После революции русские произведения искусства можно было купить за смешные деньги. Обнищавшие, растерянные эмигранты отдавали фамильные ценности не торгуясь, а неопытное советское правительство меняло царские сокровища на продовольствие по бросовым ценам. «Зачем собирать и хранить метеоры прошлого, если у нас их столько в будущем»,— писал график-конструктивист Петр Митурич.
Доктор искусствоведения Наталья Семенова подсчитала: «В 1917-1923 годах продано: 3 тыс. каратов бриллиантов, 3 пуда золота и 300 пудов серебра из Зимнего дворца; из Троицкой лавры — 500 бриллиантов, 150 пудов серебра; из Соловецкого монастыря — 384 бриллианта; из Оружейной палаты — золотого и серебряного лома 40 пудов. Полученный доход составил 4,5 тысячи рублей. На покупку хлеба для голодающих потратили 1 тысячу рублей, все остальное ушло на расходы и продуктовое довольствие самих комиссий по изъятию».
До сих пор на европейских аукционах то и дело всплывают удивительные российские артефакты, о которых музеи могут только мечтать. Например, не так давно в Монако выставили на продажу несколько неизвестных портретов Павла I и его семьи.
Парные миниатюры будущих императора и императрицы выполнены гуашью на пергаменте в пышном золотом обрамлении. Размер каждой миниаютюры - 6,5 на 5 см, стартовая цена - 18000 евро. Разумеется, любой уважающий себя коллекционер будет стремиться купить комплект из двух миниатюр.
А эта искусно выполненная камея из слоновой кости представляет особый интерес. Во-первых, здесь Павел Петрович изображен со своей первой супругой Натальей Алексеевной, рано ушедшей из жизни. Во-вторых, благодаря подписи под портретом великой княгини известен автор работы - Август Христиан Ритт, академик Императорской Академии художеств. Миниатюры Ритта хранятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Русского музея, ГМИИ, в Третьяковской галерее и в других музеях. Искусствоведы относят этот медальон к 1774 году. Начальная цена - 12000 евро.
Украшением любой коллекции станет очаровательный портрет императора Александра I, сына Павла I. Это миниатюра на слоновой кости имеет размер 6,3 на 5,5 см, ее стартовая цена - 12000 евро.
Как считают эксперты, «учитывая особенности мундира Преображенского полка, портрет может быть датирован временем после марта 1801 года. Униформа, представленная на этом портрете, как и на других портретах того времени, была в употреблении в 1796-1797 годах и являлась более популярной среди офицеров лейб-гвардии в течение первых месяцев после переворота 11 марта 1801 года, чем форма, утвержденная для ношения в 1800 году. Эта "переходная" униформа использовалась до появления новой в 1802 году. Другие портреты Александра этого типа не известны».
Автор статьи — писатель и журналист Анна Пейчева
Новая книга автора — «Радости и горести Александра III»
Уникальный архив — в подписке Дзен Премиум
Живая история каждый день — «Уютная история» в ВК
Не пропустите новые уютные истории — подпишитесь на канал!