Решение любой проблемы «по-взрослому» делается в следующем порядке: постановка цели, определение причин проблемы, планирование действий, действия, результат. По демографии в России и других странах пошли по такому пути: постановка цели (повысить рождаемость), …, планирование действий (стимулировать людей экономическими мерами), действия (пособия и льготы), результат (отсутствие роста рождаемости).
И тут не надо быть семи пядей во лбу, чтобы найти причину отсутствия результата – из цепочки исключили обязательный пункт «определение причин проблемы». Вернее, причину сходу, без обсуждений и дискуссий, определили неправильную: рождаемость падает по материальным причинам «нехватка у семей денег». Отсюда и планирование действий пошло не по тому пути, отсюда и полное отсутствие нужного результата в виде роста рождаемости.
Это как если бы причину болезни определить неправильно, назначить неправильное решение и получить неправильный результат (больной от лечения умер). Такое кстати было в средние века, когда причиной многих болезней называли застой крови и лечение назначали в виде кровопускания. Сейчас по такому пути идут во внешней политике.
Итак, на планете Земля есть проблема – с 1950-х годов во всех странах мира (кроме Нигера) идёт падение рождаемости. Какая же первопричина этой проблемы? В этой статье мы её определим и поймём, почему меры властей рождаемость не повышают.
Дети рождаются в результате действий родителей. Действиями (любыми) людей управляет их мозг в соответствии с программами поведения, генетическими и приобретёнными. Программа размножения, которая приводит к рождению потомства, является генетической. Она записана сотни миллионов лет назад в наше ДНК и передаётся по наследству. Именно эта программа организует рождаемость и РЕГУЛИРУЕТ её.
А зачем программе регулировать рождаемость, спросите вы? Не проще ли было записать в код программы «каждой семье иметь пять детей» и тогда проблемы демографии нет? Нет, не проще. Если бы код генетической программы был именно таким, то наш вид хомо сапиенс давно бы вымер. Почему? Момент важный, поясняем коротко, но с подробностями.
В начале о том, как в ходе эволюции появилось много разных видов. При размножении у потомства в результате мутаций ДНК появляются небольшие отклонения в физической форме организма. Те отклонения, которые помогают виду выжить в данной местности, закрепляются в ДНК и передаются по наследству. Условно: в долине жил вид-1, который питался кустарниками. Тут из-за изменения климата кустарники в долине расти перестали.
Вид-1 начал вымирать, но среди него родился детеныш с хоботом, который смог питаться листьями деревьев и оставил после себя потомство с хоботом (вид-2). Именно из-за мутаций в ДНК появились разные виды среди животных, растений и грибов.
Далее, растения и грибы растут на одном месте, а животные двигаются. Для управления движением в ходе эволюции у всех животных появился мозг (центральная и периферическая нервные системы). Растения и грибы для выживания в условиях изменения окружающей среды могут менять только физическую форму. Животные для выживания дополнительно используют действия (движение). Те повторяющиеся действия, которые помогают виду выжить, закрепляются в ДНК и передаются по наследству. Это и есть генетические программы поведения.
Одной из важнейших является генетическая программа размножения. Она сформировалась сразу же после появления первых животных (видов с мозгом) 500 млн лет назад. Без этой программы наши дальние предки не стали бы размножаться и нас с вами не было бы сейчас на планете. И теперь переходим к «зачем программе регулировать рождаемость».
А давайте мы себя представим на месте природы/эволюции и виртуально создадим программу размножения. Условия задачи: есть большой континент, на нём в поле есть гектар с питательной травой. На этом гектаре нужно иметь популяцию кроликов именно в 100 особей, потому что только на такое количество там хватит травы. Вот вам три пары кроликов, они и их потомки могут умереть только естественным образом.
Мы берём кроликов и помещаем их на гектар. Кролики живут, размножаются и постепенно их стало 100 особей, травы хватает ровно на всех. Но кролики размножаются дальше, число их переваливает за 100, травы перестаёт на всех хватать и вся популяция может погибнуть. Что делать?
Правильно – нужно сделать так, чтобы лишние кролики ушли на другую поляну. Поздравляю, вы только что изобрели генетическую программу миграции, которая записана в ДНК почти всех видов животных. Эта программа побуждает животных и людей кочевать в другие местности. Человечество появилось в Африке и путём действия этой программы, то есть миграции постепенно расселилось на все континенты.
Усложним и одновременно упростим задачу. Гектар на поляне загораживается забором и все кролики могут жить только внутри гектара. Но нам взамен даётся возможность программным путём регулировать рождаемость кроликов.
Итак, кролики размножаются и их число переваливает за 100 особей. Создаётся угроза вымирания популяции от нехватки пищи. Миграция невозможна, что делать? Правильно – в код программы размножения сделать запись «при повышении плотности популяции снизить рождаемость». Потолкались кролики на поляне и снизили рождаемость. Постепенно «лишние» кролики вымерли и на поляне стало жить 100 особей.
Ещё вводная в задачу: среди кроликов случилась высокая смертность крольчат и создалась угроза вымирания популяции. Что делать? Правильно – в код программы размножения сделать запись «при высокой детской смертности рождаемость повысить».
Что происходит дальше на нашем гектаре. Кролики размножаются, но как только их становится много и плотность населения повышается, то в генетической программе размножения срабатывает соответствующий код и кролики снижают свою рождаемость. А если в популяции вдруг происходит мор среди крольчат, то кролики наоборот, рождаемость свою повышают.
Но это всё учебная задача, а как всё на практике. Да вот точно именно так.
Самая низкая рождаемость именно в тех странах и регионах, где высокая плотность населения (подробнее).
А почему в Канаде, Австралии и России плотность населения низкая и рождаемость тоже низкая? А потому, что в этих странах основная масса населения сконцентрирована в небольших регионах проживания, где плотность населения высокая. В Канаде люди проживают в основно по южной границе страны, а в Австралии по побережью.
А в России большая часть населения проживает в Европейской части, где плотность его высокая, а рождаемость низкая.
Рождаемость в сельской местности выше, чем в городской.
Самая высокая рождаемость именно в странах с высокой детской смертностью (подробнее).
Что из всего этого следует? А то, что количество денег у людей на генетическую программу размножения влияния не оказывает. Пятьсот миллионов лет назад, в момент формирования программы, денег на планете не было. И что пособия и льготы значимо повысить рождаемость не могут. Так и происходит: пособия и льготы в разных странах вводят, а рождаемость в них не повышается.
Что делать? Повысить рождаемость в значимой степени можно только путём снижения плотности населения. Для этого семьи должны жить в коттеджных посёлках с низкой плотностью населения по окраинам городов. Вы скажете «трудная задача»? Согласен, но только кто обещал, что будет легко?
Хотя конечно можно пойти по лёгкому (пособия) пути, не дающему результату. По этому пути идут многие страны мира, в том числе и Россия.
Какие перспективы у страны в плане демографии? Сокращение населения в России и многих других странах продолжится.
Как ко всему этому относится государство? Никак – читайте статью об этом. Почему госслужащие не в курсе первопричин падения рождаемости? Да потому что в школах они не изучали предмет «Мозг и генетические программы поведения».
Ну хорошо, предмет не изучали, но они же должны ознакомиться с ними сейчас. Чтобы принимать решения исходя из знания основ первопричин действий людей. Нет, изучать эти основы чиновники нашей и других стран не торопятся. Почему? Потому что в школах мы детям на прививаем навык поиска возможностей. Зато кучу времени тратим на то, чтобы дать им знания, в повседневной жизни которые им не нужны. Например, знанием валентности почти никто из нас не пользуется, а вот навыки поиска возможностей нам нужны на дню по много раз. Впрочем, это уже тема про образование, об этом в других статьях.
Подробнее о некоторых генетических программах поведения и их влиянии на нашу жизнь - Книга "Как мозг управляет внешней политикой"