Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Когда название картины отвечает сути и не разочаровывает

Фильм «Пушки, тёлки и азарт» (2011 года) – динамичный, искромётный коктейль из криминальной комедии, пародирующий и одновременно отдающий дань уважения классикам жанра. Его режиссёр, Майк Винник, тогда ещё не был широко известен, но с помощью этой картины заявил о себе как о талантливом постановщике, умело миксующем стили и приёмы признанных мастеров.

В ленте отчетливо прослеживаются влияния Квентина Тарантино (в первую очередь, энергичность и стилизация насилия, характерная для «Убить Билла»), Гая Ричи (его фирменный британский юмор и нелинейный нарратив, напоминающий «Карты, деньги, два ствола»), и Мартина Скорсезе (атмосфера криминального мира, схожая с «Казино»). Но Винник не просто копирует, он создаёт оригинальную работу, насыщенную неожиданными поворотами сюжета, сродни тем, что мы видим в «Счастливом числе Слевина».

Бешеный темп событий, свойственный таким проектам, как «Козырные тузы», придает фильму дополнительную динамику. При этом нелепые, местами гротескные, персонажи, напоминающие героев «3000 миль до Грейсленда», добавляют комедийного колорита. Залог успеха ленты не только в её удачном стилистическом миксе. Сильнейшим фактором является звездный состав. Наличие в кадре таких актеров, как Гэри Олдман и Пауэрс Бут, самих по себе легенд мрачного и криминального кино, притягивает внимание зрителя.

Олдман, известный своей невероятной харизмой и способностью воплощать как откровенно отрицательных, так и сложных неоднозначных персонажей, вносит в картину серьёзный драматический подтекст, смягчающий чрезмерную легкомысленность комедийных моментов. Пауэрс Бут, мастер эпизодических, но запоминающихся ролей, добавляет в коктейль необходимую дозу грубоватого, но привлекательного юмора. Их присутствие делает историю более чем просто развлекательным зрелищем.

Сюжет «Пушек, тёлок и азарта» строится вокруг типичного для криминального жанра тропа: человек оказывается не в том месте, не в то время. Главный герой, представленный как Джон Смит (ироничная отсылка к безликим героям боевиков), волею судьбы (или собственной глупости) втягивается в водоворот криминальных событий. Название ленты как нельзя лучше отражает его суть – оружие, привлекательные женщины и азартные игры – всё это составляющие основной канвы повествования.

кадр из фильма «Пушки, тёлки и азарт» (2011)
кадр из фильма «Пушки, тёлки и азарт» (2011)

Однако, в отличие от многих кинокартин, эксплуатирующих эти темы на поверхности, «Пушки, тёлки и азарт» пробует затронуть более глубокие темы. Под маской пародийного юмора скрывается рефлексия на тему человеческой природы, морального выбора и последствий рискованных действий. В сюжете нет простых героев и злодеев; каждый персонаж обладает своими тайнами, мотивами и целями.

кадр из фильма «Пушки, тёлки и азарт» (2011)
кадр из фильма «Пушки, тёлки и азарт» (2011)

Можно провести параллели с другими фильмами, не только уже упомянутыми. Например, непредсказуемость сюжетных поворотов напоминает работы Коэнов – нелинейность рассказа, переплетение судеб и неожиданные раскрытия поддерживают интригу до самого финала. Атмосфера бесконтрольности и хаоса отсылает к некоторым работам Кэри Фуканага, например, к сериалу «Настоящий детектив».

кадр из фильма «Пушки, тёлки и азарт» (2011)
кадр из фильма «Пушки, тёлки и азарт» (2011)

Фильм Винника — не тривиальная смесь стилей, но умелое использование знакомых тропов и приёмов для создания чего-то совершенно нового и оригинального. Интересно, что проект появился в то время, когда криминальные комедии испытывали определенный спад популярности. Голливуд стремился к более «серьёзным» произведениям, часто перегруженным сложной символикой и попыткам интерпретации глубоких социальных явлений.

кадр из фильма «Пушки, тёлки и азарт» (2011)
кадр из фильма «Пушки, тёлки и азарт» (2011)

«Пушки, тёлки и азарт», напротив, предлагал зрителю лёгкий, но не пустой развлекательный контент, приправленный хорошим юмором и отличной игрой актеров. Он стал своеобразным протестом против избыточной серьёзности и напоминанием о том, что хороший юмор и динамичный сюжет — это тоже важные компоненты успешного фильма.

кадр из фильма «Пушки, тёлки и азарт» (2011)
кадр из фильма «Пушки, тёлки и азарт» (2011)

В этом смысле лента не только развлекает, но и служит своеобразной ретроспективой эпохи классических криминальных комедий, переосмысливая и перерабатывая наиболее успешные их элементы. Его успех доказывает, что иногда просто хорошего юмора и динамичного сюжета достаточно, чтобы создать запоминающееся кино. А прекрасная игра и не менее прекрасные формы девиц только усиливают этот эффект.