Учил высокой морали – а сам пил горькую? В стихах радовался жизни – но в жизни слыл глубоким пессимистом?
Каким был на самом деле поэт, которого до сих пор обожают как интеллектуалы – так и простая публика, цитируют и на серьезных научных конференциях – и в «статусах» соцсетей?
Историки с литераторами рассказывают самые невероятные истории о жизни Омара Хайяма. И далеко не все страницы его жизни настолько же высоко нравственны и восторженны, как его рубаи…
В данной статье использованы иллюстрации к стихам Омара Хайяма художницы Ирины Степановой.
1. Был ли поэт гyлякой? «"Не пей, Хайям!" Ну, как им объяснить, что в темноте я не согласен жить?»
Надо полагать, человек, столь активно вентилировавший тему чарок и их содержимого, знал об этом не понаслышке, но имел практический опыт в сей сфере.
Но вот насколько далеко этакий опыт продвинулся?
Некоторые поклонники Омара уверены, что поэт почти не выходил из-за пиршественных столов. Как иронизировал сам суфий, «попрекают Хайяма числом кутежей».
Исследователи же доказывают, что представитель мусульманской культуры просто не мог себе такого позволить, ведь ислам крайне негативно относится к градусным напиткам. А Омар был адептом Корана.
Впрочем, имеется как минимум две промежуточные версии, которые позволяют несколько примирить возлияния Омара с традициями его религии:
- в восточной культуре есть установка, по которой странник вправе такие напитки употреблять, когда он находится в дороге. И если условно и метафорически считать себя таким вот путешественником, то позволять себе кое-что можно…
А уж наш Хайям, будучи философом с более чем пространными рассуждениями, мог о себе символически придумать весьма многое – дескать, путник по дороге жизни, странник во Вселенной и т. п.;
- в XI–XII вв. отношение к вину было, как бы сказали сегодня, более толерантным, особенно у грамотных людей, и уж тем более у образованных врачей. Последние могли знать формулу Авиценны: «Вино горько и полезно, как совет философа... Религия дозволяет пить вино разумному человеку и запрещает глyпoму».
2. Был ли женат Хайям? «Жизнь – бедная невеста! Приданое – в веселости моей»
И опять-таки разные исследователи выдвигают различные версии.
Так, Табризи в «Тараб-ханэ» («Дом Радости») указывает, что Омар не тяготел к супружеской жизни и не обавелся потомством.
Иные источники пишут, что поклонник слабого пола женился-таки, но после уж слишком затянувшегося периода холостячества – в 80 лет. При этом молодая была действительно молода, особенно для сего старца: на момент свадьбы ей было 18 лет. Более того, у этих молодо(ли?)женов даже родился ребенок.
Впрочем, есть и те, кто доказывает, что Хайям остаток жизни провел отшельником, из-за книг вырываясь лишь изредка для коротких бесед с учениками.
3. Был ли Хайям дoнжyaном? «Скорей приди, исполненная чар»
Вновь вспомним тех, кто уверяет, что поэт писал стихи, так сказать, с натуры – самого себя: получается, и женщин у этого восторженного товарища должно было быть немеряно.
Однако многие весьма скептично относятся к такой версии, поскольку среди людей творческих много тех, кто энергию тратит больше, так сказать, на теорию, чем на практику.
То же могло быть с нашим поэтом: его больше интересовал не процесс (общение разного рода с женщинами), но результат (творческие порывы, самовыражение, эмоциональный выплеск, стихи…). Со времен Зигмунда Фрейда это называется сублимацией.
Однако ж те, кто находит в стихах Хайяма особый отклик на собственные чаяния и радости жизни, не могут согласиться с такой теорией, считая, что, может быть, супруги у поэта и не было, а вот женщины были, скорее всего – много. Иначе как он мог их столь подробно, с детальным знанием дела описывать?..
4. А существовал ли Хайям… в принципе? «Живи, безумец!»
Как обычно, мнения у исследователей самые разные.
Классическая трактовка гласит: с 1048 по 1131 г. жил и творил величайший ум раннего Средневековья. В иранском городе Нишапур даже есть надгробие Хайяма, над которым возвели мавзолей.
Более модерновая интерпретация истории уверяет, что Хайямов было… несколько. Как минимум, двое: один – гуляка и веселый поэт, другой – серьезный ученый и строгий мыслитель.
Так, в известных словарях Брокгауза и Ефрона этой фигуре посвящены 2 статьи в разных томах: в т. 42 – об ученом Омаре Аль-Каями, в т. 73 – о поэте Хейяме или Омаре Хейяме.
Наконец, постмодерн вообще сомневается: «А был ли мальчик?»
Мол, поэт был фигурой вымышленной, от его имени несколько веков мистифицировали-творили разные персидские и арабские мыслители… а многочисленные переводчики и редакторы за много веков со своей стороны добавили столько отсебятины, что личность поэта уже осталась слабой тенью.
Собственно Омару некоторые исследователи отводят лишь 66 четверостиший из более чем 5000 известных в наше время рубаи, приписываемых этой таинственной фигуре.
Как в свое время доказывали, будто «Тихий Дон» писали несколько людей, а сам Михаил Шолохов максимум – лишь компилировал их, так и относительно Омара Хайяма пытаются вывести формулу его коллективного авторства.
Хочется, однако ж, считать, что всё дело было в богатстве натуры и глубокой фантазии великого поэта древности: настолько он был многогранным, что поневоле начинаешь видеть тут почву для мистификаций.
Итак…
Безусловно, Хайям был грамотнейшим и мудрейшим человеком, особенно для своей эпохи.
Он имел замечательные познания и владел отменными практическими навыками в разных областях:
- иностранные языки и математика (его трактат «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы» признается одним из наиболее выдающихся алгебраических трудов Средних веков);
- астрономия и астрология (он не только был придворным астрологом-прорицателем, но и поразительно четко вычислил орбиту вращения Земли вокруг Солнца, составил звездный каталог, построил обсерваторию, реформировал солнечный календарь, создал новую систему летоисчисления…);
- философия и мусульманское право (есть гипотеза, что уже в 7-летнем возрасте Омар, обучаясь в медресе, выучил наизусть весь Коран);
- метеорология и теория музыки;
- медицина и кулинария (он написал книгу рецептов «Астрология питания»);
- и др. и пр.;
- и т. д. и т. п.
Но, как и другие пассионарии, которым от природы даны незауряднейшие способности и почти неисчерпаемая энергия, позволяющие далеко обгонять свое время, Омар разбрасывался: «В одной руке – бокал, другая – на Коране».
Подобным образом жил, к примеру, наш гениальный Карл Брюллов. По свидетельству очевидцев, путешествуя за границей, художник мог, приходя от сомнительных женщин, философствовать о жизни и создавать картины-шедевры.
Энергией и талантами, знаниями и навыками он распылялся в бесконечных кутежах. Его жизнь делала немыслимые скачки:
- от серьезных занятий наукой и глубоких рассуждений о смысле жизни
=>
- к необузданным paзгyльям с шумными друзьями и теми еще подругами («Нет в женщинах и в жизни постоянства…»)
=>
- к меланхолии и морализаторству («Тесна мне бытия печальная темница»).
Что ж, видимо, к самому Хайяму (если он, конечно, в принципе существовал) следует отнести его стихи:
«Человек словно в зеркале мир – многолик.
Он ничтожен – и он же безмерно велик!»
П. с. Уважаемые читатели, а как думаете вы: существовал ли Хайям, и если да, то был ли он таким же гулякой, каковы его стихи?
И на близкие развенчивающие темы читайте посты «Таким ли Гамлет был хрупким и утонченным юнцом, как его изображают», плюс «Как авторы умудряются писать так много: и Дюма и фабрика рабов», а также «Почему клад в "Острове сокровищ" Стивенсона достался в итоге все же пиратам».
+ отвечайте на тесты «Остались ли у вас знания по истории со школы?» и еще «Ответите ли вы на вопросы по литературе из школьного курса?».
#история #древность #Средневековье #биографии #знаменитости #стихи #Хайям #наука