Найти в Дзене
За горизонтом Н.Костарнова

В сердце Антарктики. Антарктическая одиссея Шеклтона

Оглавление

В начале 1914 года во всех лондонских газетах появилось объявление: "Требуются люди для участия в рискованном путешествии. Маленькое жалованье, пронизывающий холод, долгие месяцы полной темноты, постоянная опасность, благополучное возвращение сомнительно. В случае успеха — честь и признание. Сэр Эрнест Шеклтон".

«Самое ужасное путешествие в мире». Эпсли Черри-Гаррард

Казалось, судьба Шеклтона оказалась почти забыта. Прошло много лет, прежде чем все стали повторять слова, написанные еще в 1921 году полярным исследователем Эпсли Черри-Гаррардом:

"Если у экспедиции географические и научные цели, то дайте мне Скотта, для рывка к полюсу любой ценой - Амундсена, а если я нахожусь в чертовой заднице и хочу выбраться, - то дайте мне только Шеклтона".

Кто же он - Эрнест Шеклтон?

Эрнест Генри Шеклтон - Участник четырёх антарктических экспедиций, тремя из которых командовал.

I экспедиция. 2 ноября 1902 г. Роберт Скотт, доктор Эдвард Уилсон и младший лейтенант Эрнест Шеклтон на трех собачьих упряжках отправились к Южному полюсу. 31 декабря добрались до 82° 17’ ю. ш. Здесь путь им преградил ледяной обрыв; пришлось возвращаться.

Шелтон, Скотт, Уилсон
Шелтон, Скотт, Уилсон

II экспедиция. В 1907 г. Шеклтон, решивший покорить Южный полюс, организовал собственную экспедицию в Антарктиду. 9 января 1909 г. на широте 88° 23’ Шеклтон принял решение повернуть обратно. До полюса оставалось всего 180 км. Измученные до предела, но живые путешественники вернулись на береговую базу.

Полюсный отряд на борту «Нимрода». Слева направо: Уайлд, Шеклтон, Маршалл, Адамс
Полюсный отряд на борту «Нимрода». Слева направо: Уайлд, Шеклтон, Маршалл, Адамс

III экспедиция. В 1914 году он организовал Имперскую трансантарктическую экспедицию. Об этом путешествии Эпсли Черри-Гаррард написал в предисловии к своим мемуарам 1922 года «Самое ужасное путешествие в мире».

В 2002 году Шеклтон занял 11 место в опросе BBC «100 величайших британцев». Джентльмен, вошедший в сотню величайших британцев, известный как "Великий неудачник".

"Эндьюранс" во льдах
"Эндьюранс" во льдах

Но все это только вступление. Об этом мужественном человеке и героическом путешествии подробнее.

Эрнест Генри Шеклтон родился в 1874 году неподалеку от Дублина в семье врача. Мальчик обожал приключенческие романы. Эрнест в детстве часто болел (у него был врожденный порок сердца - дефект межпредсердной перегородки), был физически слабым. Отец надеялся, что Эрнест пойдет по его стопам и станет врачом, но упрямый мальчишка заявил: - Я буду моряком.

Финансовое положение семьи было трудным. И он нанялся простым матросом на парусник. Юноша прослужил четыре года на паруснике "Hoghton Tower", совершив на нем два дальних плавания в Перу и Чили и одно кругосветное путешествие. В 1898 году стал капитаном с правом командования британским судном в любых широтах Мирового океана.

Шеклтон с  Эмили Мэри Дорман
Шеклтон с Эмили Мэри Дорман

Вступил в брак с Эмили Мэри Дорман 9 апреля 1904 года. У них родилось трое детей: Рэймонд, Сесилия и Эдвард. Именно связи Эмили открыли Эрнесту Шеклтону двери в исключительный круг общения и обеспечили необходимым финансированием, позволившим ему отправиться в экспедицию на Южный полюс.

«Он был женат на мне, но его сердце принадлежало Антарктиде». Эмили Мэри Дорман

Амудсен, Шелктон, Пири
Амудсен, Шелктон, Пири

В 1914 году Шеклтон организовал Имперскую трансантарктическую экспедицию.

Южный полюс был достигнут Р. Амундсеном, поэтому Шеклтон поставил перед собой более грандиозную задачу: высадка на Антарктиде и пересечение всего Антарктического материка - 1800 миль по всему континенту через Южный полюс. Этой цели они никогда не достигли, но приключений путешественникам досталось сполна.

Несмотря на суровые реалии, общее число заявок на участие в экспедиции превысило 5000, в том числе и от прекрасного пола. В конечном итоге отобрано было 56 человек, по 28 на каждый из двух отрядов на кораблях "Эндьюранс" и "Аврора". Все действия команды фиксировал фотокорреспондент Фрэнк Херли из Австралии, специально приглашенный в экспедицию.

Команда экспедиции
Команда экспедиции

"Аврора", которой командовал Джозеф Стенхаус, должна была следовать к Барьеру Росса, чтобы приготовить склады с едой вдоль маршрута.

Путешествие вначале проходило благоприятно. 21 февраля 1915 года "Эндьюранс" оказался в самой южной точке своего пути. Судно Шеклтона столкнулось с неожиданно высокой плотностью льдин. Попытки вручную очистить путь от льдин не увенчались успехом.

После более чем двух месяцев борьбы со льдами "Эндьюранс" начал дрейфовать на север. 27 октября 1915 года судно был сжато до предела, в борту образовалась пробоина. После гибели корабля не могло быть и речи о пересечении континента: команде предстояло выжить.

Во льдах
Во льдах

На лед были выгружены припасы и три шлюпки. Трое суток команда боролась за жизнь корабля, откачивая из трюмов воду при минус 27 °C. План Шеклтона был в том, чтобы идти по льду к суше, но от идеи пришлось отказаться. Передвигаться по льду и тащить лодки было непосильной задачей. Не было другого выхода, кроме как разбить лагерь на льдине.

Экипаж построил лагерь, извлек продовольственные запасы и спасательные шлюпки из "Эндьюранса", 21 ноября корабль полностью не затонул.

Новым домом путешественникам стал лагерь «Океан», который они разбили неподалёку от корабля. Путешественники остались дрейфовать на льдине. В лагере команда провела около трех месяцев.

Крушение корабля
Крушение корабля

Вскоре стало не хватать продовольствия. В ход пошли пингвинятина и тюленина, а ездовых собак, взятых в экспедицию пришлось, пристрелить.

Дальше была полная драматизма и настоящего героизма эвакуация на сохраненных шлюпках на остров Элефант.

Дрейф и переход по льдам длились 497 дней. Шеклтон проявил себя умелым руководителем. Во время морского перехода Шеклтон отдал свои рукавицы австралийскому фотографу и кинооператору Фрэнку Хёрли, который потерял свои во время шторма, в результате начальник отморозил себе пальцы на руках.

-10

Потом было просто фантастическое плавание за помощью Шеклтона и пятерых его товарищей - Уорсли (капитана "Эндьюранс"), Крина (ветерана Антарктики, проверенного в экспедициях Скотта), плотника Генри (Чиппи) Макниша, Тима Маккарти и Джона Винсента.

Команда отплыла 24 апреля 1916 года при благоприятном юго-западном ветре. Выйдя в море, шлюпке пришлось уклониться от прямого курса, в связи с наличием ледяных полей. За первые сутки при 9-балльном шторме удалось пройти 45 морских миль (83 км).

-11

Из-за шторма команде приходилось бодрствовать, были трудности со сменой вахт, а полярная одежда не была приспособлена для морского плавания, и её невозможно было высушить. 29 апреля погода резко ухудшилась, упала температура, а волны грозили опрокинуть шлюпку. На 48 часов пришлось лечь в дрейф, при этом снасти и матерчатую «палубу» пришлось непрерывно очищать ото льда. К 4 мая они были уже в 250 морских милях от Южной Георгии. Команда непрерывно слабела. Первые признаки земли показались 8 мая, однако из-за урагана пришлось лечь в дрейф на сутки. Состояние членов команды стало столь плачевным, что 10 мая Шеклтон решился на высадку, невзирая на все опасности. Высадиться удалось близ залива Короля Хокона.

Начальник экспедиции позднее признавался, что это плавание было одним из самых страшных испытаний, которые ему довелось пережить.

-12

Команда находилась в 280 км от китобойной базы (если плыть вдоль побережья), однако, судя по состоянию шлюпки, преодолеть это расстояние было невозможно. Винсент и Макниш были на грани жизни и смерти, поэтому Шеклтон, Уорсли и Крин решили идти за спасением через горы - к китобойной базе Стромнесс. 18 мая три человека двинулись в горы - это было первое в истории пересечение внутренних районов Южной Георгии. Поход был очень тяжёлым ещё и потому, что у путешественников не было карт, и постоянно приходилось обходить ледники и горные обрывы. Без всякого снаряжения, без сна они за 36 часов достигли Стромнесса, причём выглядели, по словам Уорсли, «как три чучела».

Как Шеклтону и его товарищам по команде удалось пройти через это суровое место с такой скоростью, остаётся загадкой по сей день.

-13

Три месяца Щеклтон пытался спасти свою команду, которая верила в своего Босса (так они называли Шеклтона) как в Бога.

25 августа началась четвёртая попытка, которая благополучно завершилась к полудню 30 августа: все участники зимовки на о. Элефант перешли на борт Yelcho. Вся команда прибыла в Пунта-Аренас 3 сентября 1916 года (через 2 года после начала экспедиции).

Хотя экспедиция не достигла намеченной цели, спасение в таких нечеловеческих условиях всех ее участников считается огромным организационным успехом и большой заслугой Шеклтона как командира.

-14

Несколько слов о том, как сложилась дальнейшая судьба Эрнеста Шеклтона. В 1921 году Шеклтон смог найти деньги на новую (четвертую) антарктическую экспедицию, но умер сразу же после прибытия на Южную Георгию от сердечного приступа. Ему было 47 лет.

Книга Шеклтона
Книга Шеклтона

Супруга распорядилась захоронить тело мужа в Южной Георгии и позаботилась о том, чтобы о ее муже осталась добрая память. Она попросила своего друга Хью Роберта Милла написать его биографию, предоставив необходимые материалы.

В своём выступлении в Британской научной ассоциации в 1956 году один из современников Шеклтона, сэр Реймонд Пристли, сказал: "В области науки и географических исследований мне нужен Скотт, для путешествия полярной зимой — Уилсон, для молниеносного рывка к Полюсу — Амундсен; но если я окажусь в пасти у дьявола и захочу из неё выбраться, я без колебаний призову Шеклтона".

Читайте статьи, решайте тесты, пишите комментарии, и не забывайте ставить лайки!

Подписывайтесь на мой канал "За горизонтом"