Найти тему
"Хомо люденс"

Почему клад в «Острове сокровищ» Стивенсона достался в итоге все же пиратам

Я не собираюсь переписывать текст классического романа Роберта Льюиса Стивенсона. Я лишь хочу проанализировать его.

Не пугайтесь слова «анализировать», будем делать это легко и с юмором.

Итак, за клад, зарытый пиратским капитаном Флинтом, боролись 2 группировки:

1) «наши», или честные люди (в описании Стивенсона). Это сквайр Трелони, доктор Ливси, капитан Смоллетт и мальчик Джим, олицетворяющие по сюжету закон и справедливость;

2) «не наши», т. е. пираты, которые по определению должны идти на виceлицу за то, что гpaбили других людей, pacпpaвлялись с самими обладателями богатств и забирали эти богатства себе. Некогда пираты, добывшие эти сокровища, складировали их в одном месте. Но сaмый кoвapный из них Флинт сокровища присвоил себе, спрятал их на необитаемом острове, а сообщников пpикoнчил.

По сюжету задействованы также дополнительные участники – живые и не очень:

  • Бен Ганн, некогда оставленный на этом острове пиратами;
  • карта острова, где отмечено место с зарытым кладом.

И вот 2 группировки при активном участии дополнительных участников ищут сокровища. Причем найти их хотят все. В том числе «наши». То есть и доктор, и капитан, и все их друзья – они ведь по острову бегают не только и не столько, чтобы проучить пиратов, поймать их и торжественно отдать правосудию. Нет, они тоже хотят найти сокровища, чтобы… забрать их себе.

И если участие в этом юного Джима еще можно понять (мальчишки традиционно любят все увлекательное, а вот в законах пока не разбираются), то как же быть со взрослыми «нашими»?

Впрочем, не так прост был наш юнец, когда с самого начала присвоил карту сокровищ у только что oтдaвшeго кoнцы Билли Бонса.
Писатель подталкивает нас с тому, что, мол, Джим с матерью обыскали Билли как постояльца, который долго не платил им за постой. Но, честное слово, мальчик знал, что делает, когда забирал не деньги в уплату за аренду комнаты, а карту. Ведь он слышал о ней разговор пиpaтов.
Словом, мальчик осознанно начинает историю с поисками сокровищ для себя.

Заполучив карту, Джим рассказывает о ней доктору Ливси и сквайру Трелони. И те сразу же начинают готовиться к экспедиции на Остров.

В то же время, Смоллетт, будучи капитаном корабля, был человеком, осведомленным в законах. Некогда капитанам даже позволялось венчать пассажиров своего судна – такие полномочия им давал (и дает в некоторых странах до сих пор) закон.

Поэтому Смоллетт наверняка был в курсе, что клад – это незаконно отобранное у других людей имущество, т. е., попросту, кража в крупных размерах. А присвоение кладов себе уже и в те времена правосудие не только не приветствовало, но карало. Вот пиратов за это вeшaли даже. Не даром они все так пытаются хотя бы помощью Джима заручиться, чтобы он на суде замолвил за них слово (хотя кто там будет слушать в суде показания несовершеннолетнего?..).

Или вот у Бена Ганна тоже рыльце в пушку. Он сам раньше был пиратом, что-то не поделил с дружками и те высадили его на необитаемом острове. Там Ганн отыскал клад, перепрятал его и потом передал «нашим».

По сути, Ганн сокровищами совершил тройную сделку:

1) подкупил – тех, с кем он этими сокровищами поделился (чтобы не отдавали его на виселицу);

2) купил себе жизнь;

3) купил себе богатое будущее (потому что вступил в долю с «нашими» при дальнейшей распределении богатств из сундуков Флинта).

Итак, что получается у нас в итоге?

«Наши» везут домой сундуки с драгоценностями (которых было столько много, что их только 3 дня переносили на корабль с Острова). Дома «наши» распределяют сокровища между собой…

Кадр из советского фильма "Остров сокровищ"
Кадр из советского фильма "Остров сокровищ"

Постойте, а почему мы до сих пор называем их «наши»? Ведь, присваивая клад себе, они автоматически делаются «не нашими». Эти взрослые неглупые люди в курсе, что сокровища украдены у их законных владельцев, зачастую за счет жизней этих бывших владельцев. А Бен Ганн даже может припомнить, у кого именно эти драгоценности свистнули.

И вот как их всех после этого называть? Чем они лучше пиратов? Только тем, что боролись с ними, лишь обороняясь, а не нападая? Но клад-то они присвоили. И это – честные люди?

Даже если экспедиция по завершении отдала часть английскому государству – многое ее участники получили на руки себе. Впрочем, как говорил герой другой истории, «меня терзают смутные подозрения», что драгоценности были поделены только между участниками экспедиции и никаких 75% (или сколько там по тем временам в Англии?) государству никто не отдавал…

Словом, был дележ с государством или нет, но Стивенсон описывает, что по возвращении домой все герои стали богатыми людьми (включая Бена Ганна, этого бывшего пирата). За счет украденных у других людей богатств.

Бен Ганн, правда, спустил богатства за 19 дней, но это уже его личные издержки темперамента.

Как тут не вспомнить слова другого пирата – из «Сокровищ Агры»: закон заставляет отдать другоценности тому, кому они не принадлежат…

Словом, в итоге приключенческой истории клад пиратов достается тоже пиратам – только действующим так, словно они в своем праве. И ведь читатели до сих пор уверены, что эти люди были достойны полученных ими богатств.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц