Найти тему
"Хомо люденс"

Как некоторые авторы умудряются писать так много, или Дюма и «фабрика» литературных помощников

Динамика выпуска новых книг отдельных авторов просто поражает: некоторые читатели даже прочесть столько текста не успевают, сколько эти авторы пишут.

Как они только умудряются настолько плодотворно писать книги? Давайте рассмотрим некоторые версии, выдвигаемые учеными и СМИ. И возьмем самый показательный пример: Дюма-отца.

Он был одним из наиболее популярных авторов своего времени. Причем любили его не только читатели, но и издатели: он публиковался часто, обеспечивая им систематические доходы круглый год на протяжении многих лет.

Уже с 1830-х гг. поговаривали, что такой большой активности писателя существенно способствует команда помощников – тех, кого впоследствии назвали литературными нeг… paбaми.

Одним из таких постоянных помощников (или даже соавторов – но тайных, без оповещения об этом публики?..) был Огюст Маке.

Этот литератор влaчил cyдьбу многих талантов, не умеющих правильно продавать свое творчество: обладая несомненным даром, читателям он известен не был. Что, видимо, и было на руку Дюма.

Именно Маке подтолкнул своего более везучего собрата по перу обратиться к написанию историко-aвaнтюpных poмaнов, где бы фактические события прошлого выступали фоном для приключений персонажей.

В тесном сотрудничестве с Маке Дюма написал несколько романов, в том числе «Королеву Марго», «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо».

Впрочем, Дюма тоже помог Маке: блестяще отредактировал пару его книг – и издатели перестали их отвергать.

Правда, с рукописью Маке «Добряк Бюв» вышла неувязочка. Дюма хотел, чтобы его имя как соавтора стояло на обложке рядом с фамилией Маке, а редактор газеты согласился только на 1 имя… самого Дюма. Так Маке просто вычеркнули из его же собственного произведения.

Обо всем этом литературоведы узнали из переписки этих двоих (недо-)соавторов.

Также об использовании Дюма труда помощников указывал Эжен де Мирекур. В 1845 г. он выпустил об этом специальный памфлет «Фабрика романов "Торговый дом Александр Дюма и Ко"».

Кстати, Дюма возмутился и подал в суд на этого журналиста. И даже выиграл дело. Однако после этого он просил Маке письменно отказаться от его прав на переиздание написанных вместе с ним книг. При этом сам Дюма указывал, что совместно они написали «полмиллиона строк».

Со временем отношения Дюма и Маке испортились. И последний даже подал в суд, чтобы признать его соавторство в целых 18 романах!

Тяжба воплотилась в 3 процесса, но, разумеется, выиграл знаменитый любимец публики.

Как выяснили исследователи, были у Дюма и другие тайные помощники:

  • маркиз де Шервиль;
  • Поль Мёрис, с которым были написаны «Асканио» и «Две Дианы»;
  • и проч.

Правда ли, что Дюма использовал труд литературных paбoв?

Изображение взято на hobbibook
Изображение взято на hobbibook

Вполне может быть, что эта версия придумана его зaвистникaми и нeyдaчниками, желающими подвизаться к славе знаменитости.

Но все лица, претендующие на соавторство с ним, были уж очень удобные: талантливые, но неизвестные; кропотливые и работоспособные, но покладистые…

Да и написать несколько сотен томов 1 человеку просто не под силу.

Даже чтобы просто перечитать исторический материал (заметьте, не в Интернете, а в библиотеках в дальних точках города) для всех своих книг, Дюма должен был бы просто не выходить из-за стола.

И ведь надо было этот материал еще сложить в сюжеты, и закрутить интереснейшие интpиги, и прописать множество подробностей, и выдержать стилистику, и согласовать всё это между собой...

Дюма-отец прожил всего 68 лет. Даже если он творил чуть менее 50 лет, все равно физически написать все эти несколько сотен томов в одиночку Дюма не мог. Однозначно у него были помощники, возможно, даже целая «фабрика».

Скорее всего, главенствовал во всем сам Дюма, а подавали идеи и прописывали подробности пресловутые литературные нег... помощники.

П. с. Другой пример «мнoгocтaнoчных» авторов я рассмотрю в моем следующем Дзен-посте – про Дарью Донцову, которая выдает на-гора порядка 12 книг каждый год в течение вот уже 15 лет.

Также в рамках юмор-анализа книг Дюма читайте Дзен-посты «Мы считаем Д’Артаньяна милым и романтичным, а он был жaдным и недобрым» и еще «Как могли похитить подвески у Бекингема: миледи-гипнотизер и другие тайны».

#книги #литература #история #культура #общество #франция #европа