужа, поверхность которой покрыта ряской или в которой растёт болотная трава - вы сбились с пути. Ищите другую дорогу. Если вы видите грязь/болото, которое выглядит подозрительно - ищите объезд. На общепринятом туристическом маршруте таких препятствий нет. Все "страшные" лужи вполне проходимы с одним условием - вначале их нужно пройти ножками. И дело даже не в глубине, а в рельефе, скрытом под водой. На дне могут быть ямы и камни, которые стОит объехать, зная заранее где они расположены. Поэтому лучше не лениться и, лишний раз надев забродный костюм, пройтись там, где планируете проехать.
Пример реально глубокой лужи
Пример реально глубокой лужи
  • Выезжая на литораль (морское дно во время отлива) помните, что если вы там застрянете, то выбраться самостоятельно будет очень непросто, а прилив утопит ваш автомобиль быстрее, чем вы найдёте способ его оттуда извлечь. Так что сто раз подумайте, надо ли оно вам. Но в некоторых местах дорога идёт именно по литорали. Ехать по ней можно, но желательно держаться поближе к берегу, не останавливаться и не буксовать. Вообще посадить там машину - не такая уж большая вероятность. Самые опасные места - русла ручьёв, впадающих в море - вот в них застрять вполне реально. Хотя и просто в песочке зарыться вполне можно... Про то, как это происходит очень подробно описано в этой статье. Рекомендую почитать.

Вообще, с маршрутом желательно ознакомиться и спланировать его дома, заранее. Я намеренно не стану давать ссылку на gps-трек, который я записал во время путешествия, чтобы те, кто туда собирается ехать самостоятельно нарисовали предположительный маршрут следования - так гораздо полезнее и потом легче будет ориентироваться. Но в своих статьях о путешествии на Кольский я обозначил практически все ключевые и потенциально опасные неприятные точки с указанием координат. Рекомендую ознакомиться. Поэтому в планировании безопасного маршрута проблем возникнуть не должно.

Правила посещения полуостровов и поведения в тундре.

Территория полуостровов Средний и Рыбачий - это ООПТ и для посещения необходимо зарегистрироваться на сайте и оплатить визит. Это нужно сделать ОБЯЗАТЕЛЬНО. На полуостровах дежурят егеря и может так случиться, что ваши пути пересекутся.

Также это приграничная территория и для доступа на неё необходимо иметь ПАСПОРТ гражданина РФ, который у вас проверят пограничники перед съездом с асфальта.

Гражданам любых других стран (включая СНГ) необходимо отдельно заранее оформить разрешение. Без этого на приграничную территорию вас не пустят. Впрочем, обо всём этом можно прочесть на вышеуказанном сайте, да и официальные правила посещения - тоже. Я же расскажу о самых важных моментах и о том, как дела с правилами обстоят на самом деле.

Стоянки.

Парковать машину и ставить палатки можно только на специально оборудованных стоянках. Если при словах "оборудованная стоянка" вы представляете себе уютные навесы, столики с лавочками, помосты под палатку, костровые чаши, мангалы и прочие элементы роскоши, то нет. Ничего этого там не будет. На самом деле, это просто вытоптанные кем-то ранее участки тундры. Устраивать лагерь можно и нужно только на них, не повреждая тундровый ковёр там, где он ещё сохранился. Дело в том, что тундровая растительность восстанавливается десятки лет! Помните об этом.

Разведение костров.

Как ни странно, но на полуостровах официально разрешено разводить костры. Но в специально оборудованных местах. Проблема в том, что никаких специально оборудованных мест там на самом деле тоже нет! На местах "стоянок" встречаются кострища, обложенные камнями. Видимо, это и имеется ввиду под специально оборудованными местами. Но есть одно большое "НО" - это "оборудование" никак не защищает от возможного возгорания окружающей тундры. В сухую погоду тундровая растительность вспыхивает как порох, а если при этом ещё и дует ветер, то пожар обеспечен. И затушить его своими силами, скорее всего, не получится. За примерами далеко ходить не надо.

В прошлом, 2024 году, спустя пару недель после нашего отъезда с Кольского полуострова на полуостровах Средний и Рыбачий начались пожары. И, как нетрудно догадаться, их причиной стали люди!

По непроверенной информации пара путешественников вовремя не заметили, что от костра загорелась тундра, а когда очухались - было уже поздно, горело так, что вдвоём уже не потушить. Но вместо того, чтобы вызвать спасателей (их ещё попробуй вызови - связи-то нет) и обратиться за помощью к другим туристам и гидам - они испугались и уехали. Я не утверждаю, что это правда, но вполне допускаю, что такое могло произойти.

В результате - тушили силами волонтёров, туристов, гидов, спасателей и просто неравнодушных людей. Организовали сбор средств на тушение полуостровов (да, я лично отправлял деньги).

В итоге, после сюжета в федеральных новостях прислали дополнительные силы и спустя, наверное, пару недель удалось всё это потушить. Вот только гектары выжженной земли ещё долго будут восстанавливаться... Так что пожалуйста, не жгите костры, особенно в сухую погоду!!!

Если уж вы понимаете, что ваше дальнейшее существование в этом мире немыслимо без живого огня - ну разожгите маленький костерок на литорали - подальше от тундровой растительности. И тщательнее тушите угли! Но лучше для приготовления пищи используйте газ. Я понимаю, что костёр - это романтика и всё такое, но последствия могут быть крайне печальными. Мы готовили на газовой горелке и в закрытом угольном гриле - всё максимально безопасно и без ущерба для природы.

Угольный гриль.
Угольный гриль.

Мусор.

В последнее время я стал замечать, что мусора от туристов стало меньше. По-видимому, сознательность наших граждан растёт. Вот и на полуостровах дела с этим обстоят не так плохо. Однако, есть ещё люди, считающие что влажные салфетки можно выбрасывать там, где хочется. Так вот, запомните - НЕЛЬЗЯ! Если пользуетесь ими - будьте добры забрать их с собой.

Есть какие-то виды салфеток - типа "биоразлагаемые", так вот их тоже не нужно бросать в тундре - мало кому приятно смотреть на использованные белые тряпочки, тут и там валяющиеся в тундре. Некоторые гиды, на сколько я слышал, даже стали запрещать использование влажных салфеток. И это правильно.

Место, которое останется после вас должно остаться таким же или стать чище! Про интересный эксперимент с влажными салфетками и не только можно почитать тут.

Туалет.

Весьма деликатная тема, но затронуть её надо. Собираясь на острова, нужно понимать, что там тундра - достаточно открытое пространство. Поэтому чтобы скрыться от посторонних глаз может понадобиться пройти немалое расстояние от лагеря/машины.

К тому же, не забываем, что там полярный день. Поэтому для комфорта полезно обустроить отдельную палатку-туалет. Что касается непосредственно "туалетной темы" - есть отличная статья , с которой я крайне рекомендую ознакомиться и принять к сведению то, что там написано.

Животные.

На полуостровах в большом количестве обитают лисы и куропатки. И те, и другие часто перебегают дорогу. Надо быть очень внимательным, чтобы никого не задавить.

Большинство туристов кормят лис. Делать этого не нужно! За сезон животные привыкают, что их кормят и перестают добывать себе пищу охотой. Вы уедете, а зверю ещё здесь как-то зимовать.

-13
-14

Лисы приходят к человеку не потому что они голодные, а потому что они сообразительные - они в состоянии понять, что подачки от туристов получить проще, чем поймать ту же куропатку или мышь. И они эти подачки даже требуют! Помимо подавления охотничьих инстинктов человеческая еда может нанести вред дикому животному, поэтому подкармливая лис, вы не совершаете доброе дело, а ставите под угрозу жизнь животного. Не кормите диких зверей.

Если что-то случилось.

Когда вы собираетесь ехать в места не очень цивилизованные, вы должны понимать, что есть риск возникновения нештатных ситуаций и их надо будет как-то решать. Самый распространённый форс-мажор на полуостровах - поломка машины. И это неудивительно - плохие дороги и человеческое раздолбайство - главные факторы, превращающие машину в недвижимость. Вот вам несколько реальных историй, случившихся в прошлом году буквально в течение трёх недель.

История №1.

Есть на полуострове Рыбачий ручей под названием "Червяной". В нём есть брод. Мы его проезжали, как и следует, в отлив. Едем и видим синий Dodge RAM, стоящий на берегу ручья. Нам показалось странным, что машина стоит без хозяина в месте, не очень-то подходящем для стоянки.

Как я узнал впоследствии - он пытался пересечь ручей в прилив и, по всей видимости, солёная вода замкнула проводку, и машина встала. История закончилась хорошо - водитель, как мне сказали, пару дней провёл в своей палатке в расстроенных чувствах, утешая себя разными напитками, а на утро третьего дня обнаружил исправный автомобиль у входа :). Добрые люди просто взяли и без спроса починили машину, и подогнали к его палатке. Может, байка, может - нет, но бесхозный RAM мы видели своими глазами.

Можно ли было этого избежать? Конечно! Не нужно лезть в солёную воду. Да, придётся подождать отлива несколько часов, но лучше так.

История №2

Человек с женой и детьми на Патриоте ехал по полуострову и, по всей видимости, заехал немного не туда. Мы же помним, что если перед нами болото, то надо разворачиваться и искать объезд. Так вот, он решил, что Патриот проедет и разворачиваться не стал. Вследствие чего машина застряла. А вокруг - никого, основной маршрут-то проходит явно не тут. В итоге ему удалось каким-то чудом связаться с кем-то, кто кинул клич в местный телеграм-чат, где откликнулись неравнодушные люди и пришли на помощь. Всё закончилось хорошо.

Можно ли было этого избежать? Безусловно! Необходимо придерживаться общепринятого маршрута и не переоценивать свои возможности.

Вообще, в таком случае, если связи нет совсем и в течение часа мимо не проехало ни одной машины, то лучше всего для начала понять где вы находитесь, а потом пешком идти до ближайшей точки притяжения туристов типа стоянки или достопримечательности. Там будут люди, которые, скорее всего, помогут. Но для этого у вас должны быть оффлайн карты с обозначенными стоянками и местами притяжения туристов.

История №3

Ехал человек по имени Иван на Pajero Sport 3 (MPS3) по "Лунной дороге" на полуострове Средний ,уже в обратный путь и вдруг у него отвалилось колесо. Да не просто отвалилось, а прям совсем: срезало болты шаровой, сломало сами шаровые, погнуло рулевые наконечники. Что делать в такой ситуации?

Казалось бы, вызывай эвакуатор, да и всё - только деньги плати (кстати, говорят - очень немалые). Как бы не так. Единственный эвакуатор, который способен перетащить автомобиль через хребет Муста-Тунтури в то время был на ремонте и не мог приехать ни за какие деньги. Т.е. остаётся один вариант - уехать своим ходом.

Вот только устранить такую поломку на месте без запчастей и инструмента не получится. Благо место оказалось удачным - удалось установить связь с местными из Мурманска. Они предлагали купить запчасти, но не были уверены, что подойдут и они смогут починить на месте. Проезжающие мимо тоже предлагали свою помощь в виде воды-еды, но Иван, как опытный турист имел запасы провизии недели на 2 автономного существования.

Так вот, он связался с товарищем - Юрой (одноклубником по MPS3), весьма квалифицированным в вопросах ремонта конкретно этого автомобиля, который согласился приехать из Москвы и помочь в сложившейся ситуации.

Два дня Иван ждал у неподвижной машины пока придёт помощь. Всё это время сообщество владельцев Pajero Sport и местная телеграм-группа следили за его судьбой и оказывали моральную поддержку:).

В итоге, Юра приехал, привезя запчастей и инструмента с большим запасом, и через несколько часов общими усилиями удалось отремонтировать машину, но до Москвы Иван ехал 80 км/ч - выше машину приходилось ловить по полосе, т.к. рулевые наконечники поменять без подъёмника не удалось - колёса стояли неровно.

Можно ли было этого избежать? Может быть и да. Мы же помним, что всё, что плохо прикручено обязательно отвалится? Так вот, по словам Ивана, чуть ранее были признаки, что тянет в сторону - скорее всего уже тогда держалось не на всех болтах. Надо было останавливаться и проверять подвеску - хотя бы колёса выкрутить и посмотреть. А так получилось, что недокрученные/открутившиеся крепления поспособствовали срезанию оставшихся, что и привело к фатальной поломке - нагрузки-то на подвеску там реально неслабые.

Вывод.

Вероятность поломки машины или застревания в каком-нибудь болоте в тех местах весьма велика, по сравнению с обычными условиями эксплуатации - за 4 дня мы узнали о пяти поломанных машинах. Однако, если это случилось, паниковать всё равно не стоит - во-первых, это бесполезно, а во-вторых - вам в любом случае не дадут умереть от голода/жажды :).

Т.е. вашей жизни ничего не угрожает. Туристы и местные жители/гиды обязательно помогут чем смогут. Но вот в случае когда машина не может двигаться даже на буксире (как у Ивана, например), вам придётся каким-то образом чинить её на месте, договорившись с кем-нибудь из проезжающих, чтобы вам в Мурманске купили запчасти/инструмент и привезли на место поломки.

Есть вероятность, что нужные запчасти и инструмент найдутся у проезжающих мимо джиперов - они тоже могут помочь, ну или хотя бы диагностировать поломку и понять какие запчасти нужны. Ну а лучше всего, конечно, иметь в друзьях такого вот Юру, который запросто может сорваться и поехать на край света за 2000 км, чтобы выручить товарища :).

Кстати, на счёт буксировки. В принципе, если у машины есть тормоза и все 4 колеса в наличии, то скорее всего буксировка возможна, особенно если машина не очень большая и не тяжёлая. Если же это, к примеру, здоровенный Land Cruiser, то, полагаю, буксировка будет представлять собой нетривиальную задачу. Тащить 3 тонны по камням через перевал - затея, честно говоря, так себе...

Но я надеюсь, что прочтение данной статьи и следование моим советам всё же убережёт читателя от неприятностей, которые могут случиться в дороге и путешествие на Кольский полуостров оставит только приятные впечатления!

P.S.

Наша машина, кстати, весьма достойно выдержала все испытания и своим ходом доехала до дома. Но совсем без потерь не обошлось. После осмотра на подъёмнике под замену пошло:

- передние втулки стабилизатора,

- тяга корректора фар,

- передний амортизатор.

Если первые две позиции - это, по большому счёту, расходники для внедорожной эксплуатации, то вытекший амортизатор меня слегка расстроил - он новый, к тому же - усиленный, от австралийской компании EFS.

Потёкший амортизатор.
Потёкший амортизатор.

Но в итоге он был благополучно заменён по гарантии! Заплатил только за доставку и установку.

Новенький приехал!
Новенький приехал!

Поэтому считаем, что путешествие на Кольский прошло без потерь... Ну почти :). Чего и всем желаю!

-18

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить что-то интересное!

Пишите в комментариях свои советы по подготовке - и мне, и другим почитать будет полезно.