В истории автомобильной промышленности есть множество примеров, когда производители выпускали копии продукции других производителей.
Так было и с польским городским автобусом Jelcz 272 MEX (1963-1977) - городской версией междугороднего Jelcz 043, который, в свою очередь, был копией чехословацкого Škoda 706 RTO.
MEX, предположительно, можно расшифровать как «Модификация экспортная».
В 2018 году на полках коллекционеров моделей транспорта СЭВ случилось пополнение.
Jelcz 272 MEX - автобус-«Огурец»
Виновник торжества - импортёр и производитель моделей и игрушек Daffi, организовавший производство линейки масштабных моделей польских автомобилей «KOLEKCJA PRL» (c 2024 «KOLEKCJA POLSKA MOTORYZACJA»), в которой нашлось место модели автобуса Jelcz 272 MEX в масштабе 1:43.
Модель автобуса упаковывается в картонную коробку с лаконичным дизайном.
Через прозрачную вставку возможно рассмотреть деталировку модели. Наклейка на коробке указывает, что продукция получила главный приз в номинации «Бестселлер рынка игрушек в 2023 году».
На коробке традиционно присутствует информация о продукте.
Jelcz - это топоним города, в котором осуществлялось производство автобусов: Ельч-Лясковице.
А ещё на коробке размещена краткая история автобуса, которая, судя по всему, имеет те же источники, какие и статья из известной энциклопедии.
Из текста следует, что в Польше автобус по-доброму прозвали «Огурцом». Похож )
К коробке миниатюра крепится двумя проволоками.
Производителем предлагается два варианта окраски автобуса: синий и красный. Мне приглянулся больше красный, он привычнее.
На табло маршрутных указателей написано «MPK». Это аббревиатура от «Miejskie Przedsiębiorstwo Kombikacyjne» - «Городское комбинированное предприятие». О нём известно, что оно осуществляет перевозки общественным транспортом разного типа: таксомотор, трамвай, автобусы.
Двухстворчатые складные двери - самое заметное внешнее отличие городской версии автобуса от междугородной.
Такие ракурсы выгодно показывают округлость бортов автобуса, за которые его и прозвали «Огурцом»:
Проработка шасси не отличается от общей проработки: всё на месте и в меру.
Колёсные диски и шины достаточно брутальны, но могли бы быть проработаны чуть точнее - в таком виде они недалеко ушли от модели МАЗ-503А из Загорска, впервые выпущенной более 30 лет тому назад. Тем не менее, типичную конструкцию бездискового колеса они отображают.
Интерьер автобуса разноцветный.
Парприз и рулевое колесо окрашены бежевой краской.
Резиновый уплотнитель лобового стекла обозначен краской.
Стеклоочистители отлиты одним целым со стеклом, выделены краской на нём, продолжены краской вплоть до мест крепления:
Пассажирский салон изготовлен из окрашенного в массе чёрного пластика.
Серебристой краской обозначены поручни пассажирских сидений.
Мелкие, но важные детали
Так как модель воспроизводит облик автобуса Jelcz, то на ней присутствуют соответствующие шильдики. Что забавно - шильдик на решётке наклонён в сторону, противоположную должному.
На торцевой дверце также присутствует. Тут наклон уместный.
Кстати, крылатая эмблема на лючке заправки радиатора - эмблема Škoda - от базового шасси.
Фары, по сравнению со Škoda, не полуутопленные с колпаками, а обычные, на «горшках» - результат позднего упрощения конструкции. На снимке предлагаю сравнить поздние фары Jelcz и ранние Volkswagen, которые очень похожи на те, которые применялись на Škoda.
Роскошное решение, которое по тонкости проработки, пожалуй, может конкурировать с фототравлением: окантовка рамок стёкол и форточек нанесена краской на само стекло.
В сравнении с моделями советских автобусов.
Как видно, в целом уровень близок к «Автобусу Советскому» и журнальной серией.
Мог бы сравнить ещё с моделью Škoda из нашей журнальной серии, но ждал именно Jelcz, поэтому пропустил выпуск.
Заключение
При отсутствии промышленной модели автобуса Jelcz, эта универсальная модель-игрушка может оказаться неплохим подспорьем как для начинающего коллекционера, так и для опытного (но при условии, что требования к моделям будут не слишком высокими).
Целиком пластиковый корпус может стать основой для конверсии модели в другие модификации автобуса. Но для таких доработок, на мой взгляд, больше сгодится журнальная версия автобуса: там деталировка тоньше и точнее.
Простая и при этом нарядная модель прописалась в моём автобусном парке.
Примечательно, что аналогичные автобусы, исполненные на этих же формах, выходили и выходят под вывесками других брендов. Например, Abrex предлагает его как Škoda-706 RTO в исполнении китайского и чешского городского автобуса, чешского автобуса-автолавки самообслуживания и т.д.
Общие сведения
Прообраз - Jelcz 272 MEX 1963-1977
Заявленный масштаб 1:43
Материал - преимущественно пластик
Бренд, заказчик, импортёр: Daffi
Серия: KOLEKCJA PRL
Модель выпущена в 2023 году в КНР
Благодарю за внимание!
Лайк, комментарий, подписка - на Ваш вкус.
Другие модели польских автомобилей из коллекции:
#Jelcz #хобби #коллекционирование #масштабные_модели #авто #автобус #иномарка