14 февраля на Артпоказах недели звучал «Пророк». Я говорю о фильме «Пророк. История Александра Пушкина». Именно «звучал», так как было много песен, стихов. И еще был рэп.
В этот раз я не была ведущей артпоказа, с удовольствием послушала другого спикера, Марину Фадееву, к. фил.н. , доцента, директора института филологии и межкультурной коммуникации ВолГУ.
В этой публикации — мои впечатления от кино и киновечера.
Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире. Все публикации на этом канале авторские. Использование материалов канала без указания авторства запрещено.
Подборка
Информация о фильме на Кинопоиске
Рейтинг Кинопоиска 6.9
Моя оценка 8
В целом, мне понравилось. Но….
Стиль фильма название не подтверждает
Да, это отсылка к стихотворению, понятно.
…«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей»…
А.С. Пушкин. 1826
Да, в сюжете есть элементы мистики, некое «предсказание», пророчество…
Но Пушкин! Яркий, харизматичный Пушкин в фильме — это вовсе не тот, кто предсказал и закодировал в романе «Руслан и Людмила», по сути, информацию об исторических событиях современной России. ( Этот роман в фильме просто упоминается. Как и другие серьезные произведения: «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»…)
Нет, Пушкин в этом фильме — совсем не тот, кто предвидит будущее. Он, если разобраться, и свое-то будущее не видит. Не то что масштабные исторические процессы.
Скорей, великое будущее видят другие люди из его окружения— «наставник/покровитель» Жуковский, сдержанный «гэбист» Бенкендорф, император Николай Павлович. Отцовские фигуры, часть мужской иерархии.
В этом смысле, символична сцена рэп-баттла с Бенкендорфом: два антагониста,они одновременно и конфликтуют, и суть одно: «моя задача охранять» [ценности]. Оба — «хранители» русской государственности и культуры, оба делают это разными способами.
Мороз и солнце. Кнут и пряник.
из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
Отцовские фигуры в фильме яркие
При этом в фильме НИ СЛОВА о няне Арине Родионовне (материнская фигура), с которой Пушкин общался и во взрослом возрасте (стихотворение «Зимний вечер» было написано в 1825 году).
…Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла…
©️Зимний вечер, Пушкин
Хотя в фильме мелькнули материнские фигуры: это рыжая гадалка, предсказавшая Пушкину события его жизни, и княгиня Евдокия Голицына, хозяйка салона. Явно, «простушка»-няня не вписывается в концепцию подросткового сюжета об успехе — ведь какая у няни-крестьянки власть?
Впрочем, про Анну Керн тоже ничего не было в фильме. Возможно, Пушкин ее и не любил.
«Душе настало пробужденье, и вот опять явилась ты…»
«У дамы Керны ноги скверны»
©️Пушкин в разное время об Анне Керн
Такая расстановка фигур выглядит как типичный список предпочтений мальчика-подростка, в разгаре эдипального конфликта о «преодолении отца» и «становлении царем», что с психологической точки зрения— стопроцентное попадание. В психологии этот процесс обозначается возрастом лет 14.
Но раскрывает ли это «историю Александра Пушкина»?
Возможно, было бы уместнее: «молодые годы Пушкина»?
В пользу подростковой подачи говорит вообще весь режиссерский стиль фильма
Яркая картинка. Песни. Рэп. Стихи революционного направления. Подростковый протест и идеи дружбы и верности, юношеский максимализм и романтическая любовь, деликатные намёки на отношениях Пушкина с женщинами, в смысле с дамами высшего света, часто старше его…
Любовь к Натали и ревность показаны как нечто детско-романтическое до примитивного эгоизма с жестким заходом в психоз. Незрелая, подростковая форма любви, хотя, конечно, можно сделать «скидку» на нормы того времени, когда «следовать за мужем» — было не фигурой речи, а буквальным действием.
А соперничество Пушкина с другими мужчинами, в том числе с императором, на тему, кто больше привлекателен для женщин — вообще довольно пошло выглядит.
Технологиями маркетинга пропитаны почти все любовные сюжеты фильма:
это и черный пиар, это и модель «зайти на хайпе», это и «покупают у того, о ком говорят», это и «модно быть с милфой» и даже тема продаж тиража книг, в соответствии с запросами ЦА…
И в этом смысле действия Дантеса выглядит как некий «бумеранг» за романы Пушкина с чужими женами. А мотивация к дуэли с Дантесом на фоне слов из стихотворения «Пророк» вообще приобретает новое звучание: как «технология», чтобы поэта запомнили, рискованный маркетинг. Как известно, картины умерших художников быстро вырастают в цене, а стримы с каким-нибудь лютым трэшем про насилие за донаты набирают миллионы просмотров.
(Какой-то ужасноватый уровень примитивизации и пошлости, на мой взгляд. К тому же в такой подаче вообще нет исторической точности и отсылок к реальным фактам)
Актерская игра в фильме— пожалуй, то, что «поднимает» маркетинговую технологию визуала до уровня искусства кино.
Юра Борисов даже в плохом парике (на костюмерах явно экономили) удерживает внимание зрителя на эмоциях и переживаниях поэта. А сцена ревности сыграна как процесс начала безумия одержимого человека, те самые аффект, бред и пограничность, очень реалистично с позиции научной психологии.
Алена Долголенко, 21-летняя актриса, необыкновенно хороша в роли Натальи Гончаровой, хотя и выглядит не светской дамой 19 века, а подружкой супергероя. Считаю, крупные планы этой актрисы — режиссерской находкой.
Пара слов о специфике режиссерского видения.
Режиссеру фильма , Феликсу Умарову 30 лет.
Возможно, по этой причине,
все в фильме выглядит так, будто целевая аудитория фильма — поздние зуммеры и альфы, подростки, молодёжь лет до 30.
Возможно, по этой причине происходящее в фильме больше похоже на сюжет из Вселенной Марвел, историю про бессмертного супергероя, а не байопик.
(Вообще, не стыдно словами бросаться, насчет биографии, когда некоторые исторические факты «вольно интерпретируются»? Ну, не было Исаакиевского собора тогда! И с декабристами другая история!)
Весь фильм, с этим рэпом, танцами, песнями, созданными нейросетью видами Санкт-Петербурга, выглядит как череда клипов или как один сплошной рекламный ролик.
То есть фильм — реклама произведений Пушкина молодому поколению.
Если так рассматривать кино, как рекламу, как мотивацию подростков читать Пушкина, а не зависать в тиктоке, то поставленная задача решена прекрасно и талантливо!
Фильм понравится молодежи.
Я же вспоминала, как в школе, в наши 15-16-17 лет, мы учили письмо Татьяны, анализировали и обсуждали смыслы, чувства героев.
Мы тогда, в том возрасте, вряд ли были способны понять и прочувствовать тему чести, честности и выбора в пользу реальных ценностей, которые раскрыты в сцене отказа Татьяны Онегину. Это зрелое, взрослое достоинство женщины, противостоящей нарциссической атаке, которая бессмысленно разрушительна — вряд ли все это можно осознать, будучи подростком. Тут дело не только в верности мужу и репутационных рисках. Тут встреча здоровой психики и нарциссической… Поэтому роман «Онегин», конечно, крутая вещь, взрослая история.
Увы, в фильме «Пророк» про «Онегина» упоминали вскользь, и в контексте банальном «верность жены мужу».
Поверхностно, в общем.
Немного жаль, что современных подростков воспринимают как не слишком умных, неспособных думать о глубоких смыслах. Немного тревожно, что такое вот художественное видение откровенно врет насчет реальной истории реальных людей. Факты «истории Пушкина» далеко не все реально существующие.
И полное ощущение того, как технологии , а не смыслы управляют вниманием зрителей.
Впрочем, одна из участниц Арт-показа, представитель поколения зуммеров, во время обсуждения так и высказалась:
Это не документальный исторический фильм, мне не нужны исторические факты, я хочу художественную трактовку.
Лично меня такой тренд удручает слегка, в контексте «не важно, правда или нет, главное, чтобы красиво». Для меня это какая-то пугающая мотивация молодежи. Но, возможно, я просто представитель олдскул, пытаюсь отличать реальность от иллюзий…
И, знаете.
Думаю, именно из-за молодёжной режиссерской трактовки, я вдруг очень остро прочувствовала, насколько я старше Пушкина. Он умер в 35 лет.
В фильме «Пророк» Пушкин — молодой, яркий, талантливый, легкомысленный и поэтому довольно примитивный для взрослого восприятия.
Что не так, разумеется.
Пушкин —больше, чем просто 35-летний талантливый и ревнивый муж красивой 23-летней жены. Пушкин — пророк в том смысле, что без него русская, да и мировая культура уже невозможна.
Я захотела перечитать «Онегина», «Руслана и Людмилу», «Полтаву», прочитать, наконец, целиком «Бориса Годунова», «Повести Белкина», «Моцарт и Сальери»….
И если взрослую аудиторию фильм тоже вдохновляет читать Пушкина — наверное, это значит, что фильм получился.
Кстати:
А еще— фильм оставляет какое-то послевкусие. Даниил Андреев в своей мистической «Розе мира» описывал, что Пушкин и Моцарт — это одна душа, прошедшая череду трансформаций и эволюционных процессов. Эту эзотерическую идею, конечно, нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Но послевкусие фильма — именно такое, как бывает от хорошей музыки, от красивых закатов, а еще — от книг. Звучание поэзии Пушкина — это то, что ощущается физически, это то, без чего невозможно сознание русского человека.
Фильм рекомендую, даже если вы взрослый.
Стоит посмотреть, как версию, как одну из форм любви к Пушкину, к русской поэзии, к нашей культуре, речи. Как одну из форм мышления русского человека. Как то, что навечно в нашем коллективном сознании и часть нашего культурного когда.
Как версию.
Смотрели фильм? Как вам?
Ваш реалистичный психолог
© Эвелина Гаевская, 2025
Информация о консультациях автора канала
Правила общения на этом канале
Использование материалов канала «Блог Эвелины Гаевской» разрешено только при указании авторства и ссылки на оригинал публикации.