Сегодня мы обсудим необычное решение, которое можно встретить на железных дорогах за границей. Речь пойдёт о покраске как трамвайных рельсов, так и железнодорожных магистральных рельсов в белый цвет.
Это не самое распространенное решение на мировой сети железных дорог, тем не менее сегодня к нему начинают присматриваться все больше и больше стран. Пошло это новшество из жаркой Италии, после чего постепенно начали экспериментировать с покраской рельсов в Великобритании, в Германии, в Австрии. Но не только в Европе красят рельсы. Например, совсем недавно, в феврале 2025 года, в Бразилии были замечены работы по покраске рельсов в белый цвет.
Я не слышал о том, чтобы в нашей стране применялась такая практика. И в нормативных документах, а также в отечественной железнодорожной литературе я не встречал упоминаний об этом. Что случилось? Ведь железные дороги существовали 200 лет без этой краски.
Я думаю, многие из вас догадываются, что белая краска на рельсах предназначена для того, чтобы предотвратить их нагревание. Здесь уместно вспомнить о свойстве стали расширяться при нагревании.
В роликах и статьях на канале о бесстыковом пути мы рассмотрели расчетную модель, которая предполагает, что при максимальной температуре воздуха на участке с уложенной рельсошпальной решёткой температура рельсов будет на 20 градусов выше.
Например, для рельсов, уложенных в Воркуте, которая отличается суровым климатом, расчётная максимальная температура для расчета устройства бесстыкового пути составляет целых 58 градусов! И это не случайно. В Воркуте когда-то была зарегистрирована температура воздуха 38 градусов.
Что предлагает белая краска
В теории, белая краска может отражать часть солнечных лучей, падающих на рельс. Это можно сравнить с одеждой: считается, что в белой одежде легче всего переносить жару, а в чёрной — сложнее, потому что она поглощает больше солнечных лучей и меньше их отражает. Поэтому данным решением заинтересовались научные специалисты из самых разных стран, которые по сей день исследуют этот вопрос, опираясь уже не только на теорию, но и на практику. Например, ниже вы можете видеть результат эксперимента 2023 года в Словакии.
Словаки называют это термоизоляционным покрытием. Обратите внимание, что в ходе исследования они капитально окрасили рельс, прям с головкой. Измерение проводили 5 дней. На вышеприведенной иллюстрации температура окружающей среды составляла 32,5 градуса.
Окрашенный рельс все равно нагрелся, но до температуры 35,7 градусов. А вот неокрашенный — до температуры 51,5 градусов. (на 19 градусов выше температуры окружающей среды, почти что наши расчетные 20 градусов)
Отличный результат! Хотя, судя по всему, по этому пути не ходили поезда, и в реальной практике головку рельса не красят. Возможно, для дефектоскопистов, которые ищут скрытые дефекты в рельсах, будет сложно работать с этим полностью закрашенным рельсом.
Как утверждают железнодорожные компании, проводившие исследование, в условиях реальной эксплуатации покрытие ведет себя по-разному. Где-то эффекта нет, а где-то оно действительно предотвращает нагрев до 10 градусов. Например, немецкая железнодорожная компания Deutsche Bahn как-то окрасила 1 км путей высокоскоростной магистрали по примеру итальянской железной дороги.
Ниже привожу вам результаты исследования американской компании AREMA, которая выпускает для проектировщиков США рекомендации по проектированию железных дорог. В таблице приведены типы покрытий и их свойства снижать нагрев от солнечных лучей в сравнении со сталью.
Противники покраски
Идея покраски рельсов не нова, но она активно развивается. Исследования, которые можно найти в интернете, являются довольно свежими (2023, 2024 год). Однако есть и те, кто выступает против этой идеи.
Суть идеи довольно проста — снизить температурные деформации в летний период. Кроме того, есть мнение, что это недорогой способ повысить безопасность движения на железной дороге, особенно если речь идёт о бесстыковом пути, где теплоизоляционное покрытие дополнительно защищает железнодорожный путь от выбросов.
Вы можете узнать о причинах выброса пути, перейдя по ссылке на эту статью или посмотрев соответствующий ролик на канале.
Противники изоляционного покрытия считают, что оно совершенно не нужно. На одном британском форуме я прочитал возмущение железнодорожников, которые связали нанесение этого покрытия с неуверенностью эксплуатационной организации в обеспечении безопасности движения поездов.
На самом деле их можно понять, ведь та же модель расчета бесстыкового пути подразумевает большие запасы на потерю устойчивости рельсошпальной решетки, то есть выброса. К тому же мощные рельсовые скрепления на каждой шпале надежно удерживают рельсошпальную решетку. На железной дороге ведется постоянный контроль за состоянием пути, в аномальную жару он усиливается.
Тем не менее на мировой сети железных дорог выброс пути никуда не исчез. Каждый год он возникает на какой-либо железной дороге, снова и снова. Быть может, созданное теплоизоляционное покрытие действительно заслуживает большего внимания, исследований и смелых экспериментов.
Также подписывайся:
Спасибо, что прочитали, также рекомендую другие интересные материалы: