Сегодня, 16 февраля 2025 года, день памяти Святого равноапостольного Николая Японского. В этот день (3 февраля по старому стилю) 1912 года он почил и был похоронен на кладбище в Токио. Впервые за всю историю, император Мэйдзи прислал тогда венок иностранцу во время погребальной церемонии с благодарностью за труды. Правда, и сам в тот же год скончался.
В этом, 2025 году, мы празднуем 55 лет с начала прославления святителя Николая в лике святых: постановление 10 апреля 1970 года Священного Синода Русской Православной Церкви. Кроме того, 2025 год объявлен годом памяти первого Патриарха XX века - Святителя Тихона. В Москве, усилиями Комиссии РПЦ по развитию паломничества и принесению святынь, подготовлен прекрасный туристический (паломнический) маршрут по памятным местам, связанным со Святителем Тихоном. Осталась переписка между епископом Ревельским Николаем и епископом Алеутским и Северо-Американским Тихоном, которая велась во время русско-японской войны. В условиях разрыва дипломатических отношений, материальная помощь из Петербурга японской православной миссии в Токио не приходила. Особенно тяжело было со свечками, книгами и нотами. Очень помог тогда японской миссии епископ Тихон. Прекрасный пример соработничества владык в крайне напряженной мировой политической обстановке. Двух владык многое объединяло- малая родина (Торопец - родина Св.Тихона находится недалеко от села Береза, где родился Св.Николай), стены родной Санкт-Петербургской духовной академии, и, конечно же, бесконечная доброта.
Давайте прочитаем одно из сохранившихся писем. Данное письмо датируется 23 января 1905 года.
«Преосвященнейший владыко, милостивый архипастырь и отец,
Примите искреннюю глубокую благодарность за братский привет и за доброе, истинное ободряющее известие о расширении Православной Церкви в пределах Америки. Ещё более благодарен Вам за разрешение отпускать свечи для Японской Миссии по уменьшенным ценам.
Ныне прошу Ваше духовное правление выслать сюда 970 фунтов свечей И посылаю на то приходящуюся по расчету 60 центов за фунт сумму в 572 американских доллара.
Но, должен признаться, это крайне недостаточное количество для удовлетворения теперешних здешних нужд! Не буду говорить о японских церквах: скажу только о наших военнопленных здесь. Кроме прежних, больше 3000 человек, ныне несравненно больше количество их перевозят из Порта-Артура и размещают по разным городам: уже поместили: в Хаматера, близ Осака 6000, в Тэнкатяя, там же, 5000, в Химэдзи 1300, в Даири на Кюсю 1000, в Мацуяма, на Сикоку, 2500 и прочее, и прочее, - всего до 20000. В Порт-Артуре останется больных 18556 человек, которые, по мере выздоровления, тоже будут перевозимы в Японию. Ни в одном городе такого большого количества людей нельзя поместить в одном здании, а размещаются в нескольких, иногда значительно удаленных один от другого. Например, в Мацуяма православные пленные размещаются в девяти отдельных зданиях, рассеянных по городу. Все здания от Миссии снабжаются иконами, в киотах с лампадами, а иные, кроме того, временными престолами и жертвенниками, на которых назначенные для того японские священники, знающие русский язык, совершают литургию. На престоле и жертвеннике горят свечи, по 8, по 20 за фунт. Сколько же этих свечей нужно для всех зданий и для всех богослужений для военнопленных! И надолго ли хватит ныне выписываемых от Вас? А затем придут Страстная неделя и Пасха. Горячо желал я приготовить малых свечей столько, чтобы бедные наши пленники имели утешение держать свечу в Вербное воскресенье, и особенно при чтении Страстных Евангелий и в Пасху. Но возможно ли это для Миссии? Где же ей взять такую большую сумму? Со скорбию в душе пришлось ограничиться далеко меньше чем трельеф частью потребного количества свечей, и то наперёд решившись оставить японских христиан на этот раз без радости иметь свечу и в пасхальную заутреню. Имейте в виду, что кроме расхода на свечи для военнопленных, Миссия делает ещё множество других расходов для них из своего скудного бюджета, рассчитанного только на миссийские нужды. На одни крестики для военнопленных издержать уже 370 рублей; а на церковное вино и елей, разное богослужебное обзаведение, экстренные расходы на содержание и разъезды священников, служащих у военнопленных, на учебники и письменный материал для обучения безграмотных между ними, - на все это расходуется Миссиею (личных средств епископа, конечно, давно уже и в помине нет); да и как же иначе? Как не сделать все, что только возможно, для дорогих наших соотечественников, на пожертвования которых и Миссия существует? Но Миссия в этих расходах достигла предела, за который переступить было уже посягнуть на своё существование. Не смею я просить у Вашего Преосвященства какого-либо расхода из Ваших церковных сумм, чтобы помочь Миссии в том, что уже бессильна она; но нет ли у Вас добрых, благочестивых христиан, которые бы пожалели бедных наших пленных и доставили им утешение, которого не в состоянии доставить им Миссия? С этой просьбою мне не к кому более обратиться. Россия далека, и ныне поздно обращаться к ней; раньше же нельзя было этого сделать; самая нужда ведь возникла так неожиданно. Если бы христолюбивыми жертвователями прибавлено было к выписываемому мною количества свечей по 40 на фунт ещё столько, то наши пленные имели бы утешение держать свечу и в Страстные Евангегия; а если бы и ещё столько, то ив Вербное Воскресенье. А какая была бы душевная польза! Сколько человек почувствовало бы облегчение от своего Горького положения! Сколько искр Божественной благодати заронились бы в души! Сколько светлых мыслей засияло бы в душах! Быты может, кто-нибудь прибавил бы ещё свечей на престолы и жертвенники. Простиле, владыко, что беспокою Вас этим; но ведь это наша общая боль душевная! Соболезнуйте же, ради Господа, если и что можете!
Еще маленькая просьба: если у Вас имеются в запасе книжки пасхального богослужения, то пришлите столько, сколько можете на эту только Пасху; по миновании ее, собравши книжки, я возвращу Вам в полной сохранности; рассылая их здесь в помещения военнопленных, я накажу, чтобы с ними бережно обращались.
И еще: нет ли у Вас пения всенощной и литургии Бахметева? Со всех сторон очень просят пленные. Если есть, одолжите,- возвращу, или же взамен новые пришлю, выписавши из России.
В заключении, усердно прося извинения, что обеспокоиваю Вас всем этим и испрашивая Ваших архипастырских молитв и благословления для себя, здешней Церкви и всех военнопленных здесь, с глубочайшим почтением и душевною преданностью имею честь быть Вашего Преосвященства нижайшим послушником и богомольцем начальник Русской духовной миссии в Японии Николай, епископ Ревельский».
Письмо из Токио до Нью-Йорка шло ровно одну неделю. На этом письме имеется резолюция епископа Тихона: «31 января 1905 года. Настоящее письмо напечатать в нашем Вестнике. О свечах и книгах мною сделано распоряжение. Для удовлетворения духовных нужд русских пленников послать Преосвященному Николаю пятьдесят долларов из прибылей епархиального склада, пятьдесят долларов из нештатных сумм и сто долларов из переходящих. Епископ Тихон».
Сохранился ответ Николая Японского (Касаткина) с благодарностью и подробным отчетом за полученные свечи, книги и деньги. Святитель Тихон также помог связаться с К.П.Победоносцевым, обер-прокурором, откуда также была передана помощь. Кроме 200 долларов из средств американской епархии, Северо -Американское духовное правление собрало 440 долларов.
Владыки всех стран, объединяйтесь!
Автор: Светлана Хруцкая