Рассказ о поездке прошлым летом, по последнему оставшемуся в первозданном виде, не заасфальтированному участку "Сибирского тракта" в Пермском крае. К рассказу предлагаются несколько видео - собственно сама дорога, потом заезд на ключик преподобного Серафима Саровского и видео из центра села Дуброво.
Для жителей Пермского края и тех путешественников которые проезжая по его территории особо никуда не торопятся, этот последний оставшийся 30-ти километровый участок представляет интерес (ниже выложена карта), собственно поездка займёт не более часа если вы отклонитесь от обычного маршрута Ижевск - Пермь и проедете тут. Посмотрите старинные села с которых начиналось освоение Пермского края русскими - Дуброво, Острожка, Большая Соснова.
Смотрите видео.
Следующее видео мы заехали на ключик преподобного Серафима Саровского, на церковный великие праздники туда люди приезжают на Крещение за святой водой, сейчас летом вообще никого не было.
Смотрите видео.
Ничего сложного дорога не представляет, в любую погоду можно проехать, так называемое "гравийное шоссе" начинается от Большой Сосновы и до Дуброво, после уже идёт асфальт. Можно вернуться потом после Острожки, через Таборы на основную трассу ведущую в Пермь, а можно и доехать до Оханска, старинного города на реке Каме и переправившись через реку на пароме, через Юго-Камский, мимо аэропорта Большое Савино выехав к Перми, дальше продолжить свою поездку в сторону Екатеринбурга.
Смотрим видео.
Ещё видео.
Поверьте мне, не только на детей, но и даже на взрослых переправа через Каму на пароме произведёт большое впечатление. Паром ходит каждый час, их там два идут навстречу друг другу, никаких особых очередей я ни разу не видел, всегда спокойно подъезжаешь, заезжаешь на паром и переправляешься.
Дальше немного про историю "Сибирского тракта", как когда какими царями через какие города и села он проложен.
Сибирский тракт является самым протяженным в мире культурным ландшафтом, отражающим полутысяче летнюю историю Российского государства. Интенсивность функционирования и его обустройство усиливались по мере продвижения Русского государства на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток. Первоначально это было связано с присоединением Перми Великой (1472) и Вятки (1489) к Московскому государству и дальнейшим освоением русскими Сибири.
С покорением Казанского ханства стали пользоваться более коротким путем. Дорога начиналась от Москвы, шла через Нижний Новгород на Казань - Кунгур - Тюмень.
Под Сибирским трактом (Московский тракт, Московско-Сибирский тракт) закрепилось название дороги, проходящей почти по всей территории России от Санкт-Петербурга и Москвы на западе и до гг. Охотск, Кяхта и Чита на востоке. Строительство началось во второй четверти XVIII в. (с сенатского указа 1733) и завершено во второй пол. XIX в. Из Москвы путь лежал через Муром, Козьмодемьянск на Казань, и далее через Дебёсы, Оханск в Пермь, затем Кунгур, Екатеринбург, Тюмень до Тобольска и далее на восток.
С учреждением губерний (указ Екатерины II от 7 ноября 1775). 1 июня 1783 года вышел указ Екатерины II о трактовом сообщении Санкт-Петербурга с Вяткой. В результате сложились две ветки Сибирского тракта: на севере - Петербуржско-Вологодско-Вятская, на юге - Московско-Казанская. Село Дебёсы стало узлом, где эти две ветки соединились в одну.
Чтобы путники не плутали в снег и непогоду, императрица Екатерина II распорядилась высадить вдоль тракта березы на расстоянии трех метров друг от друга. Деревья должны были предохранять тракт от снежных заносов. Эти старые березы, которые в народе так и называли «Екатерининскими», встречаются и сегодня. Каждое крестьянское хозяйство в притрактовых деревнях обязано было посадить по несколько берез и следить за их выживанием.
Эти берёзы посаженные наверное не при Екатерине. а на век позже помню ещё из детства. Особенно они были огромные на участке между Дуброво и Острожкой, причём когда я первый раз увидел их из автобуса, мама сказала что они посажены при царице Екатерине, таких их и звали "Екатерининские" сейчас наверное уже их нет остались, только их потомки.
В народе тракт имеет несколько названий: "Великий кандальный путь", "Государева дорога", "Екатерининский тракт". По Сибирскому тракту прошли и проехали тысячи арестантов, а также многие известные путешественники, государственные деятели (включая и царские особы, например, Александр I), купцы и т.д.
В 1817 г. специальным Указом Александра I утверждены новые правила устройства почтовых трактов: под дорогу отводилась полоса шириной 30 сажен (60м.), из них 8- 10 сажен предназначали непосредственно для проезжей дороги. По 5 сажен на каждой стороне отводили для канав и придорожных березовых аллей, остальную часть полосы, огражденной по бокам канавами отвели для прогона скота. По обе стороны дороги отводилось место для канавы и придорожных аллей. Каждому крестьянскому хозяйству при трактовых деревень был дан "урок" посадить на придорожной полосе по нескольку берёз и следить за их выживанием; ответственность за сохранность берёз ложилась на сельскую общину. Этим же Указом предписывалось в местах расположения почтовых станций учредить этапы - пункты для дневок и ночёвок арестантов с постройкой специальных тюремных зданий. Активнее всего был задействован отрезок пути между Волгой и Уралом, соединивший Казань с Пермью и близлежащие к тракту города.
На трактовой дороге было правилом строгое расписание. За определенное время ямщик обязан обернуться от одной станции до другой. Установлена была и средняя скорость для упряжек- троек. По пересеченной местности 10 км/час, по ровной 12- 15 км/час.
В августе 1735 года особым указом правительства утвердили почту, но возили только корреспонденцию, исходящую от царского двора. Для ускорения доставки почты составили специальную инструкцию " нигде, а особливо в городах и селениях, у питейных домов не останавливаться".
Это была дорога царей, каторжников, путешественников и поэтов. Длина её, по некоторым подсчётам, равнялась 11 тысячам километров.
Так как это моя малая Родина то у меня на канале в подборке "Родные края" Вы можете прочитать ещё несколько рассказов, про местные достопримечательности. Например вот рассказ про "Копань", как крестьяне приписанные к Очёрскому заводу в XIX веке вручную выкопали канал соединяющий реки Чепца и Очёр для пополнения Очёрского заводского пруда:
Ещё один рассказ про пермскую достопримечательность - Голубые озёра, на месте известковых карьеров, север Пермского края. Посмотрите очень интересно, читайте.
Ну и для тех кто едет в сторону Казани, Перми из Москвы мой рассказ про новую платную дорогу про её особенности цены и проблемы.
Ну посмотрю как зайдёт такая тема моим читателям-подписчикам, если будет много прочтений и лайков ещё выложу несколько статей. Есть видео из Очёра. Там, в этом довольно-таки большом по Пермским меркам городе, районном центре есть музей. На территории Очёрского района были раскопки разных вымерших окаменевших зверей Пермского периода, есть несколько видео.
Ну и для тех кто ждёт продолжение про учёбу в Пермском Высшем военном командном училищем МВД СССР, работа по продолжению идёт, скоро будет продолжение.
По ссылке ниже цикл статей про учёбу в ПВВКУ МВД СССР: