— Дружно?— Маргарита Ивановна коротко хохотнула.— Да мне плевать, чего ты хочешь! Мой сын— не твоя собственность. Я сейчас, как его мать, заявляю: никаких тебе свадеб! Вот что я хочу!
— Но ведь мы с Егором любим друг друга…— Полина попыталась вставить хоть одно спокойное слово.
— Заткнись! Любовь у неё! Егор женится бы на приличной женщине, которая ему и семью сохранит, и порядок в доме наведёт. А не на той, что к моему сыну приползла невесть откуда и претендует на моё место!— Маргарита Ивановна повысила голос до крика.
— Не оскорбляйте меня,— тут же ответила Полина.— Уверяю, я никоим образом не посягаю на вашу территорию. И не претендую на роль хозяйки в вашем доме, вы ведь…
— Вот именно, что мой дом!— зло отрезала Маргарита Ивановна.— Моё гнездо, и я решаю, кому тут быть, а кому проваливать! Не испытывай моё терпение, девочка!
Часть 1. Буря за закрытыми дверями
— Ты вообще в своём уме?!— грохотал голос Маргариты Ивановны, сверля Полину колючим взглядом.— Чему ты радуешься, а? Свадьбу они запланировали! Да кто ты такая, чтобы командовать в моём собственном доме? Да вообще к чёрту вся эта затея!
— Прошу, успокойтесь,— Полина прижалась к стене, голос задрожал, но она старалась говорить мягко.— Я ничего не приказываю, просто хочу, чтобы мы жили дружно. Вы ведь тоже хотите видеть Егора счастливым?
— Дружно?— Маргарита Ивановна коротко хохотнула.— Да мне плевать, чего ты хочешь! Мой сын— не твоя собственность. Я сейчас, как его мать, заявляю: никаких тебе свадеб! Вот что я хочу!
— Но ведь мы с Егором любим друг друга…— Полина попыталась вставить хоть одно спокойное слово.
— Заткнись! Любовь у неё! Егор женится бы на приличной женщине, которая ему и семью сохранит, и порядок в доме наведёт. А не на той, что к моему сыну приползла невесть откуда и претендует на моё место!— Маргарита Ивановна повысила голос до крика.
— Не оскорбляйте меня,— тут же ответила Полина.— Уверяю, я никоим образом не посягаю на вашу территорию. И не претендую на роль хозяйки в вашем доме, вы ведь…
— Вот именно, что мой дом!— зло отрезала Маргарита Ивановна.— Моё гнездо, и я решаю, кому тут быть, а кому проваливать! Не испытывай моё терпение, девочка!
— Мама, прошу, не надо так…— Егор стоял рядом, растерянно переминаясь с ноги на ногу.— Полина ведь старается. Мне хорошо рядом с ней, а когда ты так орёшь, я… я сам не знаю, что делать.
— Что делать?!— Мать повернулась к сыну.— Собраться с мозгами! У тебя уже была одна невеста, ты помнишь, как это закончилось? Опять хочешь в каблуках бегать, когда она решит бежать из дома?
— Это было другое,— тихо ответил Егор, с укором взглянув на мать.— Она просто от меня ушла. Здесь нет никакого повторения истории.
— Да ну? А по-моему, всё идёт по тому же лекалу!— саркастически процедила мать.— Тоже безродная девка, тоже лезет в мою семью. Вижу, ты не исправился! А знаешь что? Я не допущу второй катастрофы. Всё! Никакой свадьбы!
— Это несправедливо,— горячо выговорила Полина.— Почему вы так со мной? Я пыталась найти к вам подход, я готовила любимые блюда Егора, наводила порядок…
— Полина, хватит,— тихо попросил Егор и, опустив взгляд, пробормотал:— Прости, но… может, повременим со свадьбой? Мама права в одном: я не хочу повторять ошибки.
— Что-о?!— Полина изумлённо уставилась на жениха.— Ты серьёзно сейчас?
— Девочка, тебя на выход попросили,— усмехнулась Маргарита Ивановна, отворачиваясь к окну.— Иди собирайся. У нас дел полно, а твоя истерика тут никому не нужна.
Слёзы подступили к глазам Полины, и она выбежала из комнаты, захлопнув дверь. Егор потянулся было за ней, но мать строго удержала его за рукав.
— Не рыпайся. Пусть сама подумает, кому вообще нужна такая самоуверенная особа,— проговорила мать почти шёпотом, но едко.— А мы с тобой пообщаемся серьёзно.
— Мама,— начал Егор.— Я не откажусь от неё. Просто… не знаю... Дай мне время.
— Время? Да хоть сто лет! Но в этой квартире будет так, как я решила,— отрезала мать.
Часть 2. Тень прошлого
Поздним вечером Полина сидела в своей комнате в квартире родителей и пыталась успокоиться. Её мать, Александра, заботливо поставила на стол ароматный ромашковый чай.
— Дочка, всё образуется,— нежно сказала мать, поглаживая руку дочери.— Не торопись с выводами.
— Мам, да какая тут торопливость? Он мне прямо сказал, что свадьбы пока не будет,— всхлипывала Полина.— А ведь мы уже платья смотрели…
— Поверь, я тебя прекрасно понимаю,— тихо проговорила Александра.— У меня тоже когда-то сорвалась свадьба из-за свекрови. Никогда тебе об этом не рассказывала, но теперь, очевидно, пришло время поделиться.
— Серьёзно?— дочь перестала всхлипывать, глядя на мать с удивлением.
— Конечно,— подтвердила Александра. — Хотела уберечь тебя от таких историй, но видишь, жизнь всё равно преподнесла свой урок. Я тогда была молода, безумно влюбилась в коллегу по имени Леонид. Его мать — приятная на вид женщина — приехала к нам за несколько дней до свадьбы. Приехала, чтобы, как потом выяснилось, поселиться у сына навсегда. Меня это ошарашило: она без обиняков потребовала обслуживать её во всём и приказала «не вздумать выселять» её из большой комнаты. А Леонид… он молчал. Он привык жить под материнским крылом, пусть и железным.
— И что ты сделала? — с любопытством спросила Полина.
— Я поняла, что это не та семья, которую я хочу строить. В тот же день ушла и заявление из ЗАГСа забрала. Свадьбы больше не могло быть — слишком жёсткие условия мне выставили. А через год я встретила твоего отца. И ни разу в жизни об этом не пожалела!
— А что стало с Леонидом? — вытерла слёзы Полина.
— Женился через пару лет на другой девушке, но и тот брак быстро развалился. Слышала, его мать опять вмешалась. А потом наши дороги разошлись окончательно. Часто то, что кажется трагедией, оборачивается судьбоносным спасением.
— Похоже, и у меня такая судьба: всё из-за свекрови. — Полина тихо вздохнула. — Как бы я ни старалась, ничего не вышло.
— Если мужчина не готов отстаивать своё счастье, значит, он не тот, кто тебе нужен,— мягко заметила Александра. — Ты же хотела видеть надёжного мужчину рядом, не так ли?
— Да, мам, — призналась дочь. — Хочу, чтобы будущий муж умел остановить любого, кто нас разлучает, и быть не только влюблённым, но и смелым. А Егор… он всегда боялся своей матери. Я это только сейчас поняла.
— Не кори себя, дочь. Мы все иногда очень поздно видим, что человек внутренне слаб. Будь мудрой: «Мудрость в том, чтобы идти дальше, даже если путь не тот, что мы выбирали вначале», — улыбнулась Александра.
— Хорошо сказано, — грустно усмехнулась Полина. — А я ведь чуть не стала жить с ним, пока его мать окончательно бы меня не унизила…
— Ты умная девушка, Полина, не отчаивайся, — подбодрил её отец, Фёдор, зайдя в комнату. — Всё переживём. Если этот мужик не твоя судьба, не держись за ветку, что обломится.
Часть 3. Неожиданная встреча
Через несколько недель, едва Полина начала восстанавливаться от эмоционального шторма, судьба приготовила ей сюрприз. Днём она поехала к подруге Варе, чтобы вернуть одолженный платье-пиджак и как-то отвлечься в дружеской обстановке. Варя работала в яхт-клубе, и в тот день пригласила близких приятелей на презентацию новой линии катеров.
— Билет у тебя есть? — Варя встретила Полину в вестибюле. — С тобой всё в порядке?
— С билетами — всё под контролем, — Полина слабо улыбнулась. — А насчёт порядка… стараюсь справляться.
— Вид у тебя ещё подавленный, — заметила подруга. — Могу всё отменить, если хочешь?
— Нет-нет, не надо, — покачала головой Полина. — Мне как раз необходима встряска.
На презентации Полина заметила высокого приятного мужчину с обаятельной улыбкой. Варя тут же шепнула, что это местный инженер-специалист, отвечающий за проектные решения катеров, по имени Антон. Во время фуршета Варя организовала знакомство.
— Антон, это моя подруга, Полина. Она вообще-то замечательный дизайнер, и мы тут слегка фанатеем от ваших технических новинок. Можете рассказать что-нибудь интересное?
— С удовольствием! — отозвался Антон и тепло улыбнулся Полине. — Катерная линейка у нас действительно уникальна, мы сделали ставку на экологичные двигатели. А вы… любите море?
— Честно говоря, я не так часто выбираюсь куда-то, — призналась Полина.
— Если хотите вдохновения, могу устроить вам организовать небольшой экскурсионный тур по цеху, где мы собираем эти катера, — предложил Антон, глядя на Полину.
— Ой, думаю, мне это точно пойдёт на пользу, — ответила Полина с лёгкой улыбкой. — Я как раз ищу новые впечатления.
Спустя пару дней Полина действительно отправилась к Антону в цех. Инженер обстоятельно и с юмором рассказывал о каждом этапе сборки, с горящими глазами показывал чертежи. Девушка была заинтригована:
— Так интересно! А вы, получается, мечтали о таком проекте давно?
— О да, — искренне ответил Антон. — Я рос на побережье, и море со мной с самого детства. Только вот до своего катера пока не дорос: строю проекты для других. Но, «хочешь увидеть, что в человеке главное, посмотри, за что он борется», — так говорила моя бабушка. Я борюсь за усовершенствование водного транспорта.
— Смелая цель, — засмеялась Полина.
— Спасибо! — улыбнулся Антон. — А у вас есть мечта?
Полина на секундочку призадумалась. Её сердце до сих пор болело от расставания с Егором, но ей вдруг захотелось высказаться как-то легко, без горечи:
— Хочу однажды создать собственную студию дизайна. И ещё… найти того, кто будет рядом честно и смело. Без постоянного страха перед чужим мнением. — Она вспомнила Егора, сглотнула ком в горле и опустила взгляд.
— Прекрасно вас понимаю. Слабость других людей всегда оставляет тень на наших планах, — мягко сказал Антон. — Но раз вы здесь, со мной, значит, уже делаете следующий шаг. И это здорово!
Часть 4. Снова об осколках
Вечером Полина вернулась домой уставшая, но немного окрылённая школьно-девичьим ощущением симпатии, которое она почувствовала к Антону. Мать встретила её в коридоре:
— Ну-ка, дочка, рассказывай, что там за улыбка у тебя такая? Что-то долго ты нынче задержалась.
— Познакомилась с инженером Антоном. — Полина слегка покраснела. — Он такой… спокойный, внимательный, с задумчивым юмором. Показал мне производство катеров. Я впервые за последний месяц заметила, что могу улыбаться.
— Каюсь, меня не было рядом целый день, — сказал отец, выглядывая из кухни. — Рассказывай тогда и мне!
— Пап, да нет там ничего особенного, — улыбнулась дочка. — Пока просто приятель. Но он очень увлечён делом, и это подкупает!
— Главное, осторожнее, дочь, — пожала плечами мать. — Мы в тебя верим, но не хотим, чтобы старые раны вскрылись, если вдруг…
— Если вдруг вновь свекровь окажется безумной? — иронично заметила Полина. — Я прошу прощения, но уже научилась отступать, если меня выталкивают. Не хватало ещё раз унижаться перед чьей-то матерью!
— Правильно, — мягко кивнула мать.— «Нет счастья в доме, где место жениху занимает чужой диктат», как говорил один мой знакомый.
Полина засмеялась:
— Звучит как афоризм, мам. Хоть записывай!
— А и запишем. Но ты мне лучше скажи, успела ли ты подумать насчёт своего будущего? Может, тебе пока надо отдохнуть, выехать на неделю к тёте Галине в деревню?
— Мне кажется, я уже отдыхаю морально. Хочу рассказать, как он о катерах говорит…
И Полина начала живо пересказывать, как Антон объяснял устройство моторной системы и экологичные решения. Все трое радостно смеялись.
Часть 5. Перед бурей
На следующий день телефон Полины разрывался от звонков: Егор, позже — сама Маргарита Ивановна. Полина сперва пыталась не отвечать, но её мать, взглянув на экран, тихо произнесла:
— Прими вызов, дитя. Чем раньше ты расставишь все точки над «И», тем легче будет жить.
Полина обречённо вздохнула и нажала кнопку принятия вызова:
— Да, Егор?
— Полина, послушай… — голос Егора звучал виновато. — Это мама в ярости звонила, говорит, ты выкинула фокус и сбежала. Но ведь… может, нам поговорить? Я всё обдумал, устал от этого кошмара.
— Разве я сбежала? — тихо переспросила Полина. — Ушла, если вдруг ты не заметил то меня выгнали. Есть разница. Твоя мать выставила меня из дома, а ты промолчал.
— Прости, я растерялся… но мама уже уехала. Может, вернёшься? Свадьбу мы, конечно, отложим, но жить вместе можно. Я обещаю, что попробую как-то сгладить углы в будущем.
— Как? Будешь вечно оправдываться перед ней, а она всеми правдами и неправдами искать причину твоих бед? — Полина тяжело вздохнула. — Ты не понял главного: мне нельзя жить в вечном страхе, что, как только вернётся твоя мать, всё повторится.
— Но разве мы не можем хотя бы попробовать? — в голосе Егора звучало отчаяние. — Я же люблю тебя!
— Любить — значит встать на защиту любимой. Ты смог? — тихо спросила Полина. — Нет. Значит, ненадёжно всё это. Прости, Егор, мы расстаёмся.
Он молчал несколько секунд, после чего раздался сбивчивый шёпот:
— Чёрт. Теперь всё кончено, да?
— Кончено, — подтвердила Полина и медленно нажала «Отбой».
Телефон снова зазвонил. На экране высветилась «Маргарита Ивановна». Полина нехотя ответила:
— Алло?
— Эй, ведьма! — зашипел знакомый злобный голос. — Так ты решила похоронить моего сына? Как ты осмелилась с ним порвать?! Думаешь, всё так просто?
— Да, всё так просто, — вздохнула Полина, стараясь сохранять самообладание. — Мы не подходим друг другу. Или вы считаете, что я обязана терпеть вашу глупость?
— Да я тебе… — прорычала Маргарита Ивановна. — Запомни: долго одна не протянешь, а Егор ко мне всегда вернётся.
— Желаю вам обоим счастья. Но без меня, — спокойно ответила Полина и отключила телефон.
Часть 6. Свет сквозь ухабы
Удивительным образом этот окончательный разрыв избавил Полину от душевной смуты. Теперь она могла свободно общаться с Антоном, выходить с ним в парк на прогулки или вместе с Варей планировать костюмы для презентаций. Как-то вечером Антон предложил прогуляться по городской набережной.
— Спасибо, что слушаешь все мои истории, — призналась Полина, когда они остановились у парапета. — Мне иногда страшно, что повторится тот же сценарий с назойливой свекровью.
— Понимаю. Но слушай, в этом есть твой личный выбор. При первых признаках чужого диктата остановись и скажешь «нет». Я, например, привык всё обсуждать. Даже с мамой — у неё непростой характер, но мы научились как-то договариваться.
— Правда? — Полина улыбнулась. — Наверное, всё-таки есть семьи, где мать не становится центром управления.
— Каждая семья индивидуальна, — Антон усмехнулся. — Кто-то закручивает гайки до треска, кто-то даёт простор для чувств. Я лично убеждён: «Счастье любит смелых, а смелые уважают счастье других». Так говорил мой отец.
— Красиво. — Полина смотрела на воду, где отражались огни города. — Спасибо тебе. Неожиданно ты стал для меня… лучом. Родители, конечно, всегда поддерживают, но нужно было ещё чьё-то тёплое слово.
— Тогда давай просто продолжим дружить и посмотрим, куда приведёт нас эта дорога. Кстати, приглашаю на следующей неделе на небольшую морскую прогулку. Катер доделали, можно устроить тест-драйв. Со спасательными жилетами, всё как положено.
— Я согласна! — тут же ответила Полина.
Заключение
Прошло несколько месяцев. Полина стала чаще выезжать к Антону, они вместе гуляли у моря, а иногда подымали вопросы о будущем. Мать с отцом с радостью замечали, как дочь расцветает и снова находит смысл в каждом новом дне. А Егор... он мелькал иногда в социальных сетях, выкладывая фотографии с отдыха и изредка пытался вернуть отношения, но Полина твёрдо стояла на своём. Ей больше не хотелось быть заложницей чужой жестокой воли и безынициативного мужчины. В конце концов «осколки свадебных грёз», о которых она столько плакала, вдруг стали для неё началом пути к другой, более настоящей любви.
«Мужчину всегда характеризует не только то, что он говорит, но и то, за что он готов бороться».
(народная мудрость, процитированная Антоном)
Автор: Валерия Козлова
Самые читаемые рассказы на ДЗЕН
📖 — Мамы нет, теперь вы должны меня содержать, — заявила Вика зятю и своей младшей сестре.