Найти в Дзене

Почему в мире начинают красить рельсы

Сегодня мы обсудим необычное решение, которое можно встретить на железных дорогах за границей. Речь пойдёт о покраске как трамвайных рельсов, так и железнодорожных магистральных рельсов в белый цвет. Это не самое распространенное решение на мировой сети железных дорог, тем не менее сегодня к нему начинают присматриваться все больше и больше стран. Пошло это новшество из жаркой Италии, после чего постепенно начали экспериментировать с покраской рельсов в Великобритании, в Германии, в Австрии. Но не только в Европе красят рельсы. Например, совсем недавно, в феврале 2025 года, в Бразилии были замечены работы по покраске рельсов в белый цвет. Я не слышал о том, чтобы в нашей стране применялась такая практика. И в нормативных документах, а также в отечественной железнодорожной литературе я не встречал упоминаний об этом. Что случилось? Ведь железные дороги существовали 200 лет без этой краски. Я думаю, многие из вас догадываются, что белая краска на рельсах предназначена для того, чтобы пре
Оглавление

Сегодня мы обсудим необычное решение, которое можно встретить на железных дорогах за границей. Речь пойдёт о покраске как трамвайных рельсов, так и железнодорожных магистральных рельсов в белый цвет.

Это не самое распространенное решение на мировой сети железных дорог, тем не менее сегодня к нему начинают присматриваться все больше и больше стран. Пошло это новшество из жаркой Италии, после чего постепенно начали экспериментировать с покраской рельсов в Великобритании, в Германии, в Австрии. Но не только в Европе красят рельсы. Например, совсем недавно, в феврале 2025 года, в Бразилии были замечены работы по покраске рельсов в белый цвет.

Покраска рельсов в Бразилии. Источник https://thepeninsulaqatar.com/article/26/02/2025/paint-them-white-how-brazil-is-keeping-trains-on-track
Покраска рельсов в Бразилии. Источник https://thepeninsulaqatar.com/article/26/02/2025/paint-them-white-how-brazil-is-keeping-trains-on-track

Я не слышал о том, чтобы в нашей стране применялась такая практика. И в нормативных документах, а также в отечественной железнодорожной литературе я не встречал упоминаний об этом. Что случилось? Ведь железные дороги существовали 200 лет без этой краски.

Я думаю, многие из вас догадываются, что белая краска на рельсах предназначена для того, чтобы предотвратить их нагревание. Здесь уместно вспомнить о свойстве стали расширяться при нагревании.

В роликах и статьях на канале о бесстыковом пути мы рассмотрели расчетную модель, которая предполагает, что при максимальной температуре воздуха на участке с уложенной рельсошпальной решёткой температура рельсов будет на 20 градусов выше.

Например, для рельсов, уложенных в Воркуте, которая отличается суровым климатом, расчётная максимальная температура для расчета устройства бесстыкового пути составляет целых 58 градусов! И это не случайно. В Воркуте когда-то была зарегистрирована температура воздуха 38 градусов.

Окрашенная рельсошпальная решетка в Австрии. Источник https://zdmira.com/news/v-avstrii-v-ramkakh-pilotnogo-proekta-krasyat-relsy-v-belyj-tsvet-eto-pozvolyaet-predotvratit-ikh-peregrev-v-zharkuyu-pogodu
Окрашенная рельсошпальная решетка в Австрии. Источник https://zdmira.com/news/v-avstrii-v-ramkakh-pilotnogo-proekta-krasyat-relsy-v-belyj-tsvet-eto-pozvolyaet-predotvratit-ikh-peregrev-v-zharkuyu-pogodu

Что предлагает белая краска

В теории, белая краска может отражать часть солнечных лучей, падающих на рельс. Это можно сравнить с одеждой: считается, что в белой одежде легче всего переносить жару, а в чёрной — сложнее, потому что она поглощает больше солнечных лучей и меньше их отражает. Поэтому данным решением заинтересовались научные специалисты из самых разных стран, которые по сей день исследуют этот вопрос, опираясь уже не только на теорию, но и на практику. Например, ниже вы можете видеть результат эксперимента 2023 года в Словакии.

Выкопировка. Research on the Use of Reflective Thermal Insulation Coating on
Выкопировка. Research on the Use of Reflective Thermal Insulation Coating on
Railway Tracks and Wagons in Slovak Republic
Railway Tracks and Wagons in Slovak Republic

Словаки называют это термоизоляционным покрытием. Обратите внимание, что в ходе исследования они капитально окрасили рельс, прям с головкой. Измерение проводили 5 дней. На вышеприведенной иллюстрации температура окружающей среды составляла 32,5 градуса.

Окрашенный рельс все равно нагрелся, но до температуры 35,7 градусов. А вот неокрашенный — до температуры 51,5 градусов. (на 19 градусов выше температуры окружающей среды, почти что наши расчетные 20 градусов)

Отличный результат! Хотя, судя по всему, по этому пути не ходили поезда, и в реальной практике головку рельса не красят. Возможно, для дефектоскопистов, которые ищут скрытые дефекты в рельсах, будет сложно работать с этим полностью закрашенным рельсом.

Покраска в Австрии. Источник https://zdmira.com/news/v-avstrii-v-ramkakh-pilotnogo-proekta-krasyat-relsy-v-belyj-tsvet-eto-pozvolyaet-predotvratit-ikh-peregrev-v-zharkuyu-pogodu
Покраска в Австрии. Источник https://zdmira.com/news/v-avstrii-v-ramkakh-pilotnogo-proekta-krasyat-relsy-v-belyj-tsvet-eto-pozvolyaet-predotvratit-ikh-peregrev-v-zharkuyu-pogodu

Как утверждают железнодорожные компании, проводившие исследование, в условиях реальной эксплуатации покрытие ведет себя по-разному. Где-то эффекта нет, а где-то оно действительно предотвращает нагрев до 10 градусов. Например, немецкая железнодорожная компания Deutsche Bahn как-то окрасила 1 км путей высокоскоростной магистрали по примеру итальянской железной дороги.

Ниже привожу вам результаты исследования американской компании AREMA, которая выпускает для проектировщиков США рекомендации по проектированию железных дорог. В таблице приведены типы покрытий и их свойства снижать нагрев от солнечных лучей в сравнении со сталью.

Исследование компании AREMA
Исследование компании AREMA

Противники покраски

Идея покраски рельсов не нова, но она активно развивается. Исследования, которые можно найти в интернете, являются довольно свежими (2023, 2024 год). Однако есть и те, кто выступает против этой идеи.

Суть идеи довольно проста — снизить температурные деформации в летний период. Кроме того, есть мнение, что это недорогой способ повысить безопасность движения на железной дороге, особенно если речь идёт о бесстыковом пути, где теплоизоляционное покрытие дополнительно защищает железнодорожный путь от выбросов.

Вы можете узнать о причинах выброса пути, перейдя по ссылке на эту статью или посмотрев соответствующий ролик на канале.

Противники изоляционного покрытия считают, что оно совершенно не нужно. На одном британском форуме я прочитал возмущение железнодорожников, которые связали нанесение этого покрытия с неуверенностью эксплуатационной организации в обеспечении безопасности движения поездов.

На самом деле их можно понять, ведь та же модель расчета бесстыкового пути подразумевает большие запасы на потерю устойчивости рельсошпальной решетки, то есть выброса. К тому же мощные рельсовые скрепления на каждой шпале надежно удерживают рельсошпальную решетку. На железной дороге ведется постоянный контроль за состоянием пути, в аномальную жару он усиливается.

Тем не менее на мировой сети железных дорог выброс пути никуда не исчез. Каждый год он возникает на какой-либо железной дороге, снова и снова. Быть может, созданное теплоизоляционное покрытие действительно заслуживает большего внимания, исследований и смелых экспериментов.

Также подписывайся:

Спасибо, что прочитали, также рекомендую другие интересные материалы: