Найти в Дзене

Ребенок не хочет учиться. Что делать? Часть 3. Как мотивировать подростка на добросовестную учебу

Подумайте со стороны взрослого. Что мотивирует вас, скажем, работать на скучной и неинтересной работе? Привычка? Страх, что больше ничего лучше не найдете (по сути неуверенность) или вы везунчик и вас там держат большие деньги? Подростки не дураки, и очень хорошо понимают, что нет смысла напрягаться, если смысл напряжения не понятен. Это нормально, этому нас учит физика: всякая система стремиться к минимуму энергии. Мы, люди, тоже стремимся энергию экономить и попусту не напрягаемся. При этом, я считаю, что подростки 12+ уже достаточно осознанные, у них уже созревает неокортекс и префронтальная кора, в отличие от детей более младшего возраста, которых мы обсудили в другой статье. И кроме этого, в 12 лет люди переходят в энергетически более активный период, из стихии ветра, в стихию огня (согласно китайской философии У-Син). Такие дети уже умеют считать деньги, понимают их ценность, имеют в реальности материальные желания, которые сильно превышают их бюджеты карманных денег (гаджеты,
Оглавление

Подумайте со стороны взрослого. Что мотивирует вас, скажем, работать на скучной и неинтересной работе? Привычка? Страх, что больше ничего лучше не найдете (по сути неуверенность) или вы везунчик и вас там держат большие деньги?

Подростки не дураки, и очень хорошо понимают, что нет смысла напрягаться, если смысл напряжения не понятен. Это нормально, этому нас учит физика: всякая система стремиться к минимуму энергии. Мы, люди, тоже стремимся энергию экономить и попусту не напрягаемся.

Источник Яндекс.Картинки
Источник Яндекс.Картинки

При этом, я считаю, что подростки 12+ уже достаточно осознанные, у них уже созревает неокортекс и префронтальная кора, в отличие от детей более младшего возраста, которых мы обсудили в другой статье. И кроме этого, в 12 лет люди переходят в энергетически более активный период, из стихии ветра, в стихию огня (согласно китайской философии У-Син).

Такие дети уже умеют считать деньги, понимают их ценность, имеют в реальности материальные желания, которые сильно превышают их бюджеты карманных денег (гаджеты, крутые шмотки и т.п.). Они могут "терпеть" и "копить" и не так сильно подвластны уже сиюминутным порывам. Хотя все это начинает формироваться сильно раньше, и можно это начинать воспитывать лет с 8 довольно успешно.

Поэтому к возрасту средней школы, для мотивации ребенка учиться, нужно решить несколько задач.

Объяснить ему зачем он учит тот или иной предмет: навык + философия

В целом с этим разбираться надо постепенно, с 1 класса, но именно в средней школе появляются новые предметы, которые не всегда понятно зачем знать и учить. Не понятно не только ребенку, но иногда и родителю. Тогда правило всегда простое: сначала разберись и найди ответы для себя, потом иди "воспитывать". На какие вопросы себе должен ответить родитель, мы обсуждали тут.

Дальше хорошо бы определить, каким предметам мы отдаем предпочтение. Логика тут может быть разная. Если ребенок уже показал свои таланты и вы знаете его "профиль", можно опираться на это. Если пока таланты и предпочтения не проявились ярко, я бы рекомендовала поделить предметы на "навыковые" и "устные". К навыковым мы по началу отнесли те, где нужно формировать навык и заниматься ежедневно или регулярно, иначе навык можно быстро потерять. Это чтение, письмо, математика, иностранный язык. В средней школе в список добавились физика и химия - там нужно нарешивать задачки, чтобы уметь применять теорию на практике.

Остальные предметы "устные", то есть там нужно принять в голову информацию, разложить ее по полочкам и иметь возможность доставать эту информацию по необходимости - вот какой главный навык мы тренируем на этих предметах. Второй навык там - умение читать большие объемы текста (параграф в учебнике) и вычленять из него главные мысли, которые лучше записывать в виде конспекта для упрощения повторения. Вашему ребенку эта идея - писать конспекты, скорее всего не понравится. Моя тактика была такая - дать человеку получить опыт. Он попробовал учиться без конспектов, получалось плохо. Попробовал с конспектами - стало получаться лучше. Выводы он сделал сам. Мы договорились о поблажке - конспект может делать электронный, но навыковые предметы пишет рукой, в том числе конспект.

Плюс этого подхода в том, что у вас всегда есть как минимум один аргумент про то "зачем учить историю" - потому что это тренировка супер важного навыка "умение учиться". И дальше можете добавить что-то из своего философского отношения к предмету.

Какое будущее для себя он видит и хочет

Затем мы регулярно вели беседы о том, что он хочет делать в жизни, без взрослого пафоса и программирования на неудачу типа "вырастешь неучем и будешь дворником". Я реально считаю такие высказывания признаком родительской слабости и отсутствием других аргументов. Мы же начинали с того уровня, который был доступен ему в его возрасте в свои 10-11 лет. А видел он себя в то время, например, владельцем приюта для котиков. Подставьте сюда другую "нелепую" для взрослого мечту, и просто поиграйте с ребенком в эту игру по его правилам. У вас должно хватить сердца, интеллекта и фантазии, чтобы не критикуя, поговорить про то, что ему пригодится и понадобится уметь для реализации этой мечты. И мягонько, но с фокусом на реалистичность, расширить представления ребенка о реальном мире и том, что ему в действительности будет нужно.

Так для нас проект "приют для котиков" стал очень ценным учебным пособием в этих разговорах о мотивации изучать разные предметы. Несколько лет подряд мы периодически к нему возвращались. Сначала котиков надо уметь считать, чтобы рассчитать площадь помещений для их жизни, заказывать количества корма, которое они съедят не за 5 минут, а хотя бы на неделю хватит. По мере взросления ребенка мы дошли и до найма и управления персоналом и даже схем расчета и уплаты налогов, и как следствие необходимости нанять бухгалтера, иначе времени на котиков ему не хватит, а это уже совсем другие затраты.

Потом мы считали за сколько лет он может заработать на помещение для котиков (даже просто на аренду, не говоря уже о покупке помещения), если будет работать на разных работах, начиная от низкоквалифицированных и постепенно поднимаясь выше и выше. Вот прям брали реальные объявления по недвижимости, цены, зарплаты из объявлений. Одно объявление с зарплатой он сам сфоткал в кафе быстрого питания. С каждым шагом ребенок сам видел как "проще ему жить и реализовать мечту" и принял решение, что учиться надо хорошо в школе, чтобы потом пойти учиться дальше и получить профессию, которая позволит осчастливить больше котиков.

А сколько котиков хочет осчастливить ваш подросток?

А дальше наша задача - помочь ему эффективно учиться. А это мы умеем и обсуждали уже, например тут.

И тогда вы становитесь по одну сторону, становитесь командой. Ребенок хочет, а вы просто помогаете.

И пару лет спустя у нас был смешной случай. Семья друзей пришла в гости, там ребенок младше нашего и зашла речь о мотивации учится. Мы спрашиваем - чего хочет ребенок и он тоже говорит о "приюте для котиков". Я предлагаю детям поговорить об этом самостоятельно и сама молчу, с интересом наблюдая. Мой ребенок дает гостю четкий "расклад" под удивленные взгляды родителей. Про налоги и з/п бухгалтера он тоже тогда не забыл рассказать. Чем удивил уже меня.

Сейчас, конечно, его мотивирует уже не приют для котиков, а какое-то другое более зрелое его видение того уровня жизни, к которому он привык и хочет иметь будучи взрослым сам. У него есть шутка про то, что в 18 лет бесплатная версия "игры" закончится и придется за все платить. В каждой шутке, только доля шутки. И мне нравится его настрой и добросовестное отношение к учебе, которые многие думают, что пришло само по себе, но это не так.

В этой статье я попыталась приоткрыть, хотя понимаю, что это трудно, наш подход.

Присоединяйтесь к моему телеграм-каналу, если хотите получать больше материалов и личного общения.

KanaevaPRO|Масштабное мышление