Найти в Дзене
Дневник неочевидного

10 реально полезных и инновационных фишек "китайцев" на зависть европейскому и японскому автопрому

Оглавление

Когда-то китайские автомобили ассоциировались с копированием западных и японских разработок, но эти времена постепенно уходят в прошлое. Сегодня китайские бренды не просто догоняют конкурентов, а порой даже опережают их, предлагая технологии и решения, которых нет у признанных лидеров из Европы, Америки, Японии и Кореи. Вместо подражания — собственные инновации, вместо роли статистов — уверенное место на мировой автоарене.

Встроенный видеорегистратор

Changan CS85
Changan CS85

Казалось бы, идея настолько очевидна, что странно, почему ее не реализовали раньше. Ведь классический видеорегистратор — это вечная возня: прикрепи, подключи, спрячь провода, а потом еще и снимай, чтобы не привлекать нежелательное внимание. Китайцы пошли другим путем — встроили регистратор прямо в блок за салонным зеркалом, рядом с датчиком дождя и стереокамерой.

Важно понимать: камеры активной безопасности и регистратора — это разные системы, они не могут заменять друг друга. Однако встроенный видеорегистратор избавляет водителя от многих неудобств. Карта памяти размещается в том же модуле за зеркалом, а записанные ролики можно просматривать как на экране штатной медиасистемы, так и на любом другом устройстве.

Exeed LX
Exeed LX

Качество съемки на высоте — стандартное Full HD (1920×1080), но главное преимущество не в этом. В некоторых моделях, например, Changan CS85, на видео накладываются данные телематики: индикаторы фар и поворотников, информация о газе и тормозе. Это может сыграть решающую роль при разборе аварийных ситуаций.

А еще система умеет работать на опережение. Если автомобиль резко тормозит, ускоряется или выполняет резкий маневр, регистратор автоматически фиксирует момент и сохраняет видео за несколько секунд до и после события. На многих моделях камера активна даже на парковке, так что можно легко узнать, кто оставил вам неприятный «сюрприз» на бампере.

Удобно? Безусловно. И главное — никаких висящих проводов и болтающихся креплений на стекле.

Три экрана спереди и микродисплеи в дверях

Geely Monjaro
Geely Monjaro

Когда Porsche Taycan получил персональный дисплей для переднего пассажира, это казалось эксклюзивной фишкой суперкара за миллионы. Причем в базовой версии экран даже не входил в стандартное оснащение! Но за четыре года китайские автопроизводители превратили эту премиальную деталь в доступную опцию для широкого круга покупателей.

Сегодня персональные дисплеи можно встретить не только в люксовых, но и в массовых моделях. Например, Geely Monjaro, который официально продается в России, предлагает пассажиру экран диагональю 12,3 дюйма, что даже больше, чем у Taycan (10,9 дюйма).

Но настоящих мастеров на «экранную гигантоманию» можно встретить среди китайских брендов, таких как Jetour. В их кроссовере Dasheng пошли другим путем: добавили миниатюрные дисплеи прямо в передние двери. Эти «микрофишки» показывают температуру и уровень загрязнения воздуха за окном. Полезно? Вряд ли. Но зато необычно. Правда, в российской версии этой модели, известной как Dashing, такие экраны, скорее всего, так и останутся экзотикой для других рынков.

Голосовое управление

-5

Голосовое управление, по сути, уже давно не является чем-то экстраординарным. Ещё в начале 2000-х многие премиальные европейские марки начали обучать свои автомобили базовым командам, и с тех пор функционал только расширялся. Но, пожалуй, только китайский концерн Chery довел эту систему до уровня, где она выполняет даже самые «банальные» функции.

В новых моделях Exeed достаточно произнести команду, чтобы изменить оттенок атмосферной подсветки или открыть люк. А в более доступных (до 3 млн рублей) моделях, таких как Omoda C5 и Chery Tiggo 7 Pro, можно, например, поднять или опустить каждое из четырёх стекол, не касаясь кнопок. Зачем это нужно? Вопрос интересный, ведь кнопки стеклоподъемников всегда под рукой, и отвлекать водителя от дороги они точно не будут.

Но это только часть картин. Куда важнее возможность управлять звонками или климат-контролем, не погружаясь в сложные меню. В таких функциях голосовое управление действительно приносит реальную практическую пользу, избавляя от лишних движений и позволяя сосредоточиться на дороге.

Передняя блокировка

Haval Dargo X
Haval Dargo X

Когда-то всё было просто: настоящие внедорожники — это понижайка, жесткие блокировки дифференциалов, и минимум три таких блокировки: межосевой и два межколесных. И, конечно, были исключения вроде Гелендвагена, который с гордостью предлагал и переднюю межколесную. А вот кроссоверы ограничивались автоматическим полным приводом, где в лучшем случае водитель мог заблокировать муфту, распределяющую момент по осям.

Но китайцы, видимо, не смогли отказаться от привлекшей их идеи всех трех блокировок. Haval H9 стал первым китайским внедорожником, который на российском рынке предложил такую систему. Это был почти эксклюзив, ведь на рамном кузове такое решение вполне обосновано. Но в прошлом году Haval решил шагнуть ещё дальше. Они представили Dargo X, кроссовер с принудительной блокировкой заднего межколесного дифференциала.

Что любопытно, Dargo X — это не рамник, у него нет понижайки и стоит нежный преселективный робот. Но сама идея с блокировкой заднего дифференциала — свежая и интересная. Причем, несмотря на отсутствие центральной блокировки, электроника в модели умело имитирует её работу, регулируя момент по осям в зависимости от выбранного водителем режима и анализа пробуксовок. Это, безусловно, шаг к созданию кроссоверов, которые могут справиться с серьёзными трудностями в условиях бездорожья.

Haval H9
Haval H9

Электронные ассистенты

Haval Jolion
Haval Jolion

Если честно, системы активной безопасности в китайских автомобилях можно назвать настоящими фишками, хотя с их настройкой не всегда всё гладко. Несмотря на техническую продвинутость, иногда эти системы могут работать не идеально. Например, на Haval Jolion и Dargo адаптивный круиз-контроль порой слишком резко тормозил на безобидных виражах, сбрасывая скорость на 20-30 км/ч. А вот Omoda C5 могла «потерять» впереди едущую машину и начинала ускоряться, что тоже не совсем безопасно. Но такие проблемы — скорее исключения, и производители уже знают об этих случаях, оперативно корректируя работу электроники.

Тем не менее, китайцы не перестают удивлять нестандартными решениями. Одной из таких идей стало предупреждение о быстром приближении сзади попутной машины. Изначально такая функция может напугать — автомобиль начинает подавать сигнал, хотя опасности визуально не видно. Это стоит учитывать и заранее изучить инструкцию. Главное — не паниковать, а внимательно следить за зеркалами и при необходимости перестроиться или ускориться. Чтобы привлечь внимание водителя, который может не заметить близость другого автомобиля, китайский автомобиль включит аварийку.

Haval Jolion
Haval Jolion

Haval пошёл дальше и предложил ещё одну интересную идею. Если с соседней полосы начинает смещаться другой автомобиль, система попытается минимизировать риск столкновения. Она не будет менять полосу самостоятельно, но может максимально сдвинуться к краю своей. Конечно, это не панацея, но даёт водителю несколько секунд на реакцию, что в критической ситуации может быть решающим моментом.

Внешние экраны

Концепт-кары уже несколько лет обещают нам автомобили, которые смогут общаться с пешеходами и другими водителями при помощи внешних дисплеев. Световые ЖК-панели с эмодзи, текстовыми сообщениями или символами могли бы, например, показывать пешеходу, что водитель готов его пропустить. И вот, наконец, эта идея добралась до серийных машин.

Кроссовер Exeed ExlantiX получил два световых табло под фарами, а у мини-внедорожника Baojun Yep дисплей разместился прямо на кофре задней двери. Звучит футуристично, но возникает логичный вопрос: а что скажут дорожные органы?

Дело в том, что правила дорожного движения (в том числе и принятая большинством стран Венская конвенция) четко регламентируют требования к внешним световым приборам. Они стандартизированы, чтобы любой водитель в любой стране мог мгновенно понять сигналы. Любые отклонения — под вопросом. Например, в США долгое время были запрещены продвинутые матричные фары, поскольку в них не предусмотрено четкого разделения на ближний и дальний свет.

Если кажется, что в Китае всё проще, то это не так. Например, камеры вместо боковых зеркал там до сих пор запрещены, хотя «эмодзи» на машинах уже узаконены. Так что, возможно, со временем такие панели получат и официальное признание, но пока это скорее эксперимент, чем общепринятая норма.

Подъемная панель

Помимо сугубо практичных решений, китайские автопроизводители не забывают и о дизайнерских экспериментах. Один из самых эффектных — «первый в мире подъемный тройной экран “все в одном”», представленный на электрокроссовере Voyah Free.

Поднимающиеся дисплеи и дефлекторы с электроприводами мы уже встречали, но здесь китайцы пошли дальше: двигается вся верхняя часть передней панели — от стойки до стойки. При изменении её положения меняется и видимая площадь трех дисплеев, а значит, трансформируется сам режим их работы.

На первый взгляд, это чистой воды эстетика без практической пользы. Тем более что конструкция, даже несмотря на алюминиево-магниевый каркас, весит около 30 кг, а для электромобиля любой лишний килограмм — это сокращение запаса хода.

Но если копнуть глубже, система дает реальные преимущества. Она позволяет настроить визуальный инструментарий под свой вкус и помогает подобрать идеальную посадку для водителей разного роста, улучшая эргономику. Так что, возможно, перед нами не просто эффектный трюк, а новая ступень в адаптации автомобиля под пользователя.

Массажер на двух… нет, трех рядах

Встроенные массажеры в премиальных немецких автомобилях появились еще четверть века назад, но теперь эта опция доступна и в китайских машинах. На кроссоверах и внедорожниках, как правило, массажеры установлены в передних креслах, а в бизнес-вэнах, столь популярных в Поднебесной, — на втором ряду.

Но Tank 500 решил пойти дальше и сделать комфорт массовым. Этот рамный внедорожник предлагает массаж сразу для четырех пассажиров – и водителя, и всех сидящих на втором ряду. Для сегмента больших внедорожников такая роскошь — прецедент.

-15

Хотя абсолютный рекордсмен — LiXiang L9. Этот огромный гибрид с тремя рядами раздельных кресел дарит сеанс массажа всем шестерым пассажирам. Но это далеко не единственная его особенность: в салоне установлены 21 динамик и три сабвуфера, так что помимо расслабляющего массажа можно наслаждаться и объемным звучанием на уровне концертного зала.

Сложные двери

HiPhi X
HiPhi X

Автомобильные бренды редко экспериментируют с дверями. После культового Mercedes 300 SL с его «крыльями чайки» самым смелым решением стали разве что задние двери Rolls-Royce, открывающиеся против хода. Чуть дальше пошла Tesla Model X, предложив гибридный вариант с поднимающимися задними створками.

Но HiPhi — китайский стартап, который решил переписать правила игры. В их машинах задние двери выполнены в невиданном формате: нижняя часть представляет собой створку без рамки, а крыша... открывается!

На кроссовере HiPhi Y двери работают традиционно, но на минивэне HiPhi X они распахиваются против хода движения. А если нет дождя или снега, можно и вовсе поднять секции крыши, создав невероятно широкий проем. Выглядит футуристично, удобно для посадки-высадки, но есть и нюансы.

С точки зрения безопасности переживать не о чем — HiPhi X достойно прошел краш-тест по китайскому стандарту C-NCAP, в том числе показав отличные результаты при боковом ударе. А вот ремонт — совсем другая история. Сложная архитектура дверей и крыши наверняка обернется внушительным ценником в случае повреждения.

Женская машина

-17

В наши дни идея специальных женских версий автомобилей кажется чем-то архаичным. В развитых странах за такие маркетинговые ходы можно схлопотать иск на миллионы от возмущенной аудитории. Но в Китае, похоже, к этому относятся проще, поэтому там продолжают выпускать автомобили с откровенно «женским» позиционированием.

Один из самых ярких примеров — Ora Ballet Cat, ретро-хэтчбек, который будто сошел с картинки 50-х, но при этом напичкан современными фишками. Что в нём такого «особенного»?

🔹 Органайзер-косметичка между передними сиденьями
🔹
Увеличенные зеркала в солнцезащитных козырьках
🔹
Подсветка для макияжа
🔹
Селфи-камера для быстрого постинга в соцсетях

Но самое любопытное — режим «теплого мужчины». Да, так и называется! Одним кликом включается печка и обогрев сидений, создавая уют в холодную погоду.

А ещё в систему активной безопасности интегрированы два нестандартных режима:
«Дождевой» — адаптация электроники под плохую погоду
«Женский» — повышенная подстраховка в сложных дорожных условиях

Казалось бы, такие решения должны вызывать бурную дискуссию. Но в Китае автомобиль получил массу положительных отзывов, и, возможно, маркетологи действительно знают свою аудиторию. Хотя европейские и американские бренды вряд ли рискнули бы повторить подобное.

В итоге

Все решения в нашей подборке — не из мира фантастики, а вполне реальные технологии, доступные прямо сейчас. Если есть желание (и бюджет), можно получить их уже завтра.

Концепт-кары — это другая история. Их создатели могут позволить себе безграничный полет фантазии, ведь главная цель таких машин — привлечь внимание на моторшоу. Но реальность жестче: далеко не все яркие идеи доходят до конвейера, уступая перед рентабельностью и практичностью.

И все же, иногда безумные концепты становятся частью нашей жизни. Мы уже не крутим диск телефона, как в прошлом веке, и автомобили продолжают удивлять технологиями, которые еще недавно казались фантастикой.

А если Вы хотите быть в курсе последних автомобильных новинок, интересных фактов и практичных советов, обязательно подпишитесь на мой канал. Так же рекомендую ознакомиться с другим моим материалом 👇