Уже много лет на железных дорогах существует требование, согласно которому рельсовые стыки должны располагаться параллельно друг другу. Это требование можно найти в российских нормативных документах по проектированию железных дорог, где указано, что рельсовые стыки должны быть расположены «по наугольнику».
Данное требование выполняется не только в России, но и на железных дорогах других стран, по крайней мере на главных магистралях. Но стоит признаться, что на прочих путях иногда и не соблюдают параллельность стыков.
Расположение стыков «по наугольнику» можно назвать европейским стилем. И оно было признано более эффективным решением по сравнению с альтернативным вариантом — расположение стыков «вразбежку», то есть в шахматном порядке, который можно назвать американским стилем.
Параллельные стыки уже очень давно вытеснили шахматный порядок, даже несмотря на трудоемкость устройства такого решения, которое проявляется на кривых участках звеньевого пути.
Хотя на путях РЖД уже давно используют бесстыковой путь, трудоемкость устройства параллельных стыков всё ещё может встречаться на других железных дорогах, например, на промышленных путях или на недавно уложенных путях РЖД, где до стабилизации земляного полотна может быть уложен звеньевой путь. В прошлом же данная трудоемкость встречалась намного чаще.
Дело в том, что для звеньевого пути выпускаемый рельс имеет стандарт на длину. Если говорить про российские железные дороги, то у нас этот стандарт согласно ГОСТ Р 51685-2022 равен 12,5 м и 25 м. И если мы начнем укладывать рельсошпальную решетку в кривом участке пути, то неизбежно столкнемся с нарушением параллельности из-за разности длины двух рельсовых нитей. Стыки на внутренней нити будут попросту забегать вперед.
Решение этой проблемы довольно простое: необходимо производить специальные укороченные рельсы, которые будут уложены во внутреннюю нить. В соответствии с требованиями ГОСТа, регламентируется величина укорочения. Для рельсов длиной 25 метров она составляет 80 и 160 мм, то есть рельсы производятся длиной 24,92 и 24,84 метра. укорочении 80 мм, половина это 40 мм, а при укорочении 160 мм.
Если же в кривой укладываются рельсы длиной 12,5 метра, то их можно укоротить согласно ГОСТ на 40, 80 или 120 мм. В результате длина выпускаемых рельсов составляет 12,46, 12,42 или 12,38 метра соответственно.
Таким образом, в наружную нить всегда укладывают рельсы нормальной длины — либо 25, либо 12,5 метра. А во время укладки внутренней нити чередуют рельсы нормальной и укороченной длины, стараясь сохранить параллельность стыков. Однако, конечно, даже такой способ не позволяет идеально выровнять стыки по наугольнику. Смещение всё равно будет, но его можно контролировать. Именно это и делают на железной дороге, вводя ограничения на допустимое смещение.
Обычно для каждого криволинейного участка пути предусматривается только одно укорочение, например, 80 мм. Допуск по смещению рассчитывается как половина этого укорочения. В нашем примере допуск по забегу стыка внутренней нити составил бы плюс-минус 40 мм. Однако это жёсткие проектные нормы. Если же речь идёт об уже эксплуатируемой железной дороге, то нормы смягчаются. Они составляют половину стандартного укорочения плюс дополнительные 80 мм.
Соблюдение требования устройства стыков по наугольнику требует на этапе проектирования довольно непростых инженерных расчетов, по итогам которых определяется порядок укладки укороченных рельсов во внутренней нити кривой. А затем составляется специальная погрузочно-укладочная ведомость на весь перегон. После чего становится возможным сформировать укладочный комплекс и грамотно уложить звенья.
Спасибо, что прочитали, также рекомендую интересные материалы по поводу рельсов:
Также подписывайся: