Очередным вопросом темы налоговой проверки мы хотим осветить такой нюанс – а как ее не допустить. Есть ли способы избежать налоговой проверки ВООБЩЕ. И ответ на этот вопрос будет еще более интригующим – ЭТО ВОЗМОЖНО! (прим.автора: статья посвящена добросовестным налогоплательщикам. А остальным мы желаем максимально привести дела в порядок!).
И как обычно, для того, чтобы это сделать – есть несколько вариантов:
1. «Да я просто никому не интересен». Этот вариант – чисто русский «Авось», как правило, работает. Но только для мелких (без обид!) компаний. Ведь мелкие – кому они вообще нужны!?
2. Для остальных, включая малый бизнес – надо знать следующее:
А) по каким критериям компания попадает в список для проверки.
Б) какие действия компании приводят к налоговой проверке (плановой или внеплановой).
В) как узнать о попадании в список проверяемых компаний (плановые проверки).
Вопросы интересные. Ну-с, поехали!
А) по каким критериям компания попадает в список для проверки.
Как мы писали ранее (в статьях: «Налоговая проверка – что это значит» и «Психологические аспекты ВНП»), ответ на этот вопрос закрыт, как обычно, в Знаниях по данному поводу. Ведь в отличие от других типов проверок, данные о плановых налоговых проверках не публикуются на сайте Прокуратуры РФ. Поэтому ответ на этот вопрос возможет при понимании, что является причиной налоговой проверки. И, да, ответить на этот вопрос возможно только понимая, как устроена работа налогового органа по данному вопросу.
Итак, немного информации о типах проверок. Выездные налоговые проверки бывают плановыми и внеплановыми. Кроме того, согласно внутренним документам налогового органа проверки бывают целевыми/тематическими.
Целевые выездные налоговые проверки проводятся на основании указаний Министерства или региональных Управлений. Это проверки по виду деятельности или конкретному налогу или статусу налогоплательщика. Узнать о такой проверке из открытых источников достаточно сложно, но возможно: это публикации налогового ведомства в связи с данными проверками (прямо или косвенно на них указывающие), это публикации в прессе о виде деятельности, категории налогоплательщика, которые вызывают интерес/ раздражение прессы. Также об этом можно узнать, если мониторить ситуацию по вышеуказанным трем видам позиций (вид деятельности, налог, статус) – через участие в объединениях компаний по виду деятельности, соц.сети и т.п. Есть, конечно, более изощренные методы, но не будем пока углубляться!
Иными словами, источником проверок может бытьдоступная информация в СМИ и интернете и инсайд от третьих лиц.
Плановые и внеплановые выездные налоговые проверки. Об этих проверках нет официальных публикаций, но есть маркеры, которые позволяют их предвидеть. И здесь мы немного углубимся в нормативные акты налогового ведомства.
Для начала обратим ваше внимание на Концепциюсистемы планирования выездных налоговых проверок,утвержденную Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@) (далее по тексту - Концепция).
Данный документ представляет собой исключительно ценный материал для ответа на поставленный вопрос.
Согласно Концепции «планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов».
Но не стоит путать открытость процесса с заблаговременным опубликованием информации о проверяемом налогоплательщике или непосредственном извещении него о налоговой проверке заблаговременно (правда, за исключением проверки дробления бизнеса за 2021г. и еще пары отдельных случаев).
«В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе "зон риска" совершения налоговых правонарушений» - говорит нам Концепция. Из вышеприведенной цитаты достаточно понятно, что налоговый орган указывает налогоплательщику очевидные критерии, которые служат основанием для назначения выездной налоговой проверки. И подтверждением тому является указание в разделе 4 Концепции этих критериев:
«Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском».
Из вышеприведенной выдержки нам важно следующее:
1) налоговый орган указал нам 12 критериев, которые с его точки зрения являются основаниями для назначения выездной налоговой проверки. Но при этом, мы с вами, как внимательные люди, не могли не заметить в первом абзаце вышеприведенной фразы указания на «могут являться». И прочтение данной фразы осуществляется не по принципу могут являть/могут не являться, а по принципу – могут являться и другие критерии. Более детальное раскрытие вышеуказанных критериев содержится в Приложениях №№2, 3 и 4 к вышеуказанному Приказу ФНС об утверждении Концепции.
2) анализ критериев дает нам следующие основные выводы: организация должна соответствовать установленным критериям на постоянной основе. Налоговый орган указывает на возможность временного сбоя, а также на обстоятельства форс-мажора (не прямо конечно же, но тем не менее – например, 2022г. для компаний определенных отраслей).
3) в случае несоответствия критериям в течение более-менее длительного срока необходимо предоставление соответствующих пояснений с документальным подтверждением.
4) необходимо контактирование с налоговым органом, но не игнорирование его запросов и требований.
Прим: необходимо указать, что наличие каждого из вышеуказанных критериев (и не только их) может само по себе являться основанием для назначения выездной проверки. Однако, как указывает налоговый орган в своем документе:
«Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализавсей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников». Поэтому налоговый орган, как правило, оценивает вышеуказанные критерии в их взаимосвязи и взаимодействии.
Б) Какие действия компании приводят к налоговой проверке (плановой или внеплановой).
Ответ на данный вопрос со всей очевидностью вытекает из предыдущего. Если компания подпадает под указанные в Концепции критерии и не производит должных коммуникаций с налоговым органом, то у налогового органа складывается вполне обоснованное мнение о необходимости проведения выездной налоговой проверки.
Таким образом, к выездной налоговой проверке приводят в совокупности два условия:
1) наличие в деятельности компании вышеуказанных критериев и
2) отсутствие/неправильное ведение коммуникации с налоговыми органами по поводу наличия вышеуказанных критериев.
В) как узнать о попадании в список проверяемых компаний (плановые проверки).
Ну и наконец, ответ на самый интригующий вопрос – а как же заблаговременно узнать о начале проверки.
Немного приоткроем тайну – об этом вам сообщат ваши контрагенты (поставщики или покупатели) по бизнесу.
Ну а подробнее об этом мы вам расскажем в нашей следующих статьях, которые будут посвящены вопросам:
- Встречные запросы при налоговой проверке: что делать и как реагировать.
- К вам пришли, а вы не в курсе! Или как начинается налоговая проверка.
- и другим нашим статьям на тему выездной налоговой проверки.
Надеемся, что данная статья не оставила вас равнодушными к данной теме – поэтому ждем ваши реакции (комментарии, лайки и иные способы восхищения или негодования) на нашем Телеграмм-канале «Налоговый консалтинг». И до встречи с вами в наших следующих статьях о налоговых проверках и анализе дробления бизнеса (и не только)»
#выезднаянаоговаяроверка #налоговаяпроверка #налоговая #ФНС #налог #налогоплательщик #налоговик #НКРФ #налоговыйорган #юридическиеуслуги #налоговыйконсалтинг #юридическаякомпания
Статья выпущена 25.02.25 г.