Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Бронеавтомобиль прапорщика Улятовского, 1915

В первой половине 1915 года разработка бронеавтомобилей в Российской Империи не давала новых результатов. Конструкторы не могли понять, как сделать технику надёжной, при этом не нагружая казну, не могли найти оптимальные решения в оснащении техники. Однако была одна светлая мысль — выдал её прапорщик Улятовский. Практически сразу после начала Первой Мировой Войны в Российской Империи стали появляться множественные проекты бронетехники — удачные и не очень, а некоторые и вовсе были откровенно бредовыми. Но нельзя сказать, что светлых идей в головах некоторых конструкторов не было — тот же Пороховщиков, например, разработал проект разнесённого бронирования (оно появится много позже), а генерал-майор Филатов разработал проект весьма удачного бронеавтомобиля. Собственно, с него и началась история создания машин по проекту прапорщика Улятовского. Собственно, ничего особо нового он не предложил — генерал-майор Филатов получил заказ на разработку бронеавтомобиля более традиционной конструкции
Оглавление

В первой половине 1915 года разработка бронеавтомобилей в Российской Империи не давала новых результатов. Конструкторы не могли понять, как сделать технику надёжной, при этом не нагружая казну, не могли найти оптимальные решения в оснащении техники. Однако была одна светлая мысль — выдал её прапорщик Улятовский.

Бронеавтомобиль Улятовского был весьма оригинальным решением. Фотография в свободном доступе.
Бронеавтомобиль Улятовского был весьма оригинальным решением. Фотография в свободном доступе.

История создания

Практически сразу после начала Первой Мировой Войны в Российской Империи стали появляться множественные проекты бронетехники — удачные и не очень, а некоторые и вовсе были откровенно бредовыми. Но нельзя сказать, что светлых идей в головах некоторых конструкторов не было — тот же Пороховщиков, например, разработал проект разнесённого бронирования (оно появится много позже), а генерал-майор Филатов разработал проект весьма удачного бронеавтомобиля. Собственно, с него и началась история создания машин по проекту прапорщика Улятовского.

Собственно, ничего особо нового он не предложил — генерал-майор Филатов получил заказ на разработку бронеавтомобиля более традиционной конструкции, при этом недорогого и надёжного. Тут-то на арену и вышел прапорщик Улятовский, который предложил весьма оригинальное решение. Он был единственным, кто решил использовать достаточно ценный ресурс — подбитые и изношенные бронеавтомобили, из деталей которых он и предложил собирать более компактные машины со смешанным пулемётно-пушечным вооружением.

Детали, разумеется, предлагал использовать те, что ещё были в нормальном состоянии, ещё годном для использования в дальнейших проектах. Тем самым Улятовский решал сразу две проблемы – экономил казённые деньги на строительстве бронемашин, а также решал вопрос с огромным количеством некондиционной техники. Военным идея, надо сказать, «зашла» - подбитой техники было немало, всю её транспортировать, переплавлять/чинить было недешёвым удовольствием.

Надо сказать, что проект был на самом деле, легко реализуемым – по логике, производить броневики можно было даже в полевых условиях, достаточно было лишь направить туда штат подготовленных конструкторов для обучения личного состава. Учитывая, что конструкция бронеавтомобиля не была чем-то новым, план был вполне реализуемым. Броневик новой модели предлагалось оснастить нового вида корпусом (впрочем, тут различия и заканчиваются), собранном на пространственной раме, жёстко закреплённой на шасси. К раме, собранной из металлических уголков, предлагалось закреплять бронелисты при помощи клёпок и болтов, а всё вооружение располагалось в корме машины.

Ещё одна из немногих сохранившихся фотографий, на которых изображён бронеавтомобиль Улятовского. Фотография в свободном доступе.
Ещё одна из немногих сохранившихся фотографий, на которых изображён бронеавтомобиль Улятовского. Фотография в свободном доступе.

Пройдя все круги имперской бюрократии, проект всё же разрешили воплотить в металле – команда прапорщика Улятовского смогла приступить к работам лишь в начале 1916 года. Начали со сборки шасси – для этого пришлось «дораскурочить» с десяток «некондиционных» бронеавтомобилей. С них же срезали металлические профили и бронелисты для строительства корпуса. Изначально планировалось вооружить машину одним пулемётом, расположенным в кормовой амбразуре (читатель ведь помнит, что бронеавтомобили того времени ходили в атаку кормой вперёд?). Однако уже во время испытаний, военные сочли такое вооружение недостаточным и затребовали установку артиллерийского вооружения.

Тогда Улятовскому пришлось дорабатывать своё детище – несколько изменить форму корпуса, установить орудие, и потом ещё раз дорабатывать. Затребованное военными орудие, а именно 76-мм противоштурмовая пушка образца 1910 года давала слишком мощную для лёгкого бронеавтомобиля отдачу, что могло негативно сказаться на прочности конструкции. Возросла, что естественно, и масса – для этого на бронеавтомобиль пришлось «позаимствовать» сошник с другой модели, разработанной генерал-майором Филатовым. Это была действительно необходимая мера, если вспомнить, из чего был собран бронеавтомобиль.

И вот на этом моменте теряются абсолютно все следы бронеавтомобиля прапорщика Улятовского. Возможно, машина прошла все испытания и была отправлена на фронт, где погибла или была захвачена противником и сразу же отправлена на переплавку. А возможно, что проект «зарубили» на корню и машину разобрали сразу.

Описание конструкции

История не сохранила достаточных сведений о боевом пути (если таковой был) бронеавтомобиля, но кое-какие сведения обнаружить удалось. В целом, конструкция была несколько оригинальной, что в окончательном итоге не помогло ему стать полноценной боевой машиной, но позволило оставить свой след в истории отечественного военного машиностроения.

Бронированный корпус

Бронекорпус автомобиля Улятовского был «изюминкой» всей конструкции. Он был традиционно собран на пространственной раме, к которой крепились листы хромоникелевой стальной брони толщиной в пять-шесть миллиметров. И если больших отличий в конструкции корпуса от других моделей броневиков не было, то габариты отличались серьёзно – высота бронеавтомобиля не превышала 180 сантиметров! В сравнении с остальными бронемашинами производства Российской Империи или стран Антанты (у которых РИ тоже закупила немало техники) он выглядел просто малышом.

Формально корпус делился на две части – моторно-трансмиссионное и боевое отделение, между собой делившимися одной перегородкой из неброневой стали. Капот бронемашины собирался из нескольких бронелистов – лобовой, установленный под рациональным углом, два установленных вертикально бортовых и трёх узких листов, формировавших «крышу» моторно-трансмиссионного отделения. Лобовой лист имел крупное окно для охлаждения радиатора, которое по традиции, можно было открывать лишь на марше, а в бою заслонку надлежало закрывать. В бортовых листах тоже прорезались два люка для обслуживания двигателя.

Бронеавтомобиль Улятовского собственной персоной. На переднем плане - сам прапорщик. Фотография в свободном доступе.
Бронеавтомобиль Улятовского собственной персоной. На переднем плане - сам прапорщик. Фотография в свободном доступе.

Задняя часть моторного отсека соединялась со «скулами», расширявшими корпус до ширины боевого отделения. В этом отделении изначально размещались три человека экипажа – водитель, командир машины и стрелок, причём последний из-за высоты корпуса, размещался лёжа. Никаких башен и прочих «излишеств» бронеавтомобиль не имел, отделение было достаточно тесным даже для троих бойцов. И если командир и водитель ещё имели относительный «комфорт», то стрелку было нелегко – лёжа, в закрытом пространстве, да ещё и вести эффективный огонь из пулемёта было довольно сложно.

Боевое отделение имело достаточно нестандартную форму – плоское днище, вертикальные борта, которые завершались «скулами» в корме машины, сужавшими корпус. Крыша собиралась из четырёх бронелистов, которые формировали нечто, напоминающее по форме пирамиду. Корма представляла собой конусоидальное нечто, собранное из плоских бронелистов. Для доступа внутрь экипаж мог воспользоваться одним из двух люков, прорезанных в бортах боевого отделения, а также использовать откидную крышку на корме.

Наблюдение за полем боя командиру машины и водителю предлагалось вести через лобовой люк (мог откидываться) на марше, а в бою через смотровой щиток. Стрелку оставалась лишь амбразура для пулемёта. Помимо этого, в бортах и нижней части крыши боевого отделения было прорезано несколько люков, через которые можно было наблюдать за местностью, а при необходимости даже вести огонь из личного оружия.

Вооружение

Всё вооружение бронеавтомобиля изначально было представлено одним пулемётом Максим образца 1910 года. К нему, скорее всего, полагалось иметь стандартные двенадцать снаряжённых лент по 250 патронов каждая, уложенных в металлические коробки. Однако такое вооружение на 1916 год военные считали слабым – дескать, бронеавтомобилям следует эффективнее поддерживать пехоту, а без артиллерийского вооружения сделать это весьма проблематично (хотя толку от тех пушек, что устанавливали на большинство бронеавтомобилей, было немногим больше).

76-мм противоштурмовая пушка образца 1910 года не была совсем уж мощным орудием. С другой стороны, мощное орудие на бронеавтомобиль и не поставить. Фотография в свободном доступе.
76-мм противоштурмовая пушка образца 1910 года не была совсем уж мощным орудием. С другой стороны, мощное орудие на бронеавтомобиль и не поставить. Фотография в свободном доступе.

В тот же момент на бронеавтомобиль приказали установить 76-мм противоштурмовую пушку образца 1910 года. Улятовскому пришлось немного поработать над кормой, чтобы её установить, а также добавить в конструкцию выдвижной сошник для большей устойчивости при стрельбе. Точных данных о том, сохранился ли в конструкции бронеавтомобиля пулемёт, у меня нет – однако судя по тому, что корпус лишь немного изменился по форме, я могу сказать, что пулемёт всё же «изгнали».

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Точных сведений о том, что было установлено на шасси, и какое именно шасси использовалось, нет – благо повреждённых машин было немало, Улятовскому было из чего выбрать. А учитывая, что в те годы бронеавтомобиль чаще всего называли по шасси, установленному на нём, можно предположить, что там была «сборная солянка» из различных компонентов. Рискну предположить, что на сборном шасси монтировался двигатель лошадей на сорок, с цепной передачей на задний ведущий мост. Мосты односкатные, причём ведущие колёса оснащались литыми металлическими дисками, в то время как передние были спицевые.

Подвеска традиционно была рессорной, собранной из тонких стальных полос. Для бронеавтомобиля массой в 2,5-3,5 тонны, как его оценивают различные эксперты, её более чем хватало, но о каком-то комфорте и ведении огня на ходу говорить не приходилось. Машины тех лет заметно трясло на любой поверхности, и поймать цель было достаточно непросто даже на ровном грунте. Посему не приходится говорить и о каком-то комфорте для экипажа.

Заключение

Ни о каком боевом применении бронеавтомобиля прапорщика Улятовского поговорить нам не удастся – ведь не известно, был ли он отправлен на фронт или сразу после испытаний разобран на части. Но тем не менее, прапорщик показал военному руководству, как можно использовать разбитую свою или захваченную в качестве трофеев (если таковое было) военную технику. К сожалению, зря…

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.